Исуми (город)
- 1 year ago
- 0
- 0
Гомофо́ния , редко гомофони́я (от др.-греч. ὁμοφωνία — «однозвучие», «подобозвучие», от др.-греч. ὁμός «одинаковый», «один и тот же» и др.-греч. φωνή «звук»; англ. homophony , нем. Homophonie ) в наиболее распространённом значении — склад многоголосия (упрощённо: мелодия с аккомпанементом), присущий композиторской музыке Европы в XVII—XIX вв.
Гомофонным (устар. «гомофонно-гармоническим») называют склад многоголосной музыки, в котором обычно выделяются три разных по значению пласта фактуры : мелодия ( тесситурно , а также, как правило, темброво обособленный пласт фактуры, несущий «музыкальную мысль» целого), аккомпанемент (может быть структурирован многообразно, в простейшем случае — аккордовый ) и бас. Иными словами, «нормальная структура гомофонного склада состоит из трех планов: мелодия, средние голоса и бас» . Помимо такого (нормативного) строения гомофонной музыки фактура немелодических голосов может быть организована чрезвычайно изобретательно и разнообразно. Гомофонное сочинение может быть выдержано в моноритмической фактуре (как в четырёхголосии протестантских хоралов и гимнов аккордовыми «столбами»). В аккомпанементе мелодии могут присутствовать облигатные мелодические голоса, соперничающие по своему значению с главной мелодией, в аккомпанемент могут быть включены элементы имитационной полифонии (как это часто случается, например, в музыке барокко) и т. д.
В русской музыкальной науке гомофонный склад прежде именовали также «гомофонно-гармоническим», что представляет собой некоторый плеоназм , поскольку гармония как категория музыки логически не противопоставляется полифонии . Смысловым панданом к гомофонии является не гармония, а полифония (склад многоголосия, в котором тесситурные и музыкально-логические функции каждого в отдельности голоса тождественны). Гомофонный склад, доминировавший в профессиональной музыке Европы XVII—XIX веков (при сохраняющемся композиционно-техническом и художественном значении полифонии), рассматривается как важная предпосылка гармонической тональности .
Описывая так называемую старинную музыку (например, многоголосие XV—XVI веков), «гомофонией» также называют моноритмическую (у англоязычных homorhythmic , «гоморитмическая») фактуру , то есть такую, в которой каждый голос многоголосного целого движется в одном и том же или весьма подобном ритме . Техника старинной гомофонии в оригинальных трактатах называлась contrapunctus simplex . Образцы моноритмического многоголосия — вокальные жанры средневековой и ренессансной музыки с силлабическим распевом текста: многоголосные обработки гимнов , (многоголосный) кондукт , английский, французский, особенно итальянский виды фобурдона (fauxbourdon, falsobordone), многоголосные итальянские песни XVI века ( канцонетта , баллетто и др.), испанский романс того же времени, в эпоху барокко — четырёхголосные обработки лютеранских церковных песен, в России часто называемые протестантским хоралом . Яркий пример старинной гомофонии — раздел «Et incarnatus est» из Кредо мессы Жоскена Депре «Pange lingua» (см. нотную иллюстрацию).
В анализах старомодальной гармонии всякую гомофонную фактуру из трёх и более голосов зачастую недифференцированно обозначают как «аккордовую» , чтó верно лишь для тех случаев, когда звуковысотный контекст выявляет логику сопряжения основных тонов созвучий (как в классико-романтической гармонии). Во многих примерах старинной полифонической музыки (особенно в эпоху Средних веков), где мыслимые как интервальные комплексы конкорды сопрягаются по правилам простого контрапункта , вернее говорить не об аккордовой, а о моноритмической фактуре.
В древнегреческой гармонике (у Птолемея ) гомофонами назывались октава и двойная октава ( ὁμό — из-за тождественности модальных функций нижнего и верхнего звуков в этих интервалах) , в позднейшей латинской науке к гомофонам отнесли также унисон (лат. unisonus).