День памяти Ататюрка, молодёжи и спорта
- 1 year ago
- 0
- 0
«О памяти и воспоминании» ( др.-греч. Περὶ μνήμης καὶ ἀναμνήσεως , лат. De memoria et reminiscentia ) — один из нескольких трактатов Аристотеля из цикла « », посвященный теме памяти и воспоминаний .
Первую часть своего трактата «О Памяти» (μνήμη) Аристотель начинает с того, что необходимо определить предмет памяти, ибо, по его словам, «люди зачастую заблуждаются относительно этого» (449b10) . Предметом памяти, по словам Аристотеля, не может быть ни будущее, ни настоящее, а лишь прошлое (449b11). Исходя из этого следует, что память связана со временем, и обладать памятью могут только те животные, у которых есть ощущение времени. Память есть «приобретённое свойство или состояние ощущения или постижения, появляющаяся по прошествии времени» (449b25).
Дальше Аристотель вводит понятие представления (φαντάματοε) и заявляет о том, что память не может обойтись без представления. Представления о предмете надолго сохраняются в живом существе, тем самым обеспечивая ему способность помнить. Следовательно, память возможна только о вещах чувственно воспринимаемых. Итак, поскольку мышление не может обойтись без воображения и представления, а способность помнить обусловлена воображением, то тем самым доказано, что и умопостигаемое может оказаться предметом памяти.
Дальше Аристотель задается вопросом о том, почему же у разных людей различная сила памяти? Здесь он приходит к выводу, что раз память это свойство и тела, и души, то представления должны иметь под собой телесный субстрат, которым является орган общего чувства. Представления — не что иное, как возникающее и запечатлевающие в органе чувств движения. Люди, у которых в этой области движения больше, обладают памятью хуже, ведь они не могут удержать представление, или слишком твёрдой (как у детей и стариков). У людей с противоположным строением память лучше.
Во второй части трактата Аристотель говорит о «припоминании» , которое не является ни возвращением к ранним воспоминаниям, ни узнаванием в первый раз. Человек, узнавший что-нибудь впервые, не может возвратиться к воспоминанию, ведь его не было раньше, и не в состоянии восстановить этот фрагмент в своём сознании, так как он возникает не одновременно с моментом самого переживания. Припоминать могут только то, что было пережито раньше, и то, что уже закончилось.
Также Аристотель утверждает, что помнить может лишь тот, кто знал и испытывал «что-нибудь» с самого начала, а припоминает тот, кто только возвращается к знанию, которым он обладал раньше в своей памяти. Воспоминание же происходит по следующему принципу: человек использует собственные умозаключения и прослеживает порядок движений (=действий), которые связаны между собой и словно следуют друг за другом. Для припоминания последовательности действий человеку легче прийти в самое начало движения, в ином случае процесс припоминания труден и не упорядочен. В процессе припоминания «середина» тоже вполне может стать условным началом. Аристотель сравнивает последовательность вспоминаемых событий с буквами алфавита, в котором из одного и того же «начала» (например, отправной точки — буквы «H») можно двигаться в двух противоположных направлениях, и чем чаще мы будем проходить по этим путям, тем привычнее нам это будет казаться. Этот процесс сравнивается с природой , так как в ней есть определённый порядок и всё следует одно за другим; так же и мы можем быстро что-нибудь вспомнить, стоит лишь начать процесс вспоминания.
Аристотель добавляет, что в отличие от памяти, свойственной почти всем организмам, припоминанием может обладать лишь человек. Только человек может выстраивать умозаключения от услышанного или пережитого раньше и двигаться по «последовательности действий», проводя нечто вроде исследования. Такое от природы свойственно лишь тем, кто способен принимать решения и переживать телесные мыслеобразы, связанные с поиском желаемого вспоминаемого объекта в процессе усердных размышлений.