Interested Article - Гэсэр
- 2020-08-11
- 1
Гэсэ́р , также Гесе́р ( монг. Гэсэр , бур. Абай Гэсэр , калм. Гэсэр-хан ) — в мифологии монгольских народов и народов Тибета , контактировавших с сяньбийцами : ниспосланный небом культурный герой — Сын Неба , небесный всадник , бог войны (покровитель воинов) и царь-избранник (ср. мессия ), очищающий землю от чудовищ — демонов- мангусов . Как первый человек, спустившийся с неба (точнее, вылупившийся из небесного «космического яйца»), Гэсэр восходит к добуддийской , бонской традиции. В некоторых монгольских версиях Цотон оказывается двойником Гэсэра, одним из его воплощений.
По сходству функций или внешнему облику Гэсэр близок ряду персонажей буддийского пантеона : например, как бог войны ( тиб. Далха , монг. Дайсун-тэнгэри , калм. Дайчин-тэнгри — см. тэнгри ) иногда отождествляется с Джамсараном ; с конца XVI века с Гэсэром ассоциируется бог войны в китайской мифологии Гуань-ди .
Героическая поэма о «сыне неба» — Гэсэр-хане, подробно комментированная Г. Н. Потаниным , является, по словам бурят, лучшим руководством для ознакомления с шаманской мифологией . Самое подробное из сохранившихся описаний жизни небесного бога записали у сказителя Альфора Васильева в 30-е годы XX века. Называется оно «Абай Гэсэр», в нём больше 50 тысяч стихов .
Культ
Существовали мистерии , посвящённые некоторым сюжетным циклам Гэсэриады. В Тибете и у монгольских народов были широко распространены поверья о причастности духа героя (и его самого) к исполнению эпической поэмы, о его особой связи с певцом. В культовой практике Гэсэр как универсальное охранительное божество (подобно большинству шаманских божеств) выступает как покровитель воинов, защитник стад, победитель демонов , податель счастливой судьбы (в том числе охотничьей удачи). В шаманских призываниях Гэсэр иногда именуется бурханом или тенгри , его называют сыном неба, обитающим поверх высокой белой горной вершины в доме из облаков и туманов. Праздник Гэсэра — Сагаалган — справлялся весной и сопровождался пением и стрельбой из лука .
По легенде, в Каме сохранился дворец Гэсэра, в котором вместо балок уложены «богатырские мечи и копья» его воинов: по завершении своих подвигов здесь царь Гэсэр хранил всё своё оружие. Храм Гэсэра существует в Улан-Баторе , а также в Лхасе .
Этимология
Чаще всего его имя производят от ирано - согдийской формы титула « кесарь ».
Детство Гэсэра
Согласно сказаниям, Гэсэр является сыном верховного бога Хормуста -хана, родившимся на земле для того, чтобы одолеть чудовищ, появившихся из кусков тела Атай Улана . Согласно другой, тибетской версии о Гэсэре, в государство Лин, которое не имело правителя, был послан один из трёх сыновей небесного владыки. Он возрождается в Лине в семье одного из князей безобразным, сопливым ребёнком по имени Джору (в ряде вариантов он зачат матерью от горного духа). Его преследует дядя по отцу Тхотун ( монг. и калм. Цотон, Чотон , бур. Сотон, Хара Зутан ). В детстве мальчик проявляет чудесные способности, уничтожает различных демонов, одерживает победу в конном состязании за обладание красавицей Другмо ( Рогмо-гоа , Урмай-гоохон ), троном и сокровищами Лина. Затем он получает с неба чудесного скакуна, обретает свой истинный величественный облик и имя Гэсэр (в монгольских версиях — Гэсэр-хаан, обычно именуемый «владыкой 10 стран света, искоренителем 10 зол в 10 странах света»).
В монгольских версиях любопытным является обращение Гэсэра к властелину ада Эрлику — «Старший брат мой» (Эрлик может рассматриваться как умерший первый человек). В ряде вариантов эпоса земной отец Гэсэра — горный дух. Учитывая связь с божеством священной горы, что по концепциям тибетской мифологии согласуется с небесным происхождением героя, а также с мировой горой, Гэсэр воспринимается как правитель «центра» (это соответствует генеалогическим мифам о тибетских правителях), противопоставленный правителям окраин, борьба с которыми по существу адекватна цивилизаторской деятельности культурного героя. Иногда сам Гэсэр — властитель одной из четырёх стран света — Севера . Но, по-видимому, наиболее древняя локализация Гэсэра — Кром (возможно, от Рум — иранское наименование Византии ). Под влиянием индийской и буддийской мифологий отцом Гэсэра оказывается Брахма или — в ладакхской (западнотибетской) версии и во всех монгольских — Индра ( монг. Хормуста ; у западных бурят его место занимает иногда шаманское божество Эсэгэ Малан тенгри ).
Подвиги Гэсэра
Согласно ряду сюжетов, Гэсэр отправляется в Китай , где с помощью чудесных средств добывает себе принцессу и вызволяет свою земную мать из ада; уничтожает демонических царей соседних стран (на севере, юге, востоке и западе), подчиняя их подданных своей власти. В монгольских сказаниях Гэсэр оживляет богатырей, павших в войне с шарайголами .
Гэсэр побеждает демона севера, людоеда Лубсана (ср. монг. Лобсага , калм. Лувсарга , бур. Лобсоголдой Хара мангадхай ), с помощью супруги демона Мезы Бумджид ( монг. Түмэн Джаргалан , западнобурят . Түмэн Яргалан ; по некоторым версиям, в том числе монгольским, она — бывшая жена Гэсэра, похищенная демоном). Меза Бумджид подносит герою «напиток забвения», испив который, он остаётся на севере.
В Лине Тхотун (Цотон), напрасно домогавшийся Другмо, совершает предательство, в результате на Лин нападают из соседнего государства хоры (в монгольской версии — шарайголы, в калмыцкой — ханы Шаргули, в бурятской — шараблинские ханы), которые захватывают Другмо, и она становится женой одного из хорских царей — Гуркара ( монг. Цагаан Гэртү хаан 'белоюртый хан'). Сбросив наваждение благодаря небесному вмешательству, Гэсэр спешит на родину. В облике скверного мальчишки ( монг. Ольджибай ) он проникает к хорам, колдовским способом убивает Гуркара и, подчинив себе его государство, вместе с Другмо возвращается в Лин.
В оккультизме
В оккультизме Н. К. Рериха Гэсэр — это герой, новое воплощение которого произойдёт в северной Шамбале . Он придёт с непобедимым войском, чтобы водворить всеобщую справедливость. Его оружием будут громовые стрелы . Гэсэр также имеет ряд волшебных атрибутов: белый конь, седло, подкова, меч и замок .
Изречения
- Врата Севера принадлежат Гэсэр-хану .
В современном искусстве
Художественная литература
- Имя Гэсэра и его героико-мистический ореол были использованы С. В. Лукьяненко в «Дозорах»: один из персонажей цикла, Гесер (он же Борис Игнатьевич) — Светлый Иной (Великий), начальник Ночного Дозора Москвы . Его основной противник — Завулон .
- Бене Гессерит (Дочери Гессера) — социальная, религиозная и политическая организация во вселенной Дюны (серии научно-фантастических романов Фрэнка Герберта ).
- В трилогии « Око силы 1917—1921 гг.» А. Валентинова фигурирует второстепенный мистический герой Гэсэр-хан (Джор-баши) под именем «командир Джор».
- Пресветлый Сеггер, Творец и Покровитель, чье имя является анаграммой имени Гессер — бог одноимённой монотеистической религии в мире Лаара, сеттинге карточной игры «Берсерк» и книг по её мотивам.
- В трилогии «Гунны» Аммиана фон Бека идет упоминание о Гэссер-хане, покровителе воинов, который их встретит на просторах Вечного Неба Тенгри.
- В книге Глории Му «Игра в Джарт» новелла «Аятори» основывается на бурятском эпосе. Главный герой по прозвищу Соплячок (Нюсха-Муу) возвращается домой в степь из далеких стран, куда его продали в рабство, из рук шамана получает волшебную птицу-гаруду (ездовую птицу богов) и отправляется на Восток в поисках обещанной невесты.
Изобразительное искусство
- Образу Гэсэра посвящена картина Николая Рериха «Гесер-хан» ( ), а также «Меч Гессар-хана» ( ).
Примечания
- С. А. Токарев (гл. ред.), Мифы народов мира , изд. 2 — М.: Советская энциклопедия, т. 1, статья «Гесер», С. 297.
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Юлия Вяткина. . AiF (17 октября 2017). Дата обращения: 6 февраля 2023.
- . Дата обращения: 31 мая 2014. Архивировано из 28 февраля 2014 года.
- Рерих Н. К. от 12 июня 2018 на Wayback Machine 1931
- от 1 июня 2014 на Wayback Machine
- . www.literatura.kg. Дата обращения: 2 мая 2020. 5 августа 2020 года.
Литература
- на русском языке
- Дугаров Б. С. // Этнографическое обозрение . — 2005. — № 4 . — С. 103—110 . 10 марта 2016 года.
- Неклюдов С. Ю. , Тумурцерен Ж. Монгольские сказания о Гесере. Новые записи. — М. : Наука , 1982. — 373 с.
- Поэтика Гэсэриады / М-во культуры Респ. Бурятия. — Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та , 1993. — 368 с.
- Происхождение Гэсэриады. Опыт сравнительно-исторического исследования древнего словарного фонда / Акад. наук СССР. Сиб. отд-ние. Бурят. фил. Бурят. ин-т обществ наук. — Новосибирск: Наука . Сиб. отд-ние, 1980. — 272 с.
- Стихосложение Гэсэриады / Акад наук СССР. Сиб. отд-ние. Бурят. фил. Ин-т обществ. наук. — Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство , 1984. — 127 с.
- Лукьяненко, С. В. Вселенная «Дозоров» , 1991.
- на других языках
- Nekljudov, S.Ju. Mongolische Erzählungen über Geser. Neue Aufzeichnungen (mit Ž. Tömörceren). Wiesbaden, 1985; рец. Gy.Kara in: Acta Orientalia Hung., T. XL (2-3), Budapest, 1986, p. 339—341;
- Ядамбатын Баатар . Бээжин барын Гэсэр. (The Mongolian woodblock printing of the Geser in Beijing). «Баатар ном». том 6. На монгольском языке. Сан Франциско, 2016. 388 сс. ISBN 978-1-5309-1393-0 , ISBN 1-5309-1393-4
- Ядамбатын Баатар . Гэсэр хааны тууж (The Geser epic). «Баатар ном». том 7. На монгольском языке. Сан Франциско. 2016. сс 264. ISBN 978-1-5348-1229-1 , ISBN 1-5348-1229-6
- Ядамбатын Баатар . Гэсэрийн туужийн судалгаа. (Literary research on the Geser epic. «Баатар ном». том 8. На монгольском языке. Сан Франциско. 2016. ISBN 978-1-5306-9159-3 , ISBN 1-5306-9159-1
Ссылки
- 2020-08-11
- 1