Золотой век научной фантастики
- 1 year ago
- 0
- 0
Действие многих научно-фантастических (НФ) произведений разворачивается на Земле либо показывает её как единственную планету, где обитают люди .
В ряде НФ-произведений Земля фигурирует не под своим названием, а выводится как, например, Терра или Теллус — это латинские слова, обозначающие Землю . Жителей Земли авторы называют не только земляне , но и соляриане, теллуриане, терраны (в англоязычной НФ-литературе для этих обозначений используется весьма значительный ряд слов: Earthlings, Earthers, Earthborn, Earthfolk, Earthians, Earthies (как правило используется в значении пейоратива ), Earthmen (Earthwomen), Earthpersons, Earthsiders, Solarians, Tellurians, Terrestrials, Terrestrians, Terrans ) .
Изменение планет, чтобы они стали похожи на Землю, называется терраформирование . Это понятие не является исключительно фантастическим, например, в 1961 году известный астроном Карл Саган предложил научную идею терраформирования Венеры . Однако сам термин терраформирование был введен писателем Джеком Уильямсоном в НФ-рассказе « », опубликованном в 1942 году в журнале Astounding Science Fiction , хотя сама концепция появилась ещё раньше. Например, идея превратить Луну в пригодное для жизни место, с атмосферой и водой, присутствует в повести французского писателя-врача La Journée d'un Parisien au XXIe siècle (1910).
Много сюжетов НФ разворачивается на других планетах, в глубоком космосе , в параллельных мирах и т. д., однако немало авторов помещает место действия своих произведений по-прежнему на Землю . Это было предметом споров среди НФ-писателей, как пример можно привести эссе Джеймса Балларда 1962 года «Каков путь во внутреннее пространство?» Некоторые критики «космических приключений» указывали на важность «земных» концепций и образов, приближенных к повседневному опыту современных читателей . Хотя утверждалось, что Землю следует считать «слишком большой, а её продолжительность существования слишком долгой, чтобы её можно было с комфортом использовать в художественной литературе как самостоятельную тему», это не помешало некоторым НФ-писателям заниматься указанной темой . Например, «Люмен» (1887) Камиля Фламмариона , « » (1990) Дэвида Брина , « Наука Плоского мира » (1999) Терри Пратчетта , Иэна Стюарта и .
На некоторые НФ-работы, в которых основное внимание уделяется Земле как единому целому , оказали влияние целостные концепции «большой картины», такие как Гипотеза Геи , ноосфера и Точка Омега , а также популяризация . В других работах рассматривалась концепция Земли как богини Геи (из древнегреческой мифологии ; другой известной богиней Земли, чьё имя повлияло на НФ, была древнеримская Терра / Теллус ) . Объединяющие эти идеи и рассматривающие Землю как полубиологическое или даже разумное существо — классические произведения, такие как « Когда Земля вскрикнула » (1928) Артура Конан Дойля и «Рождённые Солнцем» (1934) Джека Уильямсона .
НФ-писатели нередко развивают темы формы Земли : у них она полая или плоская . Впрочем, «плоская Земля» редко встречается в современных НФ-работах, поскольку шарообразность нашей планеты была доказана более 2000 лет назад Архимедом и Эратосфеном . Исключением из этого правила является сатирическая серия книг Терри Пратчетта « Плоский мир », вдохновленная индуистской космологией ; и намеренно провокационные произведения, такие как повесть «За гранью» (1932) . Также существуют описания полой Земли, такие как повесть Эдгара Аллана По 1838 года « Повесть о приключениях Артура Гордона Пима », вдохновлённая моделью : Земля с отверстиями на Северном и Южном полюсах, через которые можно попасть внутрь планеты . Несколько НФ-авторов обращались к другой старой теории, теории о Противоземле — гипотетическом теле Солнечной системы , которое вращается по другую сторону Солнечной системы от Земли , например, Гор из серии книг « Хроники Гора » (1966—1988; 2001 — н. в. ) Джона Нормана .
Крупномасштабная планетарная инженерия включает в себя такие идеи, как регулировка наклона земной оси или . Например: рассказ « » (1951) Фрица Лейбера , повесть « » (1959) Фредерика Пола и Сирила Корнблата , повесть « » (1990) Роджера Макбрайда Аллена , новелла « » (2000) Лю Цысиня . Некоторые НФ-работы посвящены геоинженерии — термину, обычно относящемуся к крупномасштабным проектам, пытающимся решить проблему изменения климата ; тема, широко распространённая во многих произведениях « ». В некоторых произведениях описывается, что Земля может быть поглощена целиком, вся её масса может быть использована для строительства мегаструктур , таких как Сфера Дайсона .
Писатели-фантасты представили огромное множество версий будущего Земли . Некоторые НФ-работы посвящены концу нашей планеты ; они были написаны в разных формах — некоторые были в стиле «показной траур», другие больше похожи на фарсовую комедию (например, роман « Ресторан в конце Вселенной » (1980) Дугласа Адамса ), а другие использовали гибель Земли, чтобы исследовать серьёзные темы астрономии или социологии . Жанр «климатической фантастики» часто может смешивать темы последствий изменения климата в ближайшем и отдалённом будущем, будь то антропогенное или природное явление . В других НФ-произведениях, часто встречающихся в жанрах апокалиптической и постапокалиптической фантастики и « Умирающей Земли », наша планета была уничтожена или, по крайней мере, стала непригодной для жизни будущих поколений; действие многих подобных работ разворачивается на Земле, превратившейся в пустошь (например, в фильме 1995 года « Водный мир » показана Земля — водная пустошь). Некоторые произведения такого плана пересекаются с жанром «климатической фантастики», поскольку изменение климата и связанные с ним экологические катастрофы являются широко используемым сюжетным приёмом для событий, которые приводят к концу человеческой цивилизации. В то же время другие сюжеты «конца Земли» включают уничтожение нашей планеты в результате войн между людьми, вторжений инопланетян или в результате различного рода техногенных инцидентов (например, аниме-сериал 1998 года Cowboy Bebop ) или природных катастроф .
Во многих НФ-произведениях, действие которых происходит в , Земля является лишь одной из многих обитаемых планет , федерации или крупной цивилизации (особо используется в жанре « космическая опера ») . В некоторых НФ-работах Земля — далеко не единственная планета с разумной жизнью, но всё ещё является «центром Вселенной» или, по крайней мере, значительным игроком на галактической сцене , например, во франшизе « Звёздный путь ». В других произведениях показана обратная ситуация: Земля стала настолько малозначимой, что превратилась в забытый отсталый мир (например, серия романов « Легенда галактических героев » (1984—1989) Ёсики Танаки ) . Например, в рассказе «Мир-кладбище» (1973) Клиффорда Саймака Земля — это кладбище размером с планету, а в новелетте « » (1966) Гордона Диксона — музей . В некоторых произведениях ситуация доведена до крайности: знания о Земле были полностью утрачены, что сделало её мифологическим местом, существование которого ставится под сомнение даже теми немногими, кто хорошо знаком с легендами о ней (например, серия романов « Основание » (1942—1993) Айзека Азимова). В некоторых из этих произведений основная сюжетная линия связана с бесстрашными исследователями, ищущими «потерянную колыбель», то есть Землю. Это, например, серия повестей « » (1967—2008) , манга-серия « Достичь Терры » (1977—1980), франшиза « Звёздный крейсер „Галактика“ » . Есть некоторые истории, рассказанные с точки зрения инопланетян, которые открыли Землю — это, к примеру, повесть « » (1953) Хола Клемента , сборник рассказов « » (1989) Иэна Бэнкса .
Некоторые НФ-работы обращены назад — или, возможно, «вбок», не к будущему Земли, а к её прошлому ; здесь они могут жанрово пересекаться как с « », так и с « ». В этих случаях авторы используют поджанры « альтернативная история » (например, серия романов « » (2012—2016) Терри Пратчетта и Стивена Бакстера) и « путешествие во времени » .