Interested Article - Малипьеро, Джан Франческо

Джан Франческо Малипьеро ( итал. Gian Francesco Malipiero ; 18 марта 1882 , Венеция 1 августа 1973 , Тревизо ) — итальянский композитор и музыковед.

Биография

Родом из семьи музыкантов, Малипьеро начал заниматься музыкой у Марко Энрико Босси , однако по семейным причинам вынужден был прервать своё музыкальное образование. В порядке самообразования он изучал и копировал партитуры ранних итальянских классиков, таких, как Монтеверди и Фрескобальди . В 1904 году он переехал в Болонью и продолжил занятия у Босси, а в 1908 году отправился для завершения образования в Берлин и Париж, где познакомился и сблизился с Альфредо Казеллой , — в 1923 году Малипьеро и Казелла вместе учредили Объединение новой музыки ( итал. Corporazione delle Nuove Musiche ).

В 1921—1924 годах Малипьеро преподавал в Пармской консерватории . Здесь началась его многолетняя работа над полным собранием сочинений Монтеверди , которое публиковалось в 1926—1942 годах. В 1932 году Малипьеро стал профессором Венецианской консерватории , а в 1940 году возглавил её. Среди его учеников — итальянский дирижёр Нино Сандзоньо .

В 1953 году Малипьеро отошёл от преподавательской работы, продолжая, однако, музыковедческие труды: именно начиная с 1950-х годов под редакцией Малипьеро были изданы многие произведения Вивальди . Малипьеро также написал книги о Монтеверди (1930), Стравинском (1945), Вивальди (1958), ряд других музыковедческих сочинений.

Собственно композиторское наследие Малипьеро включает 17 симфоний, из которых первая написана в 1906 году, последняя, 11-я (некоторые симфонии не пронумерованы) — в 1969-м; инструментальные концерты Малипьеро — шесть фортепьянных, два скрипичных, по одному для виолончели и для флейты с оркестром; восемь струнных квартетов. Среди вокальных произведений Малипьеро — мистерия для солистов, хора и оркестра «Святой Франциск Ассизский» (1921), «Земля» (1946, по «Георгикам» Вергилия ), «Смерть Макбета» для баритона с оркестром (1958) и многие другие сочинения. Значительное внимание Малипьеро уделял опере , начиная с ранних оперных триптихов «Орфеида» ( итал. L'Orfeide , 1922) и «Три комедии Гольдони» ( итал. Tre commedie goldoniane , 1922) и до поздней оперы «Искариот» (1971); наиболее значительными операми Малипьеро считаются «Юлий Цезарь» (1936) и «Антоний и Клеопатра» (1938), обе по пьесам Шекспира и посвящённые Муссолини .

Музыкальный язык Малипьеро отличался свободой от формальных ограничений и сочетал в себе веяния импрессионизма и (особенно в поздний период) неоклассицизма .

С 1914 по 1972 год Малипьеро переписывался с музыковедом Гвидо Гатти , эта переписка была опубликована.

Ссылки

  • Захарова О. А., Захаров Н. В. // Электронная энциклопедия «Мир Шекспира».

Литература

  • Богоявленский С. Джан Франческо Малипьеро // Итальянская музыка первой половины XX века: Очерки. — Л. , 1986.
  • Белорусова М.В. Театрально-эстетическая концепция оперы Дж.Фр. Малипьеро «Плененная Венера» (1955) // Музыковедение. 2011. № 3. С. 34-38.
  • Белорусова М.В. Итальянский игровой театр XX века: опера Дж. Фр. Малипьеро «Мнимый Арлекин» // Искусство и образование. 2009. № 4 (60). С. 51-57.
  • Дубравская Е.С. Малипьеро и Даллапиккола. К истории новой музыки в Италии XX века// Научный вестник Московской консерватории. 2010. № 2. С. 212-229.
  • Рудко М.В. Опера Малипьеро «Дон Джованни»: итальянское почтение маленькой трагедии Пушкина // Музыкальная академия. 2010. № 3 (731). С. 157-161.
  • Рудко М.В. Русские контакты Дж.Ф. Малипьеро // Musicus: Вестник Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. 2017. № 2 (50). С. 45-48.
  • Кириллина Л. Музыкально-поэтический театр Джан Франческо Малипьеро // Музыкальная академия. 2006. № 2. С. 120-127.
  • Sorce Keller, Marcello. “A Bent for Aphorisms: Some Remarks about Music and about His Own Music by Gian Francesco Malipiero”, The Music Review, XXXIX(1978), no. 3–4, 231–239.
Источник —

Same as Малипьеро, Джан Франческо