Природа Хорватии
- 1 year ago
- 0
- 0
Приро́да челове́ка — философское понятие, которое обозначает сущностные характеристики человека , отличающие его и несводимые ко всем иным формам и родам бытия , в той или иной мере присущие всем людям .
Изучением и интерпретацией природы и сущности человека занимаются на разных уровнях обобщения философия , антропология , психология , социобиология , теология . Однако среди исследователей не существует единого мнения не только о характере природы человека, но и о наличии природы человека как таковой.
Сущность человека у Аристотеля — это те из его свойств, которые нельзя изменить, чтобы он не перестал быть самим собой . В философии единого и однозначного определения человека и его природы не существует. В широком смысле человека можно описать как существо , обладающее волей , разумом , высшими чувствами , способностями к коммуникации и труду .
И. Т. Фролов и в « Новой философской энциклопедии » указывают, что можно выделить не менее четырёх подходов к определению понятия (термина) «человек» :
В концепции материализма человек состоит лишь из тканей, составляющих его плоть, все же абстрактные составляющие, приписываемые человеку вместе со способностью активно отражать реальность есть результат сложной организации процессов этих тканей .
В оккультных и эзотерических учениях человек понимается как существо, соединяющее в себе множество планов («миров») ( душа , монада , аура , тело ).
В каббале человек рассматривается в « системе пяти миров », которые понимаются, как степени скрытия полного объёма природы, уровни сознания человека.
В древнеиндийской традиции человек характеризуется кратковременным, но органичным сочетанием элементов, когда душа и тело тесно взаимосвязаны в природном колесе сансары . Лишь человек может стремиться к освобождению от эмпирического существования и обрести гармонию в нирване , используя духовные практики, которые предполагают упражнения для души и тела .
Демокрит , как и многие античные мыслители , считал человека микрокосмом . Платон представлял человека как существо, раздвоенное на материальное (тело) и идеальное (душа) начала. Аристотель рассматривал душу и тело как два аспекта единой реальности. Древнегреческий поэт Солон выразил в стихе « » основные этапы человеческой жизни.
В философии Нового времени тело рассматривается как машина , а душа отождествляется с сознанием .
Авраамические религии призывают к раскрытию духовного начала:
«…человек занимает в ряду Божьих творений такое высокое место, есть как истинный гражданин двух миров — видимого и невидимого — как союз Творца с тварью, храм Божества и потому венец творения, то это единственно и собственно потому, что в его духовную природу Всевышний благоволил внедрить чувство или мысль Своего бесконечного Божества, которая положена в его дух и служит всегдашним источником, влекущим его к своему высочайшему центру»
В христианской традиции считается, что человек есть творение Бога. Так Августин называет человеческую душу загадкой, тайной для самого человека.
Напротив, с точки зрения эволюционного учения , поведение человека , как и животных, является частью его видовой характеристики, обусловлено эволюционным развитием человека как вида и имеет аналоги у близких видов. Длительный период детства необходим человеку для усвоения структурно высокоразвитым мозгом человека больших объёмов внегенетической информации, необходимых для расширенного абстрактного мышления, речи и социализации .
В библейской книге Бытия говорится ( Быт. ), что человек задуман «по образу и подобию [Бога]» и создан «по образу Божию», чтобы с помощью Бога достичь Его подобия самостоятельно. Целью человека считается вечная жизнь в гармонии с Творцом, ближними и мирозданием.
Средневековая философия — от святоотеческого богословия до схоластики и мистицизма , как основы отношений человека и Бога в мире, утверждает ценность и статус самой личности.
Философия Возрождения признаёт самодостаточную ценность человека. В своих творческих возможностях человек подобен Богу, но актуализирован без непременной соотнесённости с божеством, что определило философию и идеологию гуманизма . В отличие от средневековых философов, гуманисты ставят в центр своих интересов человека, а не Бога .
В философии и культуре Нового времени акцентируются такие понятия, как индивидуальность и самосознание человека. Декарт заложил основу новоевропейского рационализма , постулируя мышление как единственное достоверное свидетельство человеческого существования : «Я мыслю, следовательно, я существую» ( лат. Cogito Ergo Sum ). Разум становится определяющей характеристикой человека, рассматриваемого теперь как производное от природных и социальных обстоятельств.
Согласно принципу Коперника Земля и возникновение на ней разумной жизни в виде Homo Sapiens — скорее не уникальное, а рядовое явление.
С научной точки зрения человек произошёл от приматов и представляет собой биологический вид рода Люди (Homo) из семейства гоминид.
Согласно фундаменталистским и близким к ним религиозным представлениям, предки человека были созданы Богом в том же виде, в котором существует человек сейчас. Деятели же модернистского направления в современном богословии разделяют эволюционную точку зрения на происхождение человека, считая её не противоречащей вере в Божественное творение .
Одним из утверждений морального абсолютизма является то, что единая и универсальная мораль выводима из самой природы человека. Моральный релятивизм утверждает обратное: моральные нормы относительны.
Во времена рабовладельческого строя зачастую считалось, что раб обладает другой природой и сущностью, которую передаёт своим детям, и поэтому ничего аморального в том, чтобы обращаться с ним как с рабом нет.
Понятие гуманизма перекликается с понятием человечности — способности сострадать другим людям, проявлять по отношению к ним доброту .
По Ницше , природа сверхчеловека позволяет ему быть свободным от моральных и религиозных норм.
В философии Древнего Востока и античности человек представляется как фрагмент природы , жизненный путь которого предопределён законами судьбы , а сущность — неким божеством . В Средние века личность наделяется свободой воли , что возвышает её над природой , давая возможность и обязанность управлять собственной судьбой. Однако суеверия о зависимости судьбы от положения линий на ладонях и от расположения планет и светил бытуют по сей день.
По Дарвину , природа человека и животных эволюционна и недетерминированна , то есть подвержена изменениям в зависимости от окружающей среды, в которой живёт и развивается вид . Социальный детерминизм склоняется к тому, что поведение групп людей обусловлено теми условиями, в которых они находятся, этим обусловлена, например, классовая борьба .
Некоторые гипотезы (концепт tabula rasa , бихевиоризм ) утверждают, что человек формируется преимущественно через воспитание , другие (биологический, или генетический детерминизм)- что его характер есть врождённая особенность организма, и воспитание может лишь маскировать его проявления.
Джон Локк считал, что люди поступают хорошо потому, что это естественно для разумных существ, для него общественный договор — естественный безальтернативный процесс. Томас Гоббс же считал, что для людей естественно быть эгоистичными и стремиться к удовлетворению потребностей , а общественный договор они заключили из чувства самосохранения , опасаясь «войны всех против всех».
Христианская церковь считает, что первородный грех испортил природу человека, от чего в нём появилась склонность к отступлению от норм, выраженных в заветах Бога . Ересиарх Пелагий же усматривает в первородном грехе лишь единичный акт отклонения свободной воли человека от добра .
В второй половины XIX—XX веков можно выделить такие основные подходы в понимании природы и сущности человека, как :
|
Этот раздел
не завершён
.
|
В XX веке советскими философами было предложено создать единую науку, предметом изучения которой могли бы быть все природные и социальные свойства и отношения человека. Если бы такая наука была создана, то возможный вариант определения предмета её изучения, по мнению И. Т. Фролова и в « Новой философской энциклопедии », мог бы быть описан так:
«Человек — это субъект общественно-исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и сознанием, нравственными качествами» .
При исследовании сущности человека стремятся найти среди многочисленных отличительных признаков главный, решающий в его отличии от других животных, который, может быть, даже определял бы в конечном результате все остальные. Самым известным и наиболее широко распространённым атрибутом человека является наличие разума , человека определяют как «человек разумный» (homo sapiens). Другое важнейшее определение человека связано со способностью трудиться, его называют homo faber — человек действующий, производящий. Следующим важнейшим признаком является наличие речи. Например, Э. Кассирер определял человека как homo symbolicus — человек символический, то есть существо, созидающее символы , самым главным из которых является слово . Слово даёт человеку возможность общаться с другими людьми, что делает намного более эффективными процессы понимания и практического использования реального мира. Понимание человека как существа общественного известно со времён Аристотеля , который в своё время считал это важным. Это далеко не полный перечень сущностных определений человека, в которых отмечены важнейшие, основополагающие свойства человека, тем не менее среди них нет ни одного всеохватывающего, на базе которого было бы возможно создать и развивать общепринятую концепцию природы человека. Поиск такого определения природы человека, которое, с одной стороны, полностью согласовывалось бы с эмпирическими данными о свойствах человека и, с другой стороны, позволяло бы предугадать пути его развития, а также выяснение смысла его существования были важнейшими темами исследований на всех этапах развития философской мысли .
В восточной и западной мифологии, в античной философии отразилось понимание человека как своеобразного ключа к разгадке многих тайн Вселенной. В древности человек не отделял себя от остальной природы , чувствуя свою связь с жизнью окружающего мира, что отразилось в антропоморфизме — бессознательном восприятии Вселенной и действующих в ней сил как живых существ, подобных ему самому. В древней мифологии и философии рассматривается параллелизм и изоморфность микрокосмоса , то есть внутреннего мира человека и макрокосмоса — огромного мира, лежащего вне человека. Примерами этой космогонической мифологемы «вселенского человека» являются пуруша в Ведах, скандинавский Имир в «Эдде», китайский Паньгу .
В античное время понимается, что человека делает уникальным разум. В иудаизме появляется представление о человеке как личности, обладающей свободой выбора между добром и злом , которое в дальнейшем перенимается христианством . Возникшая в эпоху Возрождения в Европе идея гуманизма утверждает человека как высшую ценность, обладающую своеобразной и самобытной индивидуальностью . В эпоху Просвещения преобладает восприятие человека как независимой и разумной личности с неограниченными возможностями. Немецкая классическая философия рассматривает проблему свободы человека как духовного существа. В XIX веке, в трудах Иммануил Канта сформулированы мысли о создании философской антропологии. Изучение биологической природы человека сопровождалось критикой объективно-идеалистических воззрений панлогизма . Романтизм основное внимание уделяет тончайшим нюансам человеческих переживаний, обладающих неповторимо богатым внутренним миром, то есть в качестве важнейшей отличительной черты человека уже воспринимаются не только мыслительные, но и чувственные возможности .
Карл Маркс рассматривает человека с общественно-исторической точки зрения, у него человек в первую очередь общественное существо, определяемое конкретными условиями его функционирования и развития, а также его сознательной деятельностью, а именно: «сущность человека… есть совокупность всех общественных отношений». Человек является и причиной, и результатом истории. Индивидуальное и историческое развитие человека представляет собой освоение и воспроизведение опыта всего человечества. Философско-антропологическая концепция Маркса получила развитие как в работах российских и советских философов, так и в трудах представителей Франкфуртской школы , было показано, что в процессе развития человек становится зависимым от социальных институтов , созданных им самим .
Неокантианец Эрнст Кассирер рассматривает человека в качестве «символического животного». В основе философской антропологии как самостоятельной дисциплины лежат работы Макса Шелера , Хельмута Плеснера , Арнольда Гелена . Понятию бессознательного определяющее значение придают психоанализ З. Фрейда , аналитическая психология К. Г. Юнга . Экзистенциализм рассматривает вопросы смысла жизни, вины и ответственности , проблемы выбора и принятия решения, отношение человека к своему предназначению и к смерти. Персонализм рассматривает человека как фундаментальную онтологическую категорию, структурализм — в качестве отложения в глубинных структурах сознания прошлого .
В 1960 году
в книге «Философская антропология. Исторические предпосылки и современное состояние» выделил главные типы философских концепций человека, разработанных за 2,5 тысячи лет существования философской мысли:С точки зрения многих религий и идеалистических философий , человек и животные относятся к различным категориям существ , несмотря на внешнее и генетическое сходство человека с приматами , при этом утверждается, что животным не свойственны (либо имеются в зачаточном состоянии) следующие качества:
Жестокого , кровожадного человека люди могут назвать бесчеловечным, отрицая его схожесть с людьми и подчёркивая его схожесть с животными. Другие считают, что животные не могут быть злыми , а жестокость у них проявляется только от жестокого обращения или только при определённых условиях.
Философами высказываются мнения о том, что обширный ряд и других особенностей человека уникален для него и не присущ ни одному другому виду . Часть из них действительно не встречается в дикой природе, в то же время, есть основания полагать, что животным свойственны мышление , взаимовыручка , чувство справедливости , красоты и даже аналог суеверий .
Кроме того, некоторые этологи проводят аналогии между моралью человека и системой инстинктивных запретов, характерных для животных, которые Конрад Лоренц назвал «естественной моралью». Вследствие того, что на поведение человека врождённые инстинкты оказывают относительно слабое воздействие, некоторые этологи утверждают, что человек — животное с относительно слабой моралью (подразумевая под этим «естественную мораль»), что может приводить к терминологической путанице .
С подобных позиций некоторые этологи связывают религиозность человека с некоторыми особенностями поведения животных, такими как ритуальность , иерархичность отношений и тому подобное, сводя религиозность у людей к атавизму , инстинкту, бывшему полезным в привычных для жизни животных предков условиях, но оказавшемуся вредным в человеческом обществе.
То, что для некоторых людей неприемлема сама идея близости людей именно с высшими антропоидами , этологи объясняют действием механизма близких видов . Отличия человека от животных лежат как в количественном развитии некоторых признаков, так и в связанными с ними качественными скачками .
После того, как Платон определил человека как «двуногое, лишённое перьев», Диоген , ощипав петуха, заявил, что это человек по Платону .
Человек может верить и не верить... это его дело! Человек — свободен... он за всё платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум — человек за всё платит сам, и потому он — свободен!.. Человек — вот правда! Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они... нет! — это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет... в одном! (Очерчивает пальцем в воздухе фигуру человека.) Понимаешь? Это — огромно! В этом — все начала и концы... Всё — в человеке, всё для человека! Существует только человек, всё же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит... гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью... уважать надо! Максим Горький — « На дне »
Идеал земного человека строился в течение тысячелетий на опыте предков, на опыте самых различных форм живого нашей планеты. Идеал человека галактического, по-видимому, следует строить на опыте галактических форм жизни, на опыте историй разных разумов галактики . Стругацкие — « Малыш »
Существует мнение, что определяющим признаком человека является способность к мышлению. Развитие систем искусственного интеллекта нарушило эту прерогативу. Существует мнение, что этот факт означает наступление новой эпохи в истории человечества .
|
Некоторые
внешние ссылки
в этой статье
ведут на сайты, занесённые в
спам-лист
|