Interested Article - Цистра
- 2021-11-26
- 1
Ци́стра ( фр. cistre , от лат. cithara ) — старинный струнный щипковый музыкальный инструмент .
Краткое описание
По форме напоминает современную полуовальную мандолину . Имеет 5—12 парных струн ( хоров ). Была распространена в Германии , Голландии , Италии и других странах Западной Европы в XV — начале XIX вв. (особенно в городской среде в конце XVIII — начале XIX вв.). Специфической разновидностью цистры в Европе второй половины XVIII — первой половины XIX вв. была английская гитара . Разновидности цистры — большая басовая, теноровая, малая.
Если лютня, сложная в игре, была доступна только музыкантам -профессионалам, то менее дорогая цистра, более удобная по размеру и простая для обучения, больше подходила для любителей. Она характеризуется своими деками — дощечками с перпендикулярными корпусу сторонами, плоским дном и колковой коробкой в форме серпа .
Металлические струны, которые перебирали пальцами или медиатором, придавали ей более легкий тембр и более популярный, чем у лютни, «сочный» голос, который больше подходил для исполнения серьёзной музыки. Цистра была чаще всего с двойным или тройным рядом струн.
Как и в случае лютни , музыка для цистры нотировалась в форме табулатуры .
Существовали цистры разных форм, в которые были внесены все новшества лютни . До того, как появилась гитара, существовали инструменты-гибриды, такие как цистра-теорба, и всякого рода «чудовищные лютни».
К семейству цистр относятся традиционные инструменты в ряде европейских стран и регионов: в Германии — , на Корсике — , в Испании — , в Португалии — португальская гитара .
Конструкция
Цистра имеет корпус каплевидной формы . Изюминкой конструкции является особая форма шейки, которая по всей длине срезана со стороны басовых струн (предположительно для облегчения виртуозной игры левой рукой) . Форму крюка имеет колковая часть и по отношению к шейке наклонена назад . Изначально инструмент изготавливался из цельного куска дерева и был разных размеров, однако полного семейства создано не было .
После 1574 мастер Джироламо ди Вирки из Брешии ввёл в обиход более лёгкую конструкцию . С этих пор корпус составлялся из отдельных элементов,а расстояние между любыми соседними ладами на грифе стал полутон .
Пьесы
Первый известный сборник пьес «Первая книга табулатуры для цистры» для (шестихорной) Цистры датирован 1574 годом . Его издал сын Джиларомо ди Вирки, Паоло Вирки, в этот сборник вошли написанные Паоло фантазии, сальтареллы , ричеркары и пьесы других жанров , а так же интабуляции чужих сочинений, отличающиеся полифоническим богатством и виртуозностью вариаций .
Цистра также была популярна в Англии благодаря её участию в смешанном консорте , который включал в себя щипковые и мелодические инструменты . Пьесы для такого состава писалиТ. Морли и Ф. Россетер .
Английские произведения для Цистры вошли в школы Э. Холборна «The Cittharn Schoole», 1597 года и Т. Робинсона «New Citharen Lessons», 1609 года .
Репетиции
Цистра в период расцвета нередко становилась предметом антуража в бытовых сюжетах художников, как на картине « Шахматисты » Корнелиса де Мана , созданной около 1670 года.
Цистру упоминает Шекспир в комедии « Бесплодные усилия любви » (1590-е годы), где персонажи саркастически обсуждают форму головы Олоферна, сравнивая её с формой головки цистры ( англ. cittern-head ) , с головкой (большой) булавки и т. д.
Франция, XVIII век
Один из первых самоучителей для цистры был написан во Франции, его составил Шарль Полле (Charles Pollet) в 1786 году .
У него была цистра из города Лилль, которую он настраивал как E-A-D-E-a-c#-e .
Журнал «Гитарист»
В статье «Кто изобрёл русскую семиструнную гитару» Валериан Русанов рассказывает о саксонской цистре, которая уже в XVIII веке была семиструнной. На ней играли в камерных оркестрах в Лейпциге и впоследствии в Санкт-Петербурге:
Утверждая, что именно этот строй облегчает игру на гитаре, допускает всю полноту гармонии в аккомпанементе, он (Иоганн Клавдий Ганф) ссылался на изменения, происходившие с семиструнной гитарой во Франции, где рекламируемый им «новый» строй был якобы признан наилучшим. В подтверждение своих слов Ганф ссылался на статью Шейдлера в «Лейпцигской музыкальной газете» (1801, № 4). Вскоре, в 1805 году, Ганф выпустил собственную Школу игры на семиструнной гитаре, но пропагандировавшийся им «французский» строй, видимо, не встретил сочувствия у русских гитаристов.
Французские цистры из города Лилль и саксонские из города Гота хранятся в в Москве и в в Лейпциге . Они настраивались выше семиструнной гитары , и за десятилетия до её изобретения в России уже имели некоторые её отличительные черты, включая «венские» пружины и круглые накладки на гриф (исчезнувшие во времена массового производства в XX веке). Они и есть её непосредственные предки, и это именно их гитаристы-любители всё стараются найти среди древностей (производя семиструнку то от английской, то от итальянской и даже польской гитары).
Примечания
- .
- Andreas Michel . Studia-instrumentorum.de . Дата обращения: 11 августа 2020. 27 февраля 2021 года.
- ↑ . bigenc.ru . Дата обращения: 7 декабря 2021. 23 января 2023 года.
- В распространённом русском переводе Ю. Корнеева неверно — «цитры» (у цитры нет никакой головки).
- от 31 августа 2021 на Wayback Machine — цифровая библиотека Gallica.
- от 31 августа 2021 на Wayback Machine — The Mail Archive.
- . Дата обращения: 2 августа 2021. 29 июля 2021 года.
- . Дата обращения: 2 августа 2021. 29 марта 2022 года.
- Дата обращения: 2 августа 2021. 29 июля 2021 года.
Литература
- // Большая российская энциклопедия. Электронная версия. — М. , 2018.
- // Музыкальная энциклопедия. Том 6. — М. : Советская энциклопедия, 1982. — Стб. 142.
- 2021-11-26
- 1