Количество строк кода
- 1 year ago
- 0
- 0
Коли́чество — категория , выражающая внешнее, формальное взаимоотношение предметов или их частей, а также свойств, связей: их величину , число , степень проявления того или иного свойства .
Первые попытки специального анализа проблемы количества восходят к пифагорейцам , которые изучали природу чисел.
Как особую категорию количество рассматривал Аристотель :
«Количеством называется то, что может быть разделено на составные части, каждая из которых, будет ли их две или несколько, является чем-то одним, данным налицо. То или другое количество есть множество, если его можно счесть, это — величина, если его можно измерить. Множеством при этом называется то, что в возможности (потенциально) делится на части не непрерывные, величиною, — то, что ( делится ) на части непрерывные»
— Met. V, 13, 1020а 7-14; рус. пер., М., 1934
В связи с развитием естествознания и математики в истории нового времени проблема количества занимает особое место.
Р. Декарт рассматривал количество как реальную пространственную и временную определённость тел, которая выражается через число , меру, величину .
По Гегелю , «количество» отличается от « качества » тем, что при качественном изменении вещь однозначно становится другой, а количественное изменение до поры до времени может и не превращать вещь в другую.
В работах классиков марксизма - ленинизма , категория «количество» рассматривается, прежде всего, в связи с установлением количественных ( математических ) закономерностей , связанных с качественными преобразованиями вещей.
«… Невозможно изменить качество какого-нибудь тела без прибавления или отнятия материи либо движения, то есть без количественного изменения этого тела»
— Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 385
Каждая совокупность предметов есть некоторое множество . Если оно конечное, то его можно сосчитать . Всякий счёт состоит в повторённом полагании единицы . Например, число «40» является количественной характеристикой любого множества из 40 предметов, будут ли это люди или деревья. Следовательно, числа и величины оказываются формальной, внешней, по Гегелю, «равнодушной» стороной качественных отношений. Есть вещи большие и маленькие, длинные и короткие, есть движения быстрые и медленные, есть степень развития чего-либо высокая и низкая и так далее. Всё это можно измерить с помощью определённого эталона: метра , секунды и так далее.
С целью установления количественной определённости предмета сравниваются составляющие его элементы — пространственные размеры, скорость изменения, степень развития — с определённым эталоном как единицей счёта и измерения. Чем сложнее явление, тем труднее его подвергать изучению с помощью количественных методов (например, явления в сфере нравственности, политики, эстетического восприятия мира и тому подобное); в этих случаях прибегают к различного рода шкалам .
Процесс познания реального мира как исторически, так и логически совершается таким образом, что познание качества предшествует познанию количественных отношений. Наука движется от качественных оценок и описаний явлений к установлению количественных закономерностей .
Количество находится в единстве с качественной определённостью явлений, вещей, процессов; это единство составляет их меру . Изменение количественной определённости вещей до известного предела не затрагивает их качества. За этими пределами количественные изменения сопровождаются изменением качества.
|
В статье
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|