Interested Article - Калки

Аватара Калки, 1760-70 гг.

Ка́лки ( санскр. कल्कि , IAST : kalki ) — мессия в индуизме аватара Вишну , его десятое воплощение. Вишну в этой аватаре изображается белым на чёрном коне или наоборот — чёрным на белом коне . У него в руке пылающий меч, которым он истребляет врагов, уничтожает мир и восстанавливает дхарму , подготавливая тем самым будущее возрождение уничтожаемого мира . Это единственная «будущая», мессианская аватара Вишну, и произойдёт она по индуистской хронологии в конце Кали-юги , то есть нынешнего исторического периода, начало которого приходится на 3102 год до н. э. Продолжительность Кали-юги составляет 432 тысячи лет. Это самая плохая из юг. Люди подвержены собственным пагубным страстям, ими овладевают злоба, страх, глупость, ненависть и другие пороки.

Час пробьет, и появится дваждырожденный по имени Калки Вишнуяшас, наделенный великою силой, умом и могуществом. Явится он на свет в достойной брахманской семье в деревне Самбхала и силою духа возродит оружие и всевозможные средства передвижения, воинское облачение, доспехи и панцири. Этот царь, побеждающий дхармой, примет верховную власть и внесет покой в мятущийся мир. Сверкающий брахман , высокий помыслами, явившись (миру), положит конец разрушению. Так всеобщая гибель станет началом (новой) юги . Этот дваждырожденный вместе с брахманами уничтожит разбежавшиеся повсюду жалкие шайки млеччхов .

Махабхарата , книга третья Араньякапарва (Лесная книга), глава 188, «Сказания о беседах Маркандеи »

Этимология

По утверждению Дж. Л. Брокингтона, буквальное значение имени Калки — «грязный, греховный» — не имеет смысла в контексте рассмотрения его в качестве аватары. Ссылаясь на Отто Шрейдера и некоторые рукописи «Махабхараты», исследователь предположил, что первоначальное имя karki («белый телёнок» ) было со временем преобразовано в kalki .

Развитие образа

Калки Vajimukha («лошадинолицый»)
Н. К. Рерих .

Калки не упоминается в Ведах . Однако относящийся к Рудре эпитет «Kalmallkinam», обозначающий «блистательный, устраняющий тьму», иногда интерпретируется как некая «предтеча Калки» .

Впервые Калки появляется в « Махабхарате » , где упоминается единожды в стихах 3.188.85-3.189.6 . Также Калки встречается в таких Маха-пуранах , как Вишну-пурана , Матсья-пурана и Бхагавата-пурана , однако детали, относящиеся к мифологии Калки, отличаются как по отношению к «Махабхарате», так и внутри самих пуран .

По словам Хилтебейтеля, в Махабхарате образ Калки является продолжением легенды о Парашураме , воине, уничтожающем царей, злоупотреблявших своей властью и сеявших тем самым хаос, зло и гонения на бессильных. Эпический персонаж Калки восстанавливает Дхарму и восстанавливает справедливость в мире, однако не завершает цикл существования . Раздел «Калкин» в Махабхарате встречается в разделе «Маркандея», но, как утверждает Луис Рейманн, «едва ли можно сомневаться в том, что раздел „Маркандея“ является поздним дополнением к эпосу. Заставить Юдхиштхиру задать вопрос об условиях в конце Кали-юги и начале Крита-юги — это что-то очень далекое от его собственной ситуации, это просто способ оправдать включение данного сюжета в эпос» .

Согласно Корнелии Диммитт, «ясная и аккуратная» систематизация образа Калки и остальных девяти аватар Вишну не встречается ни в одной из Маха-пуран. Освещение Калки в данных индуистских текстах весьма скудно, в отличие от легенд о Матсье , Курме , Варахе , Вамане , Нарасимхе и Кришне , которые неоднократно и подробно описываются. По мнению Диммитт, такая ситуация сложилась, вероятно, потому, что точно так же, как концепция Будды в качестве аватары Вишну, концепция Калки была «несколько изменчивой», когда составлялись основные Пураны .

Существует версия, что миф о Калки развивался в индуистских текстах в течение столетий как реакция на вторжение различных армий с северо-запада Индийского субконтинента, а также как реакция на мифологию, которую захватчики принесли с собой .

Согласно Джону Митчинеру, концепция Калки, вероятно, была заимствована «в некоторой степени из аналогичных иудейской, христианской, зороастрийской и других религий» . Митчинер утверждает, что некоторые пураны, такие как Юга-пурана, не упоминают Калки и предлагают иную по отношению к другим пуранам космологию . Луис Гонсалес-Рейманн соглашается с Митчинером, заявляя, что в «Юга-пуране» Калки не упоминается . В других текстах, таких как разделы 2.36 и 2.37 «Вайю-пураны», Кали-югу завершает не Калки, а другой персонаж по имени Прамити .

Калки-пурана

Составленный, по всей вероятности, в Бенгалии текст под названием « Калки-пурана » сравнительно недавний и датируется разными исследователями либо XVIII столетием , либо периодом между 1500 и 1700 годами н. э. .

В Калки-пуране Калки женится на принцессе Падмавати, дочери Брихадрата Симхалы, борется с армиями зла и побеждает их, однако не прекращает существование, а возвращается в Самбхалу, открывает новую югу благости и затем отправляется на небеса .

Аналоги в других религиях

Аналоги в литературе и фольклоре

В культуре

На Калки основываются имя и животный образ квами Лошади из мультсериала « Леди Баг и Супер-Кот » — Каалки.

В романе Роджера Желязны « Князь Света » главный герой — «один из Первых, известный также как Махасаматман, Майтрейя , , Сиддхартха , Просветлённый, Будда ». «Ныне официально ты — аватара Вишну, чье учение было неправильно истолковано некоторыми из наиболее рьяных твоих последователей».

Примечания

  1. , с. 164.
  2. Мифы народов мира / Ред. С. А. Токарев . — М. : Советская энциклопедия , 1991. — Т. 1. — С. 25.
  3. J. L. Brockington (1998). . pp. 287—288 with footnotes 126—127. ISBN 90-04-10260-4 .
  4. Tattvadīpaḥ: Journal of Academy of Sanskrit Research, Volume 5. The Academy. 2001. p. 81.
  5. Rabiprasad Mishra (2000). от 14 марта 2021 на Wayback Machine Pratibha. p. 146. ISBN 978-81-7702-021-2 .
  6. Alf Hiltebeitel (2011). от 2 августа 2021 на Wayback Machine . BRILL Academic. pp. 89-110, 530—531. ISBN 978-90-04-18566-1 .
  7. Roy, Janmajit. Theory of Avatāra and Divinity of Chaitanya. Atlantic Publishers. p. 39.
  8. Daniélou, Alain. The Myths and Gods of India: The Classic Work on Hindu Polytheism from the Princeton Bollingen Series. Inner Traditions / Bear & Co. p. 181.
  9. John E. Mitchiner (2000). от 14 марта 2021 на Wayback Machine . Motilal Banarsidass. pp. 68-69 with footnotes. ISBN 978-81-208-1324-3 .
  10. Alf Hiltebeitel (2011). от 2 августа 2021 на Wayback Machine Oxford University Press. pp. 288—292. ISBN 978-0-19-539423-8 .
  11. Luis González Reimann (2002). от 2 августа 2021 на Wayback Machine Peter Lang. pp. 89-99, quote is on page 97. ISBN 978-0-8204-5530-3 .
  12. Dimmitt, Cornelia; van Buitenen, J. A. B. (2012). от 4 августа 2020 на Wayback Machine . Temple University Press (1st Edition: 1977). — pp. 63-64 ISBN 978-1-4399-0464-0 .
  13. Wendy Doniger (2004). от 2 августа 2021 на Wayback Machine . Penguin Books. pp. 235—237. ISBN 978-0-14-044990-7 .
  14. Arvind Sharma (2012). от 2 августа 2021 на Wayback Machine . State University of New York Press. pp. 244—245. ISBN 978-0-7914-8325-1 .
  15. John E. Mitchiner (2000). от 14 марта 2021 на Wayback Machine . Motilal Banarsidass. pp. 75-76. ISBN 978-81-208-1324-3 .
  16. John E. Mitchiner (2000). от 14 марта 2021 на Wayback Machine . Motilal Banarsidass. pp. 69-76. ISBN 978-81-208-1324-3 .
  17. Luis González-Reimann (2002). от 2 августа 2021 на Wayback Machine . Peter Lang. pp. 95-99. ISBN 978-0-8204-5530-3 .
  18. Luis González Reimann (2002). от 2 августа 2021 на Wayback Machine . Peter Lang. pp. 112—113 note 39. ISBN 978-0-8204-5530-3 .; Note: Reimann mentions some attempts to «identify both Pramiti and Kalkin with historical rulers».
  19. Rocher, Ludo (1986). The Puranas. Otto Harrassowitz Verlag. — p.183 — ISBN 978-3447025225 .
  20. Wendy Doniger (1988). от 14 марта 2021 на Wayback Machine . Manchester University Press. p. 5. ISBN 978-0-7190-1867-1 .

Литература

Источник —

Same as Калки