Музыка́льный слу́х
— совокупность врожденных способностей человека, позволяющих ему полноценно воспринимать
музыку
и адекватно оценивать те или иные её достоинства и недостатки; наиболее
важное профессиональное качество
, необходимое для успешной творческой деятельности в сфере
музыкального искусства
; хорошо развитым музыкальным слухом должны обладать все профессиональные
композиторы
,
музыканты-исполнители
,
звукорежиссёры
,
музыковеды
.
Природа музыкального слуха
Музыкальный слух
диалектически
связан с общей музыкальной одарённостью человека, выражающейся в высокой степени его
эмоциональной
восприимчивости к музыкальным образам, в силе и яркости вызванных этими образами художественных впечатлений, смысловых ассоциаций и
психологических
переживаний.
Музыкальный слух предполагает тонкую
психофизиологическую
чувствительность и выраженную психоэмоциональную отзывчивость как по отношению к различным характеристикам и качествам дискретных музыкальных звуков (их
высоте
,
громкости
,
тембру
, нюансировке и т. д.), так и к различным функциональным связям между отдельными звуками в целостном контексте того или иного музыкального произведения.
Различные аспекты, свойства и проявления музыкального слуха изучаются такими специализированными научными дисциплинами как
музыкальная психология
,
музыкальная акустика
,
психоакустика
,
психофизиология слуха
,
нейропсихология восприятия
.
Разновидности музыкального слуха
Среди многочисленных разновидностей музыкального слуха, выделяемых по тем или иным признакам, следует отметить следующие:
-
абсолютный слух
— способность точно помнить высоту звука, позволяющая человеку определить и назвать любую услышанную ноту без предварительного прослушивания заранее известных нот; психофизиологическим базисом абсолютного слуха является особый вид долговременной памяти на частоту звука; возможность определять ноты после прослушивания «эталонного» звука появляется у всех музыкантов и сохраняется некоторое время, продолжительность которого зависит от тренированности, но лишь люди с врождённым абсолютным слухом обладают этой способностью постоянно; вопреки расхожему мнению, абсолютный слух не приносит значительных музыкальных преимуществ; по статистике, абсолютным слухом в Европе обладает один человек из примерно десяти тысяч, а среди профессиональных музыкантов абсолютный слух встречается приблизительно у одного из нескольких десятков
;
-
относительный, или интервальный, слух
— способность определять звуковысотные соотношения, то есть расстояния между звуками в
мелодии
,
гармонических интервалах
и
аккордах
. Относительный слух наиболее важен для музыкальной деятельности, его развитие (в отличие от выработки абсолютного слуха) входит в обязательную программу профессиональной подготовки музыканта
;
-
внутренний слух — способность к ясному
мысленному представлению
(чаще всего — по нотной записи или по памяти) отдельных звуков определённого тембра, мелодических и гармонических построений, а также целых музыкальных произведений; этот вид слуха связан со способностью человека слышать и переживать музыку «про себя», без внешних источников звука;
-
мелодический
слух — обеспечивает целостное восприятие всей
мелодии
или
музыкальной фразы
, а не только её отдельных нот и звуковых интервалов;
-
гармонический
слух — способность целостно воспринимать сочетания одновременно звучащих нот (гармонических
интервалов
,
аккордов
), а также воспроизводить одновременно прозвучавшие ноты по одной (
арпеджировать
) — голосом, или на каком-либо музыкальном инструменте;
-
ладовый
слух — способность воспринимать и различать музыкальные
лады
и ладово-тональные функции (характеризующиеся такими понятиями, как «устойчивость», «неустойчивость», «напряжение», «разрешение», «разрядка») каждой ноты в контексте музыкальной композиции;
-
полифонический
слух — способность воспринимать в общей звуковой ткани музыкального произведения одновременное движение двух и более отдельных голосов;
-
интонационный
слух
— способность воспринимать экспрессию (выразительность) музыки, её эмоционально–смысловые аспекты;
-
ритмический
слух — способность воспринимать эмоциональную выразительность музыкального
ритма
, точно его воспроизводить;
-
тембральный
(или тембровый) слух — способность ощущать и различать тембральную окраску звуков разных
музыкальных инструментов
и разных певческих голосов;
-
фактурный
слух — способность воспринимать нюансы отделочной
фактуры
музыкального произведения;
-
архитектонический
слух — способность улавливать различные закономерности строения музыкальной формы произведения на всех её уровнях.
Развитие музыкального слуха
Самым непосредственным образом развитием музыкального слуха занимается специальная музыкально-педагогическая дисциплина —
сольфеджио
. Однако наиболее эффективно музыкальный слух развивается в процессе активной и разносторонней музыкальной деятельности. Например, ритмический слух целесообразно развивать в том числе и посредством
специальных движений, дыхательных упражнений и танца
.
Развитие музыкального слуха у детей имеет очень важное эстетическо-воспитательное значение. Но в ряде случаев большого желания заниматься развитием своего музыкального слуха по специальным учебным программам не проявляют даже дети с хорошими музыкальными способностями. Задача родителей и педагогов в таких случаях — предоставить музыкально одарённым детям соответствующие условия и возможности для развития их музыкального слуха в каком-то более свободном режиме и в какой-то более непринуждённой творческой атмосфере.
В настоящее время имеется много программ для компьютера и мобильных устройств, которые предназначены для самостоятельных занятий по развитию музыкального слуха.
См. также
Примечания
-
↑
Слух абсолютный и относительный //
Наука и жизнь
. — 1988. —
№ 11
. —
С. 155-156
.
-
Н. А. Гарбузов
, Внутризонный интонационный слух и методы его развития. — М.-Л., 1951.
Литература
-
Майкапар С. М.
, Музыкальный слух, его значение, природа, особенности и метод правильного развития, М., 1900, П.,. 1915.
-
Мальцева Е.
, Основные элементы слуховых ощущений, в кн.: Сборник работ физиолого-психологической секции ГИМН, вып. 1, М., 1925.
-
Теплов Б.
, Психология музыкальных способностей, М.-Л., 1947.
-
Назайкинский Е.
, О психологии музыкального восприятия, М., 1972.
-
Гарбузов Н.
, Зонная природа звуковысотного слуха, М.-Л., 1948.
-
Карасёва, М. В.
«Сольфеджио — психотехника развития музыкального слуха». М., 1999 (2-е изд. 2002).
-
Старчеус М. С.
Слух музыканта. — М.: Моск. гос. Консерватория им. П. И. Чайковского, 2003.
-
Кирнарская Д. К.
Музыкальные способности. — М.: Таланты-XXI век, 2004.
-
Stumpf С.
, Die Anfänge der Musik, 1911 (рус. пер. «Происхождение музыки». Л., 1927).
-
Штумпф К.
, Tonpsychologie, 1883, Bd. 1, 1890, Bd. 2 («Психология музыкальных восприятий»).
-
Meyer M. F.
, Contributions to a psychological theory of music (1901).
-
Мейер М.
, The Musician’s Arithmetic (1929).
-
Мейер М.
, How we hear: How tones make music (1950).
Ссылки
-
на сайте «Музыканты о классической музыке и джазе»
-
-
Ссылки на внешние ресурсы
|
|
|