Interested Article - Персефона

Персефо́на ( др.-греч. Περσεφόνη ) — в древнегреческой мифологии богиня плодородия и царства мёртвых , владычица преисподней. Дочь Деметры и Зевса , супруга Аида . У римлян — Прозерпина . Входит в число Олимпийских богов.

Имя и история

Встречаются также диалектные варианты Персефонея / Ферсефонея / Ферсефона, иногда Феррефатта . Персефона ( лат. Persephone ) также Ко́ра ( др.-греч. Κόρη , лат. Cora — девушка, дева) . У римлян — Прозерпина ( лат. Proserpina ).

Культ богини преисподней существовал в Пилосе ещё в микенскую эпоху. Невозможность объяснить имя Персефоны, исходя из греческого языка, заставляет предполагать, что она является древней местной богиней, культ которой был распространён до вторжения греков на Балканский полуостров . У завоевателей греков свой культ Персефоны сливается с местным культом богини-девы Коры . Кора почиталась как богиня плодородия и, возможно, первоначально отождествлялась с богиней-матерью Деметрой . Дальнейшее развитие греческой религии превращает Персефону-Кору в дочь Деметры, но общность культа этих богинь сохраняется на протяжении всей древнегреческой истории. Миф о похищении Аидом в поэмах Гомера не упоминается, что может объясняться его мистериальным характером.

Как отмечает профессор В. Г. Борухович , она является «олицетворением растительности — посева, скрытого в земле, и всходов, выбивающихся на поверхность (цикл, повторяемый ежегодно)». [ источник не указан 2914 дней ] В произведениях греческих мифографов и в литературе Персефона стала символом бессмертия души .

Мифология

Дочь Деметры и Зевса , она была вскормлена матерью и нимфами в пещере . Когда она подросла, к ней сватались Арес и Аполлон . По мифу, вместе с ней росли девушки Афина и Артемида (либо ещё Афродита ). Цветком Коры называют нарцисс .

Супруга Аида (Плутона), который похитил её и унёс в своё царство (по Гигину, она похищена Плутоном с помощью Зевса ). Существовало несколько вариантов места похищения. По наиболее популярному, похищение произошло на лугу у озера Перг рядом с Генной/ Энной в Сицилии . В Сиракузах ей посвящён источник Киана , в месте, где разверзлась земля . По другим версиям, либо Плутон спустился под землю в местечке Эринеон близ Элевсина , либо у реки Химарр в Арголиде , либо на краю гипподрома в Олимпии .

Деметра искала дочь по всему миру, предаваясь безутешной скорби, и в это время земля была бесплодна, ничто не всходило на засеянных полях. Узнав о похищении, Деметра обратилась за помощью к Зевсу с требованием вернуть Персефону. Аид отпустил Персефону, но перед освобождением дал ей семь зёрен (либо три зерна, о чём сообщил Гермес ) граната (своего атрибутивного плода). Эти зёрна возникли из капель крови старшего Диониса . Персефона, всё это время отказывавшаяся от пищи, проглотила зёрна — и тем самым оказалась обречена на возвращение в царство Аида. Свидетелем против Персефоны выступил садовник Аскалаф .

Чтобы успокоить Деметру, Зевс решил, что (согласно гомеровскому гимну и Псевдо-Аполлодору ) Персефона будет проводить две трети года на Олимпе , треть — в царстве Аида, либо (согласно Овидию и Сервию) полгода (весну и лето) на Олимпе , другие полгода (осень и зиму) же — в царстве Аида .

В некоторых источниках [ источник не указан 4621 день ] сказано, что Персефона во время нахождения на Олимпе каждое утро поднималась на небо и становилась созвездием Дева , чтобы мать Деметра её могла видеть отовсюду.

По некоторым поэтам, во время свадьбы Плутона и Персефоны Зевс отдал невесте как свадебный дар остров Сицилию , либо Фивы , либо Кизик .

Персефона — владычица подземного царства . Обитает на краю света . Согласно Суде , имела дочь от Аида Макарию (богиню блаженной смерти), а согласно орфикам , родила от него же Евменид . От Зевса (явившегося к ней в виде змея) она родила Сабасия ( Загрея ).

Похищению Персефоны была посвящена одна из орфических поэм. Общепризнано с древности, что миф о Персефоне символизирует смену времён года.

Эпитеты и отождествления

Данте Габриэль Россетти . Прозерпина
  • Деспина .
  • Кора . «Дева». Имя Персефоны .
  • Лептинида . Эпитет Персефоны .
  • Обримо . Эпитет Персефоны .
  • Праксидика .

По одному сказанию, Афила — дочь Зевса и Реи , прозванная Корой и Персефоной. Зевс преследовал свою мать, ставшую змеёй, сам превратился в змея, связал её гераклейским узлом и вступил в связь с ней (что означает жезл Гермеса ), а затем в облике змея овладел и дочерью. Афила имела два глаза на лбу, птичий клюв сзади шеи и рога .

Персефоне соответствует римская Прозерпина . В Риме с ней также отождествлялась Либера .

Спутницы Персефоны

  • ( ). Спутница игр Персефоны .
  • . Нимфа, сторожившая Персефону .
  • Левкиппа . Спутница игр Персефоны .
  • ( ). Спутница игр Персефоны .

Образ в позднейшем искусстве

Литература

Изобразительное искусство

Музыка

Кинематограф

Компьютерные игры

  • Hades — Персефона является одной из главных героинь игры и настоящей матерью Загрея , из-за которой он, собственно, и пытается вырваться из владений отца.
  • — детективная игра. Главная героиня Нэнси Дрю приезжает в Грецию, чтобы помочь в организации выставки «Жизнь Древней Греции» и спектакля «Персефона зимой». Но внезапно экспонаты выставки начинают пропадать. Ксения Дукас — режиссёр постановки и исполнительница главной роли, Персефоны.
  • — визуальная новелла от YSI. Богиня весны Персефона появляется как любовница Аиды и мачеха второстепенного персонажа Эдриана.

В науке

В честь Персефоны названы открытый в 1895 году астероид (399) Персефона и открытая в 2021 году многоножка Eumillipes persephone с самым большим числом ног .

Примечания

  1. Платон. Кратил 404 с
  2. Бетти Редис от 8 ноября 2014 на Wayback Machine // «Кто есть кто в античном мире»
  3. . Дата обращения: 5 апреля 2015. 1 апреля 2014 года.
  4. Гесиод. Теогония 912—914; Гигин. Мифы. Введение 26
  5. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 3, 1
  6. Порфирий. О пещере нимф 7
  7. Клавдиан. Похищение Прозерпины I 134
  8. Павсаний. Описание Эллады VIII 31, 2
  9. Гигин. Мифы 146
  10. Софокл. Эдип в Колоне 682
  11. Псевдо-Аристотель. Рассказы о диковинах 82 // Комментарий О. П. Цыбенко в кн. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Кн.4-7. СПб, 2005. С.332; Овидий. Фасты IV 425—454
  12. Овидий. Метаморфозы V 386
  13. . Дата обращения: 7 января 2015. 3 июня 2013 года.
  14. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 4, 2
  15. Павсаний. Описание Эллады I 38, 5
  16. Павсаний. Описание Эллады II 36, 7
  17. Павсаний. Описание Эллады VI 21, 1
  18. Овидий. Метаморфозы V 537
  19. Овидий. Фасты IV 608
  20. Климент. Протрептик 19, 3
  21. Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.178
  22. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 2, 3; Плутарх. Тимолеонт 8
  23. Евфорион, фр.45 Мейнеке // Комментарий О. П. Цыбенко в кн. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Кн.4-7. СПб, 2005. С.332
  24. Аппиан. Митридатовы войны 75
  25. Гомер. Одиссея X 491; XI 217
  26. Гесиод. Теогония 767—768
  27. Орфические гимны XXIX 6
  28. Мифы народов мира . М., 1991-92. В 2 т. Т.1. С.666
  29. от 15 декабря 2013 на Wayback Machine // Большая советская энциклопедия . Т. 22. 2-е изд. / Гл. ред. Б. А. Введенский
  30. Ликофрон. Александра 53
  31. Ликофрон. Александра 697
  32. Афинагор 20 = Орфика, фр.58 Керн, см. Климент. Протрептик 16, 1
  33. Гимны Гомера V 419
  34. Нонн. Деяния Диониса VI 140
  35. Гимны Гомера V 418
  36. Paul E. Marek, Bruno A. Buzatto, William A. Shear, Jackson C. Means, Dennis G. Black, Mark S. Harvey & Juanita Rodriguez. (англ.) // Scientific Reports : журнал. — 2021. — Vol. 11 , no. 23126 . — doi : . 20 декабря 2021 года.

Ссылки

Источник —

Same as Персефона