Interested Article - Турецкая баня (картина)

«Туре́цкая ба́ня» ( фр. Le bain turc ) — картина французского художника Жана Огюста Доминика Энгра . Тондо диаметром 110 см по состоянию на 2013 год находилось в 60-м зале на втором этаже галереи Сюлли в Лувре (инв. № R.F. 1934). На полотне изображены обнажённые женщины в экзотической обстановке гарема . Композиция с нагой натурой выполнена в полном соответствии с академическими канонами .

Создание

Этой картиной 82-летний художник подводит своеобразный итог развития жанра ню , одного из главных жанров в своём творчестве. По мнению некоторых исследователей, «Турецкая баня» является венцом его поисков в этом направлении.

Художник начал работу над полотном в 1859 году, и первоначально картина была прямоугольной. В этом же, 1859 году, её купил принц Бонапарт. Однако некоторое время спустя Энгр возобновил работу над картиной и превратил её в тондо, одновременно переписав некоторые фигуры. Энгр подписал картину и поставил на ней дату в 1862 году, хотя он вносил изменения и в 1863 году . Подпись художник дополнил указанием на свой возраст: «Aetatis LXXXII».

Композиция

Картина «Турецкая баня» в 1859 году. Фотография Шарля Марвиля

На первый взгляд композиция «Турецкой бани» производит впечатление беспорядочного скопления обнажённых тел. Замысел художника для зрителя раскрывается постепенно. Выбрав форму тондо, художник строит пространство в виде сферы. Окружности полотна соответствует ритм многочисленных закругляющихся линий. Центральная женская фигура — почти полное повторение « Купальщицы Вальпинсона » (иное название «Большая купальщица», 1808). Спина женщины в чалме , играющей на музыкальном инструменте, будто бы выступает из плоскости картины, усиливая впечатление сферичности.

Задачи построения пространства, помогающего усилить общую динамику композиции (росписи капеллы Ангелов в парижской церкви Сен-Сюльпис ) или передать экспрессию действия (картины с охотничьими сценами) в те же годы решал и Эжен Делакруа , уходя от простой линейной перспективы и работая с несколькими планами. Таким образом, обоих художников занимала проблема создания нового пространства, к которой подошло в своём развитии изобразительное искусство XIX века.

Кеннет Кларк говорит о почти «удушающем» впечатлении, которое производит картина:

«Художник наконец позволил себе дать волю чувствам и всё, что косвенно выражала рука Тетии или ступня Одалиски , теперь обрело открытое воплощение в пышных бёдрах, грудях и роскошных сладострастных позах» .

Две женские фигуры, полулежащие справа, не имеют аналогов в западном изобразительном искусстве. По мнению Кларка, в «Турецкой бане» обнажённые женщины вызывают реминисценцию со скульптурой храмов Южной Индии .

Энгр изобразил охваченных истомой женщин, лежащих в ленивых, расслабленных позах, а также восточный танец обнажённой красавицы на втором плане. Картина погружает зрителя в замкнутую атмосферу сладострастия и праздности восточного гарема.

Совершенство рисунка, мастерскую моделировку тел, мягкий свет дополняет тонкий общий колорит. Золотистый тон картины — тон наготы — оживляется включением пятен синего, красного и лимонно-жёлтого цветов. Их сочетание повторяется в натюрморте на первом плане, где на низком столике изображены коробочки и флаконы с притираниями и духами.

Публика получила возможность увидеть эту картину только в 1905 году во время ретроспективного показа, посвящённого творчеству Энгра. В 1911 году передана в Лувр Обществом друзей Лувра при содействии .

Картину высоко оценивали искусствоведы Жан Кассу , Жан Алазар, критик Гаэтан Пикон. Автор двухтомника «История Французской живописи» Пьер Франкастель считал «Турецкую баню» лучшим произведением Энгра.

Выставка одной картины в Лувре

«Турецкая баня» стала первой картиной, которой Лувр в 1971 году открыл серию «выставок-досье», где центром экспозиции становилось одно живописное произведение. Перед выставкой была проделана обширная работа по исследованию и реставрации картины, сбору и тщательному изучению материалов, связанных с её созданием. Были подняты темы влияния на Энгра работ других мастеров и воздействия «Турецкой бани» на дальнейшее развитие изобразительного искусства. Из 82 позиций в каталоге выставки 62 — подготовительные наброски и этюды Энгра, а также работы предшественников, под влиянием которых художник создавал своих персонажей. Завершающий раздел экспозиции был составлен из 20 картин и рисунков, где в большей или меньшей степени отразились впечатления художников XX века от «Турецкой бани». Среди них — четыре рисунка Пабло Пикассо , созданные в период 1918—1968 годов. Для того, чтобы подчеркнуть центральное положение в выставке именно картины Энгра, некоторые из экспонатов были представлены фотографиями .

Фильмография

  • «Очарованный взгляд», фильм из цикла « Палитры » (Франция, 1991).

Примечания

  1. Prat L.-A. Ingres. — Milan: 5 Continents, 2004. — P. 90. — ISBN 88-7439-099-8 .
  2. Кларк К. Нагота в искусстве : исследование идеальной формы / Пер. с англ.: М. В. Куренной и др.. — СПб. : Азбука-классика, 2004. — С. 187.
  3. Березина В. Н. Жан-Огюст-Доминик Энгр. — М.: Изобр. иск-во, 1977. — С. 223
  4. Вопросы комплексного исследования художественных музеев. Сборник научных трудов / Гос. Рус. музей; [Редкол.: Гусев В. А. (отв. ред.) и др.] — Л.: ГРМ, 1986. — С. 71

Литература

  • Березина В. Н. Жан-Огюст-Доминик Энгр. — М.: Изобр. иск-во, 1977. — С. 203—206, 223.
  • Вопросы комплексного исследования художественных музеев. Сборник научных трудов / Гос. Рус. музей; [Редкол.: Гусев В. А. (отв. ред.) и др.] — Л.: ГРМ, 1986. — С. 71

Ссылки

Источник —

Same as Турецкая баня (картина)