Interested Article - Романтический национализм

Иллюстрация к «Калевале» (худ. Галлен-Каллела )

Романти́ческий национали́зм ( нем. Volkstum — «народность») — культурное явление XIX — начала XX веков, имеющее ряд общих черт с романтизмом . Определяющими характеристиками романтического национализма являлась убеждённость его представителей в том, что художники и интеллектуалы имеют уникальную миссию стать выразителями самобытности своей нации и историческое мышление , выводившее идентичность нации из традиций исконной народной жизни, эпического момента национальной самоидентификации. Романтический национализм в XIX веке охватил все страны Европы и затронул большинство областей культуры, от интеллектуальной жизни и научных спекуляций до литературы и искусства .

Романтический национализм как культурологическую концепцию в значительной мере теоретически разработал и популяризовал профессор Амстердамского университета Йозеф Теодор Леерсен, под редакцией которого в 2016 году вышла двухтомная «Энциклопедия романтического национализма в Европе», доступная и в электронном варианте .

Эпоха романтизма характеризовалась неудовлетворённостью «пошлой», тривиальной современностью и увлечением прошлыми эпохами в жизни страны. Исторические романы Вальтера Скотта и других авторов стимулировали всеобщий интерес к Средневековью , к истокам национальной государственности. Наибольший интерес привлекали те исторические периоды, когда та или иная страна находилась на пике могущества: например, в Скандинавии это была эпоха викингов , а в Польше — времена шляхетской « золотой вольницы ».

В год обретения Норвегией независимости она представлялась местным художникам как дева-воительница времён викингов

Исторический аспект романтизма дополнялся лингвистическим. В качестве силы, сплачивающей нацию в единое целое, рассматривалась не только историческая традиция, но и наличие общего языка . Началось составление словарей «живого» и «народного» языка (в России это был словарь Даля ) и переработка на его основе литературной нормы. В таких странах, как Норвегия и Греция, движение за «очищение» языка от «чужеродных» привнесений имело весьма далекоидущие последствия, став основой для складывания современного литературного языка.

Бок о бок с изучением языка шёл сбор и изучение народных преданий, сказок , былин , поговорок и т. д. Первопроходцами в этом отношении стали братья Гримм . Велась активная публикация средневековой литературы эпического склада , в которой якобы наиболее полно выразился « дух народа ». В Германии распространялся культ « Песни о Нибелунгах », в Британии — « Беовульфа », во Франции — « Песни о Роланде », в Швеции — « Саги о Хервер », в России — « Слова о полку Игореве ». Отсутствие в стране средневекового эпоса компенсировалось написанием стилизаций под него (пример — финская « Калевала »). Одним из символов формирования национальной идентичности во времена Иосифа II в 1770—1780 годы стала немецкая национальная опера, особенно после закрытия итальянской оперы в Вене. Схожую маркерную роль играл «романтический балет» в Англии, Италии, Франции и России .

Теоретическим обоснованием всплеска национального чувства служили учения немецких философов — Гегеля , Гердера , Фихте . Из словаря немецких авторов был позаимствован термин « народность ». В школах и университетах насаждался культ извлечённых из исторического континуума «великих событий» и «великих людей», таких, как Куликовская битва в России или Вильгельм Телль в Швейцарии. Если в более раннюю эпоху памятники на улицах и площадях увековечивали монархов, то романтический национализм сместил упор на сохранение памяти о национальных героях. Правительства поощряли археографические и археологические исследования. Большой резонанс получали громкие археологические находки (например, раскопки Чёрной могилы под Черниговом или королевских курганов Уппсалы ).

Виктор Васнецов . « Крещение Руси »

Изучение материальной культуры прошлых веков позволяло реконструировать облик того времени на театральных подмостках и в исторических полотнах. Отсюда — расцвет исторической живописи на национальные темы ( Матейко , Арбо , Васнецов ). Значимые общественные здания (даже современного назначения, как, например, вокзалы ) трактовались как витрина национального архитектурного стиля: в Западной Европе — неоготики , в Северной Европе — северного модерна ( национального романтизма ), в Испании — неомавританского стиля , в России — неорусского стиля . Интерес к народной музыке придавал национальную окраску музыке таких композиторов, как Глинка , Сметана , Григ , участники « Могучей кучки ».

Памятник Тысячелетие России

Романтический национализм особенно мощно проявил себя в странах Восточной и Северной Европы. В эпоху Просвещения национальные элиты этих стран ориентировались на французские и немецкие образцы, списывая национальные традиции на пережитки средневекового варварства . Подъём национального самосознания вылился в освободительные движения в Греции и Бельгии , придал особую остроту прокатившейся по Европе революционной волне 1848—1849 годов . В связи с формированием доктрины национального самоопределения политическим идеалом многим виделось мононациональное государство (ср. сионизм ).

Националистические идеологии вроде славянофильства были чреваты перехлёстами: на правом конце политического спектра они зачастую перетекали в проповедь национального превосходства либо в имперский национализм . Местные диалекты зачастую рассматривались как угроза для национального единства и ущемлялись; в Российской империи дело доходило до запретов на печатание книг на языках национальных меньшинств. Актуальность приобретали проекты расширения национальных границ наподобие Великой Румынии и Великой Болгарии (ср. панславизм , пантюркизм , пангерманизм ). В условиях унижений Первой мировой войны эти явления дали начало реваншистско -националистическим течениям в политической жизни Европы (см. фашизм ).

Примечания

  1. , с. 9.
  2. , с. 8.
  3. Институты и этногенез: институциональное воспроизводство этнической идентичности в локальных сообществах. — 3-е изд.. — Ростов н/Д. : Издательство Южного федерального университета , 2014. — С. 71. — ISBN 978-5-9275-1276-8 .

Литература

  • Смирнов В. Н. . — СПб. : Санкт-Петербургский государственный университет, 2021. — 358 с.

Ссылки

  • — электронная версия «Энциклопедии романтического национализма в Европе»
Источник —

Same as Романтический национализм