Китайский фарфор
- 1 year ago
- 0
- 0
Бискви́т ( фр. biscuit — сухарь, сухое печенье, от лат. bis coctum — дважды испечённое) — разновидность керамики , неглазурованный фарфор , изделие из белой фарфоровой массы, не покрытое блестящим слоем свинцовой глазури .
Поверхность изделий из бисквита белая, матовая и слегка шероховатая, что придаёт таким изделиям сходство с мраморными . Пористая текстура бисквита препятствует его использованию в качестве материала для изготовления посуды, но в истории декоративно-прикладного искусства бисквит применяли для мелкой пластики — фигурок, украшений, рельефных плакеток . Существует понятие бисквитного (первичного) обжига керамических изделий. Температура первичного обжига обычно 800—1000 °C, причём первая стадия нагрева идет достаточно медленно, чтобы испаряющаяся вода не вызывала деформаций предмета . Бисквитный обжиг вызывает необратимые химические и физические изменения, в результате чего получается прочное, пористое изделие. После бисквитного обжига изделие может подвергаться дальнейшей обработке с помощью разнообразных шликеров и глазурей и повторного, часто неоднократного обжига, но может оставаться и неглазурованным . Бисквитная керамика пориста и легко впитывает воду; стекловидная керамика и костяной фарфор не пористы даже на стадии бисквита .
Мода на изделия из неглазурованного фарфора появилась в середине XVIII века в связи с распространением в западноевропейском и русском искусстве идей классицизма . Первые статуэтки из неглазурованного фарфора своей матовой зернистой поверхностью ассоциировались с античными мраморами. Их изготавливали на Севрской фарфоровой мануфактуре с 1751 года по рисункам живописца Жан-Жака Башелье .
С приходом на мануфактуру в 1757 году выдающегося скульптора Этьена Мориса Фальконе севрские бисквиты получили европейскую известность. Вначале Фальконе работал по рисункам Франсуа Буше , но затем стал использовать собственные модели. Свои лучшие произведения во Франции, перед отъездом в 1766 году в Россию, Фальконе создал именно в бисквите. К ним относятся портрет мадам де Помпадур, парные статуэтки Амура и Психеи и знаменитая «Купальщица», которую повторяли на мануфактуре в течение многих десятилетий . В России на Императорском фарфоровом заводе с 1779 года в бисквите работал известный французский скульптор Жан-Доминик Рашетт . В 1785 году в Риме итальянский рисовальщик и гравёр, археолог, антиквар и коллекционер произведений античного искусства Джованни Вольпато открыл производство скульптурок из бисквита, воспроизводящих знаменитые античные статуи, хранящиеся в музеях Рима, Неаполя и в частных коллекциях. Бисквитные вазы, рельефные плакетки в подражание античным камеям в 1770-х годах выпускала мануфактура «Этрурия» Джозайи Веджвуда в Англии.
С 1847 года на фабрике Томаса Минтона в Стаффордшире (Центральная Англия) выпускали фигурки из белого, слегка просвечивающего в тонких слоях бисквита в подражание античной скульптуре. Они вызывали ассоциации с греческим паросским мрамором , поэтому были названы «парианами».
В 1870—1904 годах французский художник-керамист Марк-Луи-Эммануэль Солон под псевдонимом «Майлз» использовал технику пат-сюр-пат ( фр. pâte-sur-pâte — «масса на массу»), в которой он ещё с 1849 года успешно имитировал античные камеи . В Севре на протяжении двух столетий выпускали плакетки, вставки в мебель, медали, броши, кулоны, в том числе в технике «шликерной пасты» (пат-сюр-пат) «a la grèce antique».
Просвечивающие плакетки из тонкого бисквита называли литофаниями ( др.-греч. λίθος — камень и ( др.-греч. φανής — светлый, прозрачный). Эффект просвечивания в тонких слоях материала усиливался за счёт рельефности. Так же называли античные геммы из полупрозрачного оникса .
В начале XIX века фигурки из бисквита на Берлинской фарфоровой мануфактуре изготавливали по моделям скульптора И. Г. фон Шадова . Похожие изделия выпускали на Венской и Копенгагенской фарфоровых мануфактурах. В 1860—1880 годах в Германии и Австрии делали бисквитные куклы.
В 1819—1840 годах на Санкт-Петербургском императорском заводе потомственный мастер Пётр Иулианович Иванов создал необычное произведение — букет цветов из тончайшего белого бисквита с кремовым оттенком. Мастер в течение многих лет совершенствовал рецепт фарфоровой массы, чтобы достичь задуманного эффекта: лепестки роз, георгинов и гвоздик, вылепленные из бисквита, кажутся живыми. Композиция, размещённая на голубой плакетке в «корзинке» из золочёного дерева диаметром 69 см, производит магическое впечатление. «Фарфоровое чудо» Иванова демонстрировали на первой Всемирной выставке в Лондоне в 1851 году. На заводе трудилась целая семья Ивановых, поэтому несмотря на широкую известность, атрибуция этого произведения подвергается сомнениям .