Орден «Курмет»
- 1 year ago
- 0
- 0
Эди́кула ( лат. aediculа — комнатка, уменьшит. от лат. aedis — дом, жилище, постройка) — в римской античности — маленький храм , молельня в виде ниши, предназначенной для установки культовой статуи . По свидетельству Плиния Старшего , римляне в отдельных случаях называли эдикулой небольшие круглые храмы типа моноптера или нимфеи . Например, эдикула «Девы Виктории» (Victoria Virgo, 307 г. до н.э.) при храме богини победы Виктории на Палатинском холме в Риме.
Такие эдикулы известны по изображениям в росписях жилых домов, например в Помпеях и Геркулануме. Так же называли ниши для небольших статуй или урн на надгробных памятниках. В домах римских патрициев были свои домашние эдикулы, или ларарии (ниши для помещения статуэток лар или пенатов , божеств-охранителей домашнего очага), обрамлённые колонками с треугольными фронтонамии .
В культуре древних греков , в частности в надгробных памятниках, встречаются похожие небольшие ниши — наиски . Однако, в отличие от римских эдикул, греческие наиски имели более узкие культовые функции. Позднее возникло второе значение слова «эдикула»: небольшая пристройка в виде полуротонды , обрамлённой колоннами. Однако в отличие от сходного типа полукруглой пристройки — экседры — эдикулой правильно называть только углублённые в стену арочные ниши. От античной культовой эдикулы происходит традиция сооружения малых архитектонических алтарей , апсид , алтарных кивориев и табернаклей в католических храмах. Изображения эдикул и табернаклей использовали в исторических трактатах и иконографических справочниках в качестве символа, обозначающего главный храм, частью которого (pars pro toto) они являются, сопровождая такие символы-эмблемы пояснительными надписями или девизами.
В эллинистической и римской архитектуре сложился обычай устраивать ниши-эдикулы на стенах общественных зданий, рынков, терм, городских ворот , триумфальных арок . Поэтому эдикулами стали называть различные рельефные декоративные композиции на фасадах зданий — обрамления порталов, оконных или дверных проёмов, аналогично наличниками, опирающимися на цоколь , а в верхней части завершённые антаблементом с треугольным или лучковым фронтоном . Такие эдикулы, обычно со статуями внутри, могут образовывать на фасаде здания сложные орнаментальные ряды. Однако в этом смысле термин «эдикула» следует относить только к архитектуре классицизма , барокко и неоклассицизма . В исключительных случаях — к романской (но не к готической ) архитектуре.
Историческая эволюция понятия «эдикула» представляет собой типичный пример формирования художественного тропа (переноса значений) в искусстве архитектуры — превращения объёмной постройки определённой конструкции в её изображение на плоскости стены другого здания. Так эдикула становится частью архитектурного ордера . Зодчие итальянского Возрождения свободно «играли» с эдикулами, утратившими культовое значение, используя их в качестве элементов ордерной композиции светских палаццо . «Открытыми эдикулами» иногда называют постройки типа моноптера или бельведера .
Эдикулу следует отличать от близкого понятия — экседра .