Interested Article - Танцы эпохи Возрождения

Танцы эпохи Возрождения или танцы Ренессанса — танцевальная культура Европы XIV XVI веков , развивавшаяся равнобежно с современным ей музыкальным искусством .

Общий обзор

Почти все крупные композиторы Возрождения в своих сочинениях ориентировались на танец. Эпохе было свойственно разделение на танцы народные и придворные. Если придворные танцы, исполняемые подготовленными мастерами, предназначались лишь для глаз избранных, то в народных танцах по определению всякий мог принять участие лично. При дворах за официальными торжествами часто следовали многочасовые народные пляски.

В основном от мастеров танцев эпохи Возрождения остались рукописные, а позднее даже печатные сборники именно по придворным танцам.

Основные источники

К XV веку относятся самые ранние сохранившиеся сочинения эпохи Возрождения с подробными наставлениями по искусству танца, и происходят они из Италии .

Современные представления о самой ранней европейской танцевальной культуре Возрождения покоятся на трудах трёх мастеров танца из Италии: Доменико из Пьяченцы , Антонио Корнацано и Гульельмо Эбрео . Их труды описывают схожие наборы шагов и танцев, но вместе с тем у учеников (Эбрео и Корнацано) наблюдается и некоторое развитие. В основном у них представлены бас-дансы в составе баллетто ( сюита из пьес танцевальных жанров, предтеча придворного балета ). Это самые ранние из хорошо задокументированных европейских танцев, о хореографии, движениях и музыкальном сопровождении которых до наших дней дошли значительные сведения.

Самый ранний письменный источник по танцам в Англии — т.н. «рукопись Гресли» (Gresley manuscript) — датируется 1500 годом .

К концу XVI века относятся самые ранние печатные руководства по танцу эпохи Возрождения, и происходят они из Франции и Италии.

В теоретическом труде 1581 года «Танцовщик» ( Il Ballarino ) итальянского хореографа Фабрицио Карозо даны подробные описания основных бальных танцев того времени, среди которых: гальярда , канарио , сальтарелла , тордильоне . В позднем труде 1602 года Чезаре Негри «Милости любви» ( Le gratie d'Amore ) приведены 50 родов прыжковых движений («украшений»), например, schisciata — «скользить вперед каблуком и обратно носком» .

Сведения о придворных танцах сохранились в гораздо большем объёме, чем о народных. Показательна судьба народного танца сарабанда , который даже был запрещён в 1583 году в Испании . Дошедшие музыкальные образцы сарабанды сохранились благодаря превращению её в медленный придворный танец в Италии и Франции в XVII веке и относятся музыковедами уже к эпохе барокко . Тождественным образом танец чакона перешёл в XVII веке в придворный балет во Франции, приобретя медленный темп, церемониальный характер. От такого танца как фолия (а также романеска и пассамеццо ) в культуре сохранились лишь одноимённые музыкальные темы — благодаря письменным трудам музыкантов-инструменталистов.

Редким исключением является мореска , народный танец уличного театра (см. « Комедия дель арте »), дошедший до наших дней благодаря хореографическому описанию в трактате « Орхезография » (Orchésographie, 1589) Т. Арбо , а также в более поздних трудах М. Преториуса (1612) и М.Мерсенна (1636). В творениях Шекспира отмечается ярко выраженный скоморошеский стиль британской джиги XVI века (получившей название по миниатюрной скрипке итальянского мастера танцев) . Благодаря итальянскому собирателю народных песен Филиппо Адзайоло сохранились сведения о народном танце XV века из окрестностей города Бергамо в Италии под названием бергамаска (также упоминается в пьесе Шекспира « Сон в летнюю ночь »).

Итало-французский колорит

В конце XIV—XVI веках начинают формироваться основные черты, свойственные европейской танцевальной музыке Возрождения: регулярно-акцентная ритмика , структурная периодичность, квадратность , гомофонный склад, запоминающаяся песенная мелодия (хотя и не похожая на мелодичные напевы более позднего времени).

Во Франции и других странах Европы черты нового танцевального искусства проявляются в конце XVI—XVII веке, тогда как в Италии расцвет начинается еще в конце XIV—начале XV века. Поэтому в течение XV—XVI веков именно Италия была законодательницей танцевальной моды: итальянские педагоги работали во всех странах Европы, многие танцевальные жанры итальянского происхождения господствовали как в бальных залах , так и в театральных представлениях или композиторском творчестве. Позднее (с XVII столетия, т.е. уже в эпоху барокко ) танцевальная мода два века подряд диктуется французами .

Жанры танцев Возрождения

Танцы в источниках эпохи Возрождения сильно разнятся по своей сущности. Они бывают как медленными, торжественными — бас-данс , павана (и близкое ей пассамеццо ), аллеманда , — так и быстрыми, оживлёнными — сальтарелло , гальярда , турдион , куранта , канарио . Первые, где танцоры не отрывают от земли обе ноги одновременно, стали называться « нижними » или «низкими танцами», тогда как вторые, энергичные, с прыжками и подъёмами (элементами поддержки) партнёрши, в основном относятся к «высоким танцам». Исключение представляет танец под названием пива , который, несмотря на высокий темп, относится к нижним танцам. Некоторые из ренессансных танцев хореографически каноничны, в других заложен простор для импровизации. Один из парных танцев, вольта , считающийся производным от гальярды, подразумевает довольно большую близость между мужчиной и женщиной, поскольку при исполнении партнёр держит женщину в воздухе на 3/4 поворота. Другие танцы, такие как бранль исполняются множеством людей в хороводном строе (в круге либо в ряду).

В конце эпохи зафиксированы особые танцевальные разновидности, в которых обнаруживаются элементы одновременно высоких (таких как сальтарелло) и низких (таких как павана) танцев — каскарда , спаньолетта .

В Италии XVI века распространилась мода на танцевальную последовательность, наречённую балло ( итал. ballo — «танец»), в которой более поздние гальярда и каскарда заменили вышедшее из моды сальтарелло .

Традиция противопоставления медленного танца-шествия («низкий танец») и живого прыжкового танца («высокий танец») породила такую музыкальную форму , как сюита , которая, в свою очередь, оказала влияние на становление сонатной формы .

Литература

  • Guglielmo Ebreo of Pesaro (1993/95). Edited, translated, and introduced by Barbara Sparti; poems translated by Michael Sullivan, eds. De pratica seu arte tripudii = On the practice or art of dancing. Oxford [England]: Clarendon Press. ISBN 0-19-816574-9 .

Ссылки

  • (на английском)

Примечания

  1. . historicaldance.spb.ru. Дата обращения: 22 марта 2018. 23 марта 2018 года.
  2. . Дата обращения: 10 марта 2018. 15 января 2018 года.
  3. . villanella.ru. Дата обращения: 25 марта 2018. Архивировано из 4 апреля 2018 года.
  4. Richard Hudson and Meredith Ellis Little, " от 22 ноября 2018 на Wayback Machine ", Grove Music Online, edited by Deane Root (accessed 6 December 2016).
  5. . в Музыкальной энциклопедии, 1973-1982 . Дата обращения: 12 марта 2011. 9 апреля 2014 года.
  6. . www.balletmusic.ru. Дата обращения: 21 января 2018. 26 марта 2018 года.
  7. // Музыкальный словарь Гроува / Пер. с англ., редакция и дополнения доктора искусствоведения Л. О. Акопяна. — М. : Практика, 2006. — 1103 p. 22 июля 2017 года.
  8. Olga Minchenko. . countries.ru. Дата обращения: 10 марта 2018. Архивировано из 11 марта 2018 года.
Источник —

Same as Танцы эпохи Возрождения