Interested Article - Думбра
- 2021-12-14
- 2
Думбра́ ( тат. думбра, думбыра ) — татарский струнный щипковый музыкальный инструмент.
Близкородственные инструменты распространены также у башкир ( думбыра ), киргизов ( комуз ), казахов ( домбра ), узбеков ( дутар ), других тюркских народов , калмыков , а также у таджиков .
Татарская думбра представляет собой двух-трехструнный хордофон, длиной 80-100 см, корпус грушевидной или лопатообразной формы изготавливался путем долбления деревянной заготовки с последующим натягиванием на неё кожи или приклеиванием тонкой сосновой дощечки, игравших роль резонатора .
Думбра, как и бытовавшие у татар струнные саз , танбур , мандолина , гыжык, ариля, чимбал , шлемовидные гусли , к началу ХХ в. вытесняются скрипкой .
Татарские пословицы и поговорки, связанные с думброй
- «Аңлаганга чебен тавышы да саз, аңламаганга думбра тавышы да әз» — Понимающему и звук мухи — саз , непонимающему и думбры мало .
- «Думбырачы думбырачыны күрсә, кылы өзелә, ди» — Когда думбрист видит думбриста, у него рвутся струны.
- «Туйда думбырага думбыра белән, тукмакка тукмак белән кайтаралар» — букв. На свадьбе отвечают на думбру думброй, на колотушку колотушкой.
- «Думбыра туй төшкән өйгә килешер» — Думбра подходит свадебному дому .
- «Ни думбыра белмәгән, Ни сызгыра белмәгән» — Ни на думбре не умеет играть, ни свистеть \
- «Кызыңны үз иркенә куйсаң, думбрачыга барыр» — Если дать волю дочери, она пойдет замуж за играющего на думбре.
- «Туй үткәч, думбыра какмыйлар» — букв. После свадьбы не играют на домбре .
Примечания
- Татарская фольклористика. Вып. 4. — Казань: Ихлас, 2013.
- Татарская энциклопедия в 6 томах. Гл. ред. М. Х. Хасанов, отв. ред. Г. С. Сабирзянов. — Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 2010.
- Эрендженов К. Э. . — Калмыцкое книжное изд-во, 1990. — С. 46—50. — 126 с. 5 апреля 2022 года.
- ↑ Макаров Г. М. Домбра татар Среднего Поволжья // Страницыистории татарской музыкальной культуры. — Казань, 1991
- Д. Х. Галиуллина Особенности репрезентации умственной деятельности в татарских паремиях. Журнал Филология и культура. Philology and Culture 2016 г.№ 2(44) ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
- Д. Х. Галиуллина "Особенности репрезентации умственной деятельности в татарских паремиях". Журнал Филология и культура. Philology and Culture 2016 г.№ 2(44) ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
- ↑ Исанбет Н. С. Татарские народные пословицы (на татарск.яз.) В трех томах. Издание второе. — Казань: Татарское книжное издательство, 2010
Литература
- Нигмедзянов М. Н. Народная музыка. Татары Среднего Поволжья и Приуралья. Москва изд-во «Наука» — 1967.
- Макаров Г. М. Домбра татар Среднего Поволжья . Страницыистории татарской музыкальной культуры. — Казань, 1991.
- Страницы истории татарской музыкальной культуры. Академия Наук СССР; Казанский научный центр; редкол.: Н. Ю. Альмеева; сост. и отв. ред. Г. М. Макаров. — Казань, 1991.
- Традиционная музыка народов Поволжья и Приуралья: Вопросы теории и истории. Академия наук СССР, Казанский Филиал; редкол.: Н. Ю. Альмеева , Н. И. Бояркин , М. Г. Кондратьев — Казань, 1989.
- 2021-12-14
- 2