Interested Article - Философия языка

Филосо́фия языка́ — исследовательская область философии , выявляющая основополагающую роль языка и речи в познании и структурах сознания и знания .

Философия языка — одно из центральных направлений исследований в современной западной философии, в центре внимания которого представление о языке как ключе к пониманию мышления и знания. Предшественниками философско-лингвистического направления [ уточнить ] были Аристотель (трактат « Категории »), И. Кант (разработка категорий рассудка), Ж. Ж. Руссо (идеи о происхождении письменности ), Дж. Милль (вклад в теорию референции), В. Гумбольдт и другие [ источник не указан 3746 дней ] .

Переход от философской классики к периоду философии языка связан с изменением объекта исследования: на место «идей» приходят лингвистические сущности — предложения и термины. Познающий субъект зачастую сдвигается на периферию познавательного процесса или вообще устраняется, и дискурс начинает рассматриваться как автономный [ источник не указан 3746 дней ] .

В то же время так называемый « лингвистический поворот » характерен для чрезвычайно широкого спектра современных линий развития философии, в него попадают феноменология и герменевтика , структурализм и постструктурализм . Современная философия считает в принципе проблематичным отвлекаться от языкового аспекта философских проблем. Начиная со второй половины XX века, все основные разделы философии испытывают как минимум стилистическое влияние философско-лингвистических ходов мысли [ источник не указан 3746 дней ] .

Таким образом, философия языка — это не просто отдельно взятое направление философских исследований (хотя возможны и более узкие определения, отождествляющие философию языка только с аналитической философией ), но и особый стиль философского мышления, который связан с преимущественным интересом к вопросам о способах построения теорий и с изучением принципов упорядоченности средств выражения знаний [ источник не указан 3746 дней ] .

История

Термин «философия языка» в разное время предлагали: Павел Игнатьевич Житецкий (1900), позднее — Карл Фослер , М. М. Бахтин , В. Н. Волошинов , А.Марти, О. Функе .

Философия языка берет своё начало в работах Платона и Аристотеля . Впервые идея строгого логико-математического подхода к формированию философии языка была предложена в трудах [ каких? ] таких известных ученых-философов XVII века, как Лейбниц и Уилкинз , и затем получила своё дальнейшее развитие в работах Дж. Буля и Дж. Милля . Основные проблемы и понятия современной философии языка были сформулированы в трудах Г. Фреге , Дж. Мура и Б. Рассела , а также — в « Курсе общей лингвистики » Фердинанда де Соссюра.

Этапы становления философии языка:

  • 80-е гг. XIX века — 30-е гг. XX века . Борьба с неогегельянством, обоснование философско-лингвистических методов анализа. Идея Л. Витгенштейна , развивавшего теории Б. Рассела, Дж. Мура, Г. Фреге и других авторов, о том, что философия — это процедура «логического прояснения мыслей», устранение псевдопроблемных ситуаций из процесса познания. Зарождение концепций логического позитивизма в Венском кружке ( М. Шлик , О. Нейрат , Р. Карнап , Г. Хан, Ф. Вайсман, К. Гёдель , Г. Фейгль, а также сотрудничавшие с ними Х. Райхенбах , Ф. Франк , А. Айер и др.), занимавшемся проблемами логического анализа науки. Попытки свести теоретические положения к некоторым базовым предложениям, эмпирическим по содержанию.
  • Начиная с конца 30-х гг. XX в. по 60-е гг. — поворот от логических моделей философско-лингвистического исследования к анализу повседневных языков («поздний» Л. Витгенштейн, Дж. Остин ). Возникновение концепции «языковых игр» как правил, складывающихся в процессе человеческой деятельности и выражающих принципы жизни человека в целом. Развитие теории речевых актов Г. Райла , П. Стросона и других, которые полагали, что сама логика и структура языка базируются на некоторых культурологических предпосылках. Одно из важных мест в этот период занимает теория значения и референции (анализа онтологических, научных, этических, религиозных утверждений), которую разрабатывали С. Крипке , Д. Каплан, Х. Патнэм и другие и смысл которой заключен в том, что язык зависит от внешних, социальных феноменов, противостоящих внутренним явлениям (таким как мышление)
  • В период 70-х — 90-х гг. XX в. философия языка становится во многом психологически ориентированным знанием (работы Я. Хинтикки , Дж. Сёрла , Д. Даннета и др.). На первое место выходят философские проблемы сознания и философия психологии.

Центральные проблемы

  • Основные направления исследований
    • референция — представление, согласно которому значением или компонентом значения языкового выражения является тот предмет (или положение дел), на который это выражение указывает
    • смысл — идеальное содержание, идея, сущность, предназначение, конечная цель (ценность) языковых средств выражения и языка в целом
    • понимание — способность проникать в смысл частей языка и его целостной организации
    • интерпретация (от лат. interpretatio посредничество) — истолкование, разъяснение смысла (от этого отличают эстетическое измерение понятия «интерпретация» как творческого раскрытия какого-либо художественного произведения, определяющегося идейно-художественным замыслом и индивидуальными особенностями артиста)
    • функции языка — раскрытие зависимостей языка от других явлений (мышления, культуры и др.) и внутренние закономерные характеристики связности отдельных языковых единиц: слов, предложений, текстов (в данном случае понятие «функция» получает сугубо философскую интерпретацию, в рамках которой подразумевается наличие некоторого явления, зависящего от другого и изменяющегося по мере изменения такого явления; от этого отличается математическое понимание функции как закона, по которому каждому значению переменной величины (аргумента) ставится в соответствие некоторая определенная величина и (или) сама эта величина, а также биологическое значение функции как работы, производимой органом или организмом и социологическое значение, совпадающее с ролью какого-либо явления в рамках общественной жизни, либо обязанностью, кругом деятельности отдельных людей и социума в целом)
    • коммуникация — (от лат. communicatio) — акт общения, связь между двумя или более индивидами, основанные на взаимопонимании; сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц; от этого отличают географическое понимание понятия «коммуникация» как формы связывания отдаленных районов при помощи технических средств (почтовое сообщение, телеграф, телефон и др.)
    • перевод — основания, методы и смысл истолкования слов, предложений и текстов одного языка в эквивалентных единицах другого языка
    • соотношение истины , мысли и практики как сложного процесса, в рамках которого адекватное отображение в сознании воспринимающего всего существующего независимо от сознания (то есть объективно ) сопоставляется с элементарными актами мышления и непосредственной деятельностью людей, в ходе которой люди преобразуют материальный мир и общество
    • семантика
    • теория значения
  • Общие вопросы
    • Каким образом предложения оказываются единым целым, и каков смысл отдельных частей предложений?
    • Что является природой смысла? Что такое смысл?
    • Что мы делаем с языком? Как мы используем его в социальной жизни? В чём цель языка?
    • Как язык соотносится с сознанием (как говорящего, так и интерпретирующего)?
    • Как язык соотносится с миром?
  • Эволюция проблематики
    • Важнейшие проблемы философии языка «раннего» периода
      • разграничение философско-лингвистического исследования структур мысли и психологического процесса мышления;
      • проведение границ между смыслом и значением языковых средств выражения (проблема смысла как такового);
      • идея значения как функции предложения;
      • вопрос о статусе повествовательного предложения.
    • Проблемы «поздней» философии языка
      • генезис языка из повседневных способов общения;
      • принципы и структура речевых актов (социокультурные предпосылки языка);
      • языковая природа сознания и вопросы возможности создания искусственного интеллекта.

Термины

См. также

Примечания

  1. Огурцов А. П. // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин . — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль , 2010. — 2816 с.

Литература

Основные источники

  • Бахтин, М. М. . — Москва, 1979.
  • Барт, Р. Семиотика. Поэтика // Избранные работы. — Москва, 1989.
  • Витгенштейн, Л. Философские работы. — Москва, 1994.
  • Гадамер, Х. Г. Истина и метод. — Москва, 1988.
  • Гумбольдт, В. Избранные труды по языкознанию. — Москва, 1984.
  • Дэвидсон, Д. Истина и значение // Новое в зарубежной лингвистике . — Москва, 1986.
  • Делез, Ж. Логика смысла. — Москва, 1995.
  • Куайн, У. В. О. Слово и объект // Новое в зарубежной лингвистике. — Москва, 1986.
  • Лакан, Ж. Функция и поле речи языка в психоанализе. — Москва, 1995.
  • Лотман, Ю. М. Ю. М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа // Лекции по структуральной поэтике. — Москва, 1994.
  • Рикер, П. Конфликт интерпретаций. — Москва, 1995.
  • Сепир, Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. — Москва, 1993.
  • Хайдеггер, М. Язык. — Санкт-Петербург, 1991.
  • Фреге, Г. Мысль // Логика. Философия. Язык.. — Москва, 1987.
  • Фуко, М. Что такое автор? Порядок дискурса // Воля к знанию. — Москва, 1997.

Комментаторская литература

  • Бородай С. Ю. Языки славянских культур // . — Москва: ООО Садра, 2020. — 800 с.
  • Бородай С. Ю. Язык и познание: пострелятивистская исследовательская программа // Вопросы языкознания . — 2019. — С. 106—136.
  • Безлепкин, Н. И. .
  • Домбровский, Б. Т. Львовско-варшавская философская школа (1895—1939) // .
  • Куликов, С. Б. Методологические возможности парадоксальных суждений // . — Томск, 2002. — С. 155—158.
  • Куликов, С. Б., Колпакова, Л. В. К вопросу о значении языка в философском анализе науки // Мат-лы Международной конф. «Интеграционные процессы и проблемы междисциплинарного взаимодействия в современной науке» (16-17 ноября 2006 г.). — 2006. — С. 21—31.
  • Лебедев, М. В. . — 2013.
  • Марков Б. В. . — 1989.
  • Потебня, А. А. Слово и миф. — Москва, 1989.
  • Реале, Дж., Антисери, Д. Глава двадцать седьмая. Философия языка // . — Т. 4.
  • Соболева, М. Е. Онтологические позиции внутри философии языка: Три взгляда на проблему // . — Санкт-Петербург, 2003. — С. 87—92.
  • Топоров, В. Н. Миф. Образ. Ритуал. Символ. — Москва, 1995.
  • Арутюнова Н. Д. // Лингвистический энциклопедический словарь . — М. : СЭ, 1990.
  • Чесноков В. П. // Лингвистический энциклопедический словарь . — М. : СЭ, 1990.

Ссылки

Источник —

Same as Философия языка