Миранда, Клаудио
- 1 year ago
- 0
- 0
Кла́удио Монтеве́рди (полное имя Клаудио Джованни Антонио Монтеверди , итал. Claudio Giovanni Antonio Monteverdi ; 9 мая 1567 года , Кремона (крещён 15 мая 1567 года) — 29 ноября 1643 года , Венеция ) — итальянский композитор , один из крупнейших в эпоху перехода от позднего Ренессанса к раннему барокко (работал и в ренессансной и в барочной стилистике). Наиболее известные сочинения Монтеверди — поздние мадригалы , Плач Ариадны (из несохранившейся оперы «Ариадна» ), опера « Орфей » и Вечерня (девы Марии).
Клаудио Монтеверди родился в 1567 году в Кремоне , городе Северной Италии, в семье Бальтазара Монтеверди — доктора, аптекаря и хирурга . Он был старшим из пяти детей . С детских лет обучался у М. А. Индженьери , капельмейстера кафедрального собора в Кремоне. Монтеверди постигал искусство музыки, принимая участие в исполнении литургических песнопений . Также он учился в Университете Кремоны . Его первые опубликованные сборники включали (латинские) мотеты и духовные (итальянские) мадригалы ( Cantiunculae Sacrae , 1582; Madrigali Spirituali , 1583). За ними последовали сборники трёхголосных канцонетт (1584), позже две «книги» (сборники) пятиголосных мадригалов (1587; 1590). С 1590 (или 1591) до 1612 Монтеверди работал при дворе герцога Винченцо I Гонзага (1562—1612) в Мантуе сначала как певчий и гамбист , а с 1602 как капельмейстер, организатор всей музыкальной жизни при герцогском дворе.
В 1599 году Монтеверди женился на придворной певице Клаудии Каттанео , с которой прожил 8 лет (Клаудия умерла в 1607) . У них родились три мальчика и две девочки, умершие вскоре после рождения .
В 1613 году Монтеверди переехал в Венецию , где занял пост капельмейстера собора Сан-Марко . В этой должности он быстро восстановил профессиональный уровень музыкантов хора и инструменталистов (капелла находилась в упадке из-за нерационального расходования средств предшественником, Джулио Чезаре Мартиненго ). Управляющие базиликой были рады заполучить такого исключительного музыканта как Монтеверди, потому что музыкальная часть богослужений находилась в упадке с момента смерти Джованни Кроче в 1609 году.
Около 1632 года Монтеверди был рукоположен в священники. В последние годы жизни из-под его пера вышли два последних шедевра: Возвращение Улисса на родину ( Il ritorno d’Ulisse in patria , 1641) и историческая опера Коронация Поппеи ( L’incoronazione di Poppea , 1642), в сюжетную основу которой легли события из жизни Римского императора Нерона . Коронация Поппеи считается кульминацией всего творчества Монтеверди. Она сочетает трагические, романтические и комические сцены (новый шаг в драматургии оперного жанра), более реалистичные портретные характеристики персонажей и мелодии , отличающиеся необычайной теплотой и чувственностью. Для исполнения оперы требовался небольшой оркестр, и также отводилась небольшая роль хору. На протяжении долгого времени, оперы Монтеверди рассматривались только как исторический и музыкальный факт. Начиная с 1960-х, Коронация Поппеи вернулась в репертуар театров.
Монтеверди похоронен в Венеции в базилике Санта-Мария-Глорьоза-дей-Фрари .
Творчество Монтеверди представлено тремя группами произведений: мадригалы, оперы и духовная музыка. Главная особенность композиционной техники Монтеверди — сочетание (нередко в одном произведении) имитационной полифонии , характерной для композиторов позднего Возрождения, и гомофонии , достижения новой эпохи барокко . Новаторство Монтеверди вызвало резкую критику со стороны видного теоретика музыки Джованни Артузи , в полемике с которым Монтеверди (и его брат Джулио Чезаре) обозначили свою приверженность так называемой «второй практике» музыки . Согласно декларации братьев Монтеверди, в музыке второй практики безраздельно господствует поэтический текст, которому подчиняются все элементы музыкальной речи, прежде всего, мелодия, гармония и ритм. Именно текст оправдывает любые нерегулярности последних.
До 40 лет Монтеверди работал преимущественно в жанре мадригала — при жизни были изданы 8 сборников («книг»); девятый, неавторский, сборник издан посмертно. Работа над первой книгой, состоящей из пятиголосных мадригалов (всего 21), заняла около 4 лет . Первые восемь книг мадригалов представляют громадный скачок от полифонии Ренессанса к гомофонии , характерной для музыки барокко. Чаще исполняются пьесы из поздних книг, написанные в стиле «второй практики», среди них чакона «Жалоба нимфы» ( Lamento della ninfa , SV 163, из VIII книги).
Среди наиболее популярных сочинений Монтеверди — «Плач Ариадны» ( итал. Lamento d'Arianna , инципит : «Lasciatemi morire») из оперы « Ариадна » ( 1608 ; музыка утрачена, либретто сохранилось полностью). На протяжении жизни Монтеверди опубликовал три его версии — в виде пятиголосного мадригала в VI книге мадригалов (1614), в виде одноголосной арии с basso continuo (1623) и латинскую контрафактуру последней (инципит: «Iam moriar mi fili») — в сборнике духовной музыки Selva morale (1640), под названием «Плач Мадонны» ( итал. Lamento della Madonna ).
Среди других популярных сочинений — мадригал (с чертами чаконы ) «Zefiro torna» для 2 теноров и b.c., SV 251 (на текст О. Ринуччини ), из сборника «Scherzi musicali» II .
Сочинения Монтверди идентифицируют по каталогу Манфреда Штаткуса ( SV = Stattkus Verzeichnis). Первое издание каталога опубликовано в 1985 . Второе (сокращённая версия первого, без нотных инципитов) опубликовано в в 2006 году. В 2013 году автор планировал выпустить третье, исправленное и дополненное, издание, но скоропостижно скончался в 2012 году.
Имя Монтеверди носит хор при Гамбургском университете .