Interested Article - Беттертон, Томас
- 2021-09-06
- 1
Томас Патрик Беттертон ( англ. Thomas Patrick Betterton ; 1635 , Лондон — 28 апреля 1710 , Лондон ) — английский актёр и театральный деятель. Лучший трагический актёр эпохи Реставрации .
Ученик и актёр
Томас Беттертон был учеником Джона Холдена ( англ. John Holden ), издателя драматурга сэра Уильяма Давенанта и, возможно, позже у книготорговца и театрального деятеля , который был хранителем гардероба в . В 1659 году Родес получил лицензию на создание актёрской компании в на Друри-Лейн . После возобновления работы Кокпит-театра в 1660 году Беттертон в первый раз появился на сцене . Талант Беттертона сразу принёс ему известность, и вскоре он стал получать ведущие роли.
В 1660 году Давенант при помощи принца Джеймса , герцога Йоркского , получил разрешение открыть в Линкольнс-Инн-Филдс новый театр , названный в честь попечителя « ». Открылся новый театр в 1661 году и Давенант как патентообладатель тут же привлёк Беттертона и всю компанию Родеса к постановке своей оперы « ». Беттертон, помимо того, что был любимцем публики, был высоко оценён и королём Карлом II , который отправил его в Париж , изучать как поставлено театральное дело во Франции . Согласно Колли Сибберу , Беттертон сразу после возвращения в Англию заменил гобелен на движущиеся сцены, став первым, кто это сделал в английском театре .
В 1662 году Беттертон женился на актрисе (умерла в 1712 году). Она начала свою профессиональную карьеру, сыграв несколько крупных женских ролей в пьесах Шекспира . Сондерсон и её муж Томас Беттертон вместе сыграли в постановке « Гамлета », в которой она играла Офелию , а Беттертон Гамлета . В то же время Сондерсон также была консультантом и партнёром своего мужа. В эпоху, когда профессия актёра пользовалась дурной славой и считалась неприличной, а актёров, как мужчин, так и женщин, общество нередко воспринимало как проституток, супруги Беттертоны по-прежнему считались респектабельными. Не случайно именно их пригласили обучать детей из королевской и благородных семей, чтобы осуществить придворную постановку пьесы «Калисто» (1671 год) .
Внешне Беттертон был чуть выше среднего роста, спортивным, хотя и со склонностью к полноте. Его голос был скорее сильным, чем мелодичным, но использовал Томас его с величайшей ловкостью. Сэмюэл Пипс , Александр Поуп , Ричард Стил и с похвалой отзывались о его действиях. Репертуар Беттертона включал большое количество шекспировских ролей, многие из которых были представлены в версиях, адаптированных Давентаном, Джоном Драйденом , Томасом Шедвеллом и Наумом Тейтом . Несмотря на то, что эти адаптированные версии не получили одобрения критиков, они не вредили репутации Беттертона, игра которого была высоко оценена . Помимо Гамлета, он также сыграл короля Лира вместе с Элизабет Барри в роли Корделии в шекспировского « Короля Лира ». Беттертон и сам был автором нескольких адаптаций, которые были популярны в своё время .
Актёр и директор
После смерти Давенанта в 1668 году Беттертон фактическим стал директором «Герцогской компании», а после слияния двух театральных компаний Лондона в 1682 году он стал руководителем новой Объединённой компании. В 1695 году ведущие актёры основали совместную театральную компанию в Линкольн-Инн-Филдс под руководством Беттертона. Новая компания открылась премьерой конгривовской комедии « Любовь за любовь » с участием всех звёзд, включая Беттертона в роли Валентайна и в роли Анжелики. Но через несколько лет прибыль упала и Беттертон, страдавший от немощи и подагры , решил покинуть сцену. Его бенефис , когда он играл Валентайна в «Любви за любовь», принёс, как говорят, более £ 500 прибыли .
Карьера Беттертона охватывает не только период « », но и его высшую точку . В период времени, когда посещаемость театра стала падать, Беттертон, пытаясь возродить интерес публики, внедрил новые сценические машины в , возродил некогда популярную трагикомедию « », адаптировав её в оперу, представил французских певцов и танцоров . Он также построил первый постоянный театр, полностью оборудованный итальянской сценической техникой. Кроме того, Беттертон вложил собственные средства в реконструкцию площадки в Линкольнс-Инн-Филдс и строительство там нового театра, поэтому в дополнение к зарплате он также получал «арендную плату» за каждый сыгранный там спектакль . Беттертон работал со всеми наиболее значимыми драматургами своего времени и первым поколением английских актрис . Для второй половины XVII века большинство актёров, за исключением немногих, таких как Уильям Маунтфорд ( англ. William Mountford ), известного своей универсальностью, намеренно ограничивались определёнными типами персонажей. Однако у Беттертона было более 120 различных ролей разнообразных жанров, таких как героическая драма, комедия нравов , бытовая ( джонсоновская ) комедия, трагикомедии Фрэнсиса Бомонта и Джона Флетчера , трагедии, комедии и исторические хроники Шекспира . В возрасте семидесяти пяти лет сам Беттертон говорил, что «ещё учится быть актёром» . Первой пособием по актёрскому мастерству, опубликованном на английском языке , стала книга «Жизнь мистера Томаса Беттертона» ( англ. The Life of Mr Thomas Betterton ), которая в основном представляла собой смесь отрывков из французских руководств по риторике и английских пьес .
Инновации Беттерсона в декорациях и управлении театром, а также его вклад в театральное искусство оказали серьёзное влияние на формирование культуры английского театра .
Последний раз на сцену Беттертон вышел в 1710 году в возрасте 75 лет , сыграв Мелантия из « Трагедии девушки » Бомонта и Флетчера. Вскоре после этого Беттертон скончался и был похоронен в Вестминстерском аббатстве . Пятидесятилетняя карьера в качестве актёра, начавшаяся в 1660 году и завершившаяся да 1710 году, охватила почти всю вторую часть периода правления Стюартов . Смерть Томаса Беттертона знаменует окончание театрального поколения .
Примечания
- ↑ Thomas Betterton // (англ.)
- ↑ Thomas Betterton // (англ.) — .
- ↑ Thomas Betterton // (англ.)
- ↑ Thomas Betterton // (кат.) — , 1968.
- ↑ .
- ↑ (англ.) . Theatre History. — This article was originally published in Encyclopedia Britannica, Eleventh Edition, Volume III. Anonymous. Cambridge: University Press, 1910. p. 832. Дата обращения: 16 марта 2017. 23 марта 2017 года.
- ↑ Milhous, Judith. Thomas Betterton, The Greatest Actor of the Restoration Stage (англ.) // Theatre Survey : journal. — 2011. — doi : .
- ↑ William A. Armstrong. (англ.) // English : journal. — 1954. — 20 June ( vol. 10 , no. 56 ). — P. 55—57 . — ISSN . — doi : .
- ↑ (англ.) . Cambridge University Press . Дата обращения: 22 апреля 2016. 4 июня 2016 года.
Ссылки
- Эта статья (раздел) содержит текст, взятый (переведённый) из статьи (автор — Chisholm, Hugh ) из одиннадцатого издания «Британской энциклопедии» , перешедшего в общественное достояние .
- John Joseph Knight. (англ.) . DNB . Wikisource (1885). — Национальный биографический словарь, 1885—1900, том 04. Дата обращения: 15 марта 2017. 16 марта 2017 года.
- Robert William Lowe, Thomas Betterton (1891).
- 2021-09-06
- 1