Сен-Жорж-де-Кото
- 1 year ago
- 0
- 0
Ко́то ( яп. 箏 ) — японский щипковый музыкальный инструмент , длинная цитра с подвижными кобылками . Кото наряду с флейтами и сякухати , барабаном цудзуми и лютней сямисэном относится к традиционным японским музыкальным инструментам. До XX века кото в основном был солирующим инструментом .
Сходные инструменты характерны для Вьетнама ( ), Китая ( цисяньцинь и ) и Кореи ( каягым и ) .
За века истории кото не претерпел принципиальных изменений в конструкции . В современной Японии кото продолжает использоваться в традиционной и современной музыке, существует две школы исполнения на кото — Икута-рю и Ямада-рю, в прошлом существовали ещё две другие крупные школы, ныне потерявшие популярность .
Со времени появления в Японии кото не претерпел принципиальных изменений . Классификация кото производится по нескольким признакам :
В конце XX века под «кото» в первую очередь понимают кото Ямады . Определить разновидность кото можно по виду ножек и форме отверстия в деке. Толщина струн, высота и толщина кобылок, форма плектров также разнятся между школами .
Новейшая разновидность кото, «нео-кото», имеет укороченную на треть деку, колки подобно гитаре, а также окрашенные струны .
Кото с одной ( яп. 一弦琴 итигэнкин ) и двумя струнами ( яп. 二弦琴 нигэнкин ) не имеют подвижных кобылок, ввиду чего они относятся к тому же классу инструментов, что и китайский цисяньцинь (кроме того, дека итигэн-кина изначально изготовлялась из цельного куска древесины, как у цисяньцина) .
Итигэн-кин имеет длину около 110 см и 10-сантиметровую ширину, изобретён в Китае и привезён в Японию в конце XVII века . Под струнами расположено 12 порожков. Исполнитель прижимает струну бамбуковым или костяным когтем-напёрстком, надетым на средний палец левой руки, а правой рукой с аналогичным когтем на указательном пальце защипывает струну. Играющий на итигэн-кине обычно одновременно и поёт .
Нигэн-кин — общее название двух разных исконно японских инструментов — якумо-гото ( яп. 八雲琴 , изобретён около 1820 года) и адзума-рю-нигэн-кин ( яп. 東流二弦琴 адзумарю: нигэнкин , изобретён около 1870 года) , развившегося из якумо-гото . Якумо-гото имеет сходные с итигэн-кином размеры, выпуклую деку и колки. Техника игры также похожа на итигэн-кин, за исключением того, что левая рука всегда лежит на струнах, кроме случаев, когда нужно сыграть самую нижнюю ноту . Использование якумо-гото в основном ограничено церемониями религии оомото .
Адзума-рю-нигэн-кин был создан в Токио барабанщиком кабуки Тося Росэном ( яп. 初世藤舎蘆船 то:ся росэн ) в начале периода Мэйдзи .
Кото состоит из 180—190-сантиметровой деки шириной около 24 см. Традиционно деку сравнивают с драконом , лежащим на побережье . Составные его части называются «панцирь дракона» (верх), «живот дракона» ( яп. 竜腹 рю:хара , дно) , «взморье» ( яп. 磯 исо , бока) и так далее .
Дека кото ( яп. 竜甲 рю:ко: ) состоит из двух кусков дерева павловнии : толстого верхнего и более тонкого нижнего . В верхнем проделано два отверстия ( яп. 丸口 марукути ) для резонирования и для упрощения смены струн ; их форма зависит от разновидности кото (к примеру, в кото Ямады отверстия овальные ) . На верхней поверхности деки находятся струны; обычно их 13. Исторически струны делали из шёлка , на современных кото струны обычно нейлоновые и полиэфирно - вискозные . 1—10 струны именуются по порядковому номеру , 11-я — «то», 12-я — «и», 13-я — «кин» . Названия последних трёх струн — остатки более старой системы именования, содержащей названия восьми конфуцианских добродетелей:
Украшать кото не принято, традиционно считается, что красота этого инструмента определяется по виду древесины и мастерству резчика. Единственные места на корпусе с декоративными элементами — находящийся по правую руку исполнителя край ( яп. 竜尾 рю:би , хвост дракона) , где находится орнамент касиваба ( яп. 柏葉 ) и съёмный кусочек украшенной ткани огирэ ( яп. 尾布 ) ; а также брусы для фиксирования струн, на которые наклеивали полоски слоновой кости . Изнутри кото украшен выгравированными узорами ( яп. 綾杉 аясуги ) , призванными улучшить звук инструмента .
Исполнитель сидит за инструментом на пятках (школы Икуты и Ямады), либо со скрещёнными ногами ( гагаку и кёгоку) или одним поднятым коленом; у большинства школ корпус исполнителя образует прямой угол с декой, однако для игры в стиле «Икута-рю» к инструменту садятся диагонально . В XXI веке кото преимущественно располагают на подставке, а исполнитель сидит за ним на стуле .
На кото играют с помощью накладных ногтей- плектров ( яп. 琴爪 котодзумэ ) , изготовленных из бамбука, кости или слоновьего бивня и надевающихся на большой (основной), указательный и средний пальцы правой руки . Левая рука прижимает струны слева от кобылок, повышая их тембр, а также, с конца XIX века, может перебирать струны аналогично правой . Лады и тональности настраиваются с помощью кобылок ( яп. 琴柱 котодзи ) , называющихся также мостами, непосредственно перед началом игры. Исторически котодзи изготавливали из дерева или слоновой кости , в XX веке в обиход вошли пластиковые кобылки .
Для игры на кото преимущественно используется два строя : «обычный» ( яп. 平調子 хирадзё:си , в нём исполняется знаменитое произведение ) и «кумои» ( яп. 雲井調子 кумоидзё:си ) .
В совокупности существует около 13 строев, в частности, европеизированный «голландский» ( яп. オランダ調子 оранда тё:си ) , ввезённый голландскими торговцами .
Самые ранние записи мелодий для кото относятся к периоду Эдо . Это не полноценные нотные листы, а лишь тексты песен с цифровыми пометами (с номерами струн или положениями пальцев на грифе сямисэна), настоящие ноты появляются в XVIII веке, в сборнике 1779 года «Сокёку-тайисё» ( яп. 筝曲大意抄 со:кёку тайисё: ) . Помимо традиционной используется также вестернизированная нотная запись .
Основные жанры произведений для кото — ( яп. 段物 , композиции для исполнения соло) ; санкёку ( яп. 三曲 , камерная музыка) — произведения для кото, сямисэна и сякухати (в прошлом третьим инструментом обычно выступал кокю ), дзиута — камерные инструментальные произведения, чередующие фрагменты с пением и инструментальные интерлюдии . Наиболее известная композиция жанра санкёку в первой половине XIX века — « Восемь одежд » [ источник не указан 2667 дней ] .
История кото как японского музыкального инструмента насчитывает более тысячи лет. В период Нара словом «кото» обозначали сразу несколько разновидностей струнных инструментов, причём иероглифы для кина ( яп. 琴 ) и кото ( яп. 箏 ) зачастую путали . Происхождение слова «кото» неизвестно, высказываются теории об исконной или корейской этимологии .
Цисяньцинь был завезён в Японию из Китая в начале периода Нара (710—793 годы) в качестве инструмента для дворцового оркестра и использовался в музыке гагаку ( яп. 雅楽 ) . Своего расцвета кото достиг в эпоху Хэйан , как неизменный атрибут аристократического образования и времяпрепровождения, особенно у женщин среднего класса и элиты .
Существующие поныне произведения для кото, не относящиеся к придворной музыке, начали появляться в последние десятилетия XV века . Первой известной пьесой, написанной специально для кото, является созданная в XVII веке слепым мастером композиция ( яп. 六段の調べ , «Музыка шести ступеней») .
В период Эдо (1603—1868 годы) господствовал стиль сокёку ( яп. 筝曲 со:кёку ) , имевший два поджанра — более аристократический цукуси-рю ( яп. 筑紫流 цукусирю: ) и менее престижный дзокусо ( яп. 俗箏 дзокусо: ) , распространённый среди купечества и профессиональных музыкантов-простолюдинов . В это время возникают объединения исполнителей, появляется гильдия слепых музыкантов, играющих на кото и сямисэнах , — сёку-ясики ( яп. 職屋敷 ) , оформляется система иэмото , запрещавшая ученикам проявлять инициативу и налагавшая взаимные обязательства на учителя и учеников . Возникают три основные школы кото: Икута, Яцухаси и Ямада .
Ограничения системы иэмото и традиция игры слепыми вызывают стагнацию в развитии инструмента. После реставрации Мэйдзи у школ Икута и Ямада появляются нововведения, возникает несколько более мелких школ .
В XIX веке возникла новая техника исполнения дзиуты данъавасэ ( яп. 段合わせ ) , при которой мелодии солирующего и аккомпанирующего кото совершенно разнятся .
В последние годы XIX столетия популярность набирает жанр «санкёку» ( яп. 三曲 , музыка для троих) , исполняющийся кото, сямисэном и третьим инструментом (сперва кокю , позже сякухати ) . Многие музыканты пробовали сочетать кото с западными инструментами, наибольшего успеха добился Митио Мияги , композитор и изобретатель нескольких разновидностей кото, активно использовавший кото в оркестрах .
Современные композиторы, пишущие музыку для кото, зачастую требуют крайне высокого уровня техники игры, так как сами не являются исполнителями .
Кото было привезено на архипелаг в 1702 году музыкантом школы Яцухаси-рю по имени Инаминэ Сэйдзюн ( яп. 稲嶺盛淳 ) , в рюкюской музыке кото обычно играло роль аккомпанирующего инструмента . Сольная партия у кото наличествует в пяти сугагаки, двух даммоно и трёх песнях :
В вышеуказанных песнях сохранились фрагменты исчезнувшей хэйанской музыкальной традиции офунаута ( яп. お船歌 ) .
Первая появившаяся школа сольного кото — Цукуси-гото ( яп. 筑紫箏 ) , названная по имени древнего княжества на северо-западе Кюсю . Её основатель — буддийский священник . Он вдохновлялся несколькими различными традициями: во-первых, в его время (XVI—XVII века) аристократия проводила время за поэтической импровизацией под музыку гагаку, особенно часто — под вариации на мелодию Этэнраку ; во-вторых, Кэндзюн также заимствовал из традиции «народной музыки» ( яп. 俗曲 дзоккёку ) и, возможно, из музыки для цисяньцина . Он сочинил 10 песенных циклов, которые до сих пор составляют основу репертуара школы.
Ввиду строгих ограничений, запрещавших слепым профессиональным музыкантам и женщинам обучаться в школе, а также создавать новые стили и произведения, цукуси-гото резко потеряло популярность после начала модернизации Японии. В XXI веке со смертью последних профессиональных исполнителей и утерей значительного количества нот эта школа считается почти исчезнувшей .
Яцухаси-рю ( яп. 八橋流箏 яцухасирю: ) была основана в середине XVII века слепым мастером сямисэна из Эдо по имени Дзёхидэ ( яп. 城秀 дзё:хидэ , позже взял псевдоним ) . Игре на кото его обучил музыкант школы Цукуси-гото по имени Хосуй ( яп. 法水 хо:суй ) , ученик Кэндзюна ; однако Дзёхидэ превзошёл своего учителя и обычно считается основателем современной музыки кото . Главное нововведение Яцухаси — создание 13 песенных циклов и введение популярного строя , что позволило кото отдалиться от аристократии и привело к притоку профессиональных музыкантов .
Основной репертуар Яцухаси-рю состоит из песенных циклов Яцухаси, одного цикла его ученика Китадзимы, а также два даммоно — Кудан ( яп. 九段 ) и Риндзэцу ( яп. 輪舌 ) ; последние два стали основой самых известных произведений для кото: Рокудан но сирабэ ( яп. 六段の調 ) и Мидарэ-риндзэцу ( яп. 乱輪舌 ) .
Ещё в период Эдо Яцухаси-рю начала стагнировать ввиду запретов и ограничений, аналогично Цукуси-гото, однако продолжает существовать и поныне .
Подъём класса торговцев в период Гэнроку (1688—1704) вызвал значительные изменения в искусстве: становится крайне популярным недавно завезённый с Окинавы сямисэн , аристократические школы Цукуси-рю и Яцухаси-рю перестают отвечать настроениям публики. В 1695 году в столице — Киото — возникает школа Икута-рю, основанная ( яп. 生田検校 ) . Икута ввёл кото в кансайский изначально жанр дзиута , начав комбинировать аккомпанемент кото с солирующим сямисэном, чем позволил музыке для кото начать бурное развитие . Постепенно партии кото и сямисэна перестали зависеть друг от друга в дзиута, кото стало более независимым.
В середине XIX века некоторые композиторы попытались возродить традиционную музыку для кото, в частности, забытый широкой публикой жанр кумиута ( яп. 組歌 ) , который уже использовался школой Икута-рю. Считается, что это вызвало окончательную фиксацию произведений жанров даммоно и кумиута; особо отмечается вклад композитора Китадзимы Кэнгё ( яп. 北島検校 китадзима кэнгё: , ? — 1690) .
Школа Икута-рю не получила распространения в Эдо , вместо этого в конце XVIII века слепой музыкант Ямада Кэнгё ( яп. 山田検校 ямада кэнгё: ) основал собственную школу Ямада-рю. Аналогично Икуте, Ямада использовал в музыке для кото особенности сямисэна (однако он черпал вдохновение в других жанрах, а также сделал роль кото первостепенной) . Репертуар этой школы весьма богат и включает не только жанры кумиута и даммоно, но также сакуута, тэготомоно и син-сокёку, дзёруримоно и переложения произведений для сямисэна Като-буси ( яп. 河東節 като:буси ) и .