Interested Article - Вильянсико

Вильянси́ко ( исп. villancico , от исп. villano — деревенский, от исп. villa — деревня, село) – песенно-танцевальный жанр, популярный в Испании в XV–XVII веках . По тому, как поэтический текст сочетался с музыкой , испанское вильянсико очень близко итальянской баллате и французскому виреле . Из Испании вильянсико распространилось у других народов Иберийского полуострова, позже — в Латинской Америке.

Краткая характеристика

Илл. 1. Хуан дель Энсина. Вильянсико Mas vale trocar

Типичная музыкальная форма текстомузыкальной строфы вильянсико XV–XVI веков — A|BB|A. Текст, соответствующий музыкальному разделу A, носит оригинальное название estribillo , B — mudanza , A (возвращение музыки estribillo ) — vuelta . Музыке estribillo соответствуют три стиха в рифмовке abb. При синхронизации музыки и поэзии в разделах mudanza/vuelta типичны схемы: cdcd|dbb (при возвращении музыки первая рифма вольты та же, что последняя в mudanza ) или cddc|cbb. Возможны и другие схемы рифмовки, принципиально не изменяющие корреляцию текста и музыки .

Первое сохранившееся описание термина «вильянсико» принадлежит Х. дель Энсине («Arte de poesia castellana», 1495), который также явился одним из первых композиторов, писавших в этом жанре . Среди других, писавших полифонические (чаще всего трёх- и четырёхголосные) вильянсико,— Хуан де Анчиета , Франсиско де Пеньялоса , Франсиско Герреро . В XVI веке словом «вильянсико» также называлась сольная песня в сопровождении виуэлы . Такие песни писали Алонсо Мударра , Мигель де Фуэнльяна, Диего Писадор и другие испанские композиторы. Многие вильянсико XVI века (например, в составе представительного сборника «Cancionero de Palacio» ) анонимны.

Эволюция вильянсико описывается, главным образом, в тренде усложнения техники композиции. В середине XVI века под влиянием итальянского мадригала (и первой практики итальянцев в целом) полифоническая техника стала более изысканной. Этот тренд наиболее заметен в творчестве и авторов сборника Cancionero de la Casa de Medinaceli (ок. 1560). Широкое распространение получили интабуляции популярных вильянсико в виуэльных школах и прочих сборниках инструментальной музыки Луиса де Милана , Л. де Нарваэса , А. Мударры , Э. Вальдеррабано и др. В результате повышающей контрафактуры светские вильянсико заняли место мотета в богослужении (сборник Canсiones y villancicas spirituales Ф. Герреро , 1589). В различных формах (в том числе как церковная кантата и как паралитургическая духовная песня ) вильянсико продолжало существовать приблизительно до XVIII века . В XIX XX веках словом вильянсико на Иберийском полуострове стали называть рождественскую песню ( кэрол ).

В XX веке дань вильянсико отдали академические композиторы, среди них Хоакин Родриго («Далёкая сарабанда и вильянсико», 1930).

Песня « Ríu ríu chíu »

Примечания

  1. от 12 июня 2020 на Wayback Machine // Большая российская энциклопедия. Т. 5. М., 2006, с. 331.
  2. Metzler Lexikon Literatur. 3., völlig neu bearbeitete Auflage. Stuttgart; Weimar: Metzler, 2007, S. 809.
  3. Бедуш Е., Кюрегян Т. Ренессансные песни. М.: Композитор, с. 47-48.
  4. Pope I. Villancico // The New Grove Dictionary of Music and Musicians . N.Y.; L., 2001.
  5. Harvard Dictionary of Music , ed. by D.M.Randel. Cambridge (Mass.), 1996, p. 948-949.
  6. Подробнее см.: Pope I. Villancico // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. Vol.19. London, 1980, p.767.
  7. Бедуш Е., Кюрегян Т. Ренессансные песни. М.: Композитор, с. 47.

Издания и литература

Вильянсико

  • Бедуш Е., Кюрегян Т. Ренессансные песни. М.: Композитор, 2007.
  • Bravo-Villasante C., ed. Villancicos del siglo XVII y XVIII. Madrid, 1978.
  • Brito M. C. de, ed. Villancicos do século XVII do Monasteiro de Santa Cruz de Coimbra // Portugaliae Musica. Série A. 33. — 1983.
  • Haberkamp G. Die weltliche Vokalmusik in Spanien um 1500. Tutzing, 1968.
  • Marques Lésbio A., ed. Vilancicos e tonos // Portugaliae Musica. Série A. 46. — 1985.
  • Moisés M. // : [ порт. ] / Massaud Moisés. — 12ª edição revista e ampliada. — São Paulo : Cultrix, 2002. — P. 472. — 520 p. — ISBN 8531601304 .
  • Paez J., ed. Villancicos. Madrid, 1985.
  • Pope I. Musical and metrical form of the villancico // Annales musicologiques II (Paris, 1954).
  • Russell E.A. Villancicos and other secular polyphonic music of Juan Vásquez: a courtly tradition in Spain’s Siglo de Oro. Diss., University of Southern California, 1970.
  • Stevenson R., ed. Vilancicos portugueses // Portugaliae Musica. Série A. 29. — 1976.
  • Villancico // Harvard Dictionary of Music, ed. by D.M.Randel. Cambridge (Mass.), 1996, p. 948-949.

См. также

Ссылки

  • Pope, Isabel; Laird, Paul R. (англ.) . Grove Music Online (2001). Дата обращения: 17 марта 2020. (фрагмент статьи).
  • Stevenson, Robert M. (нем.) . MGG Online (1998). Дата обращения: 17 марта 2020. (фрагмент статьи).
  • (порт.) . Infopédia. Dicionários Porto Editora. Дата обращения: 17 марта 2020. 4 февраля 2020 года.
  • (фр.) . Larousse . Дата обращения: 17 марта 2020. 20 апреля 2021 года. (фрагмент статьи из Dictionnaire mondial des littératures).
  • (фр.) . Larousse . Дата обращения: 17 марта 2020. (фрагмент статьи из Dictionnaire de la musique).
Источник —

Same as Вильянсико