Interested Article - Исламская эсхатология

Исламская эсхатология ( араб. علم الأخرويات الإسلامية ‎) — представление мусульман о конце света , Судном дне ( киямат ) и загробной жизни ( ахират ).

Загробная жизнь

Ахира́т ( араб. الآخرة ‎ — конец, последний, будущая жизнь ) — в исламской эсхатологии потусторонний мир, единственно вечная и важная жизнь для человека. Арабское слово «ахира» означает «конец», «то, что бывает после», «последний день». Этим словом мусульмане называют конец этого земного мира, а также, новую, бесконечную жизнь, начинающуюся после смерти.

Ахират начинается с Малого (смерть) или Большого Конца Света, включает в себя Судный день ( киямат ), рай ( джаннат ), и ад ( джаханнам ). Большим Концом Света называют период времени, который длится от первого до второго звучания трубы (сур) ангела Исрафила .

Ахират противопоставляется земной жизни (дунья). Синонимом ахират является термин аль-маад . Концепция противопоставления земной жизни ахирату была одной из основных идей в проповедях пророка Мухаммада, который пытался убедить своих соотечественников в том, что существует мир, в котором придётся давать ответ за всё содеянное. В мусульманском богословии разработка концепции ахирата велась в направлении противопоставления вечному миру (дар аль-бака) и земной жизни (дар ал-фана), а также детализация представлений об ахирате ( рай , ад , воскрешение , Судный день и др.) .

Барзах

Барзах ( араб. برزخ ‎ — преграда) — в исламской эсхатологии промежуточное состояние, в котором пребывает человеческая душа в период между смертью и днём воскресения.

Рай

Джа́ннат ( араб. جنّة ‎ — сад‎) — в исламской эсхатологии, прекрасный сад, в котором после Судного дня ( киямат ) будут вечно пребывать мусульмане -праведники. В Коране и сунне пророка Мухаммада даётся описание рая , его уровней и особенностей .

После Судного дня (киямат) верующие попадут в рай, а неверующие будут вечно гореть в аду . В раю люди будут вечно наслаждаться благами, уготованными им Аллахом . Главной наградой для обитателей рая будет созерцание Господа . Аллах создал рай и ад до сотворения творений, и они не будут уничтожены. .

В исламском предании имеются сведения о том, что все обитатели рая получат то, что невозможно себе представить и описать словами . Исламские богословы ( Алимы ) считают, что описания в Коране и сунне рая и ада отражают лишь приблизительные представления на уровне человеческих понятий, а их истинная сущность непостижима и будет прояснена только после Божьего Суда. Все представления о загробной жизни принимаются мусульманами к сведению, с оговоркой того, что истинная сущность всего этого известна только Аллаху .

Рай имеет огромные размеры . Он создан из серебряных и золотых кирпичей с ароматным запахом мускуса . Люди, пребывающие в раю не будут испытывать никаких проблем и трудностей . В хадисах упоминается райское дерево Туба и множество других деревьев, стволы которых состоят из золота .

В раю будет существовать супружеская жизнь , но дети рождаться не будут . Обитатели рая будут есть и пить . В числе угощений будет и райское вино, которое не будет пьянить . Испражнения будут выходить из людей посредством особого пота, подобного мускусу . Райские дома подобны шатрам гигантской величины, сделанные из яхонта , жемчуга и других камней . Праведники будут одеты в одежды из шёлка , атласа и парчи . На них также будут украшения из золота .

В Коране также упоминается лицезрение Аллаха: «Лица в тот день сияющие, на Господа их взирающие» . Суннитские богословы (Алимы) считают обязательным верить в то, что праведники увидят Аллаха в раю. В сборниках хадисов аль-Бухари, Муслима, Абу Давуда и ат-Тирмизи (да будет доволен ими Аллах) приводятся хадисы, в котором говорится: «Вы будете видеть вашего Господа так, как вы видите луну, и никаких затруднений вам в этом не будет. И не будет никаких преград между Ним и вами» . Возможность лицезрения Аллаха будет вершиной райских благ .

В раю имеются 4 сада (Адн , Фирдаус , Мава , и Найм ) и 4 реки ( Сальсабиль , Тасмим , Маин и Каусар ). На самом верхнем уровне находится Фирдаус, выше которого уже начинается Трон Аллаха ( арш ). В райских реках текут вода, молоко, райское вино и мёд .

Ад

Джаха́ннам ( араб. جهنم ‎ — ад) — в мусульманском учении наиболее распространённое название геенны или ада.

Судный день

Киямат ( араб. يوم القيامة ‎, йаум аль-кийа́мах день стояния ) — в исламской эсхатологии день Божьего суда , когда все люди получат воздаяние за свои дела. Вера в Последний День является одним из неотъемлемых элементов исламского вероубеждения .

Киямат начнётся с двух трубных гласов (сур) со стороны ангела Исрафила. Первый возвестит об уничтожении всех творений Аллаха, а второй — о воскрешении человечества и начале Божьего суда. В день киямата все творения предстанут перед Аллахом и будут отвечать за совершённые ими деяния. О киямате много говорится в Коране и сунне пророка Мухаммада .

Время наступления

Точное время наступления киямата никому, кроме Аллаха, неизвестно. Мусульмане считают, что мудрость (хукм) сокрытия Всевышним Аллахом точного времени заключается в постоянной готовности людей к нему . Многие люди спрашивали своих пророков о наступлении этого Дня, но никто не называл им точной даты. В Коране об этом сказано так: «Они спрашивают тебя о Часе: „Когда он наступит?“ Скажи: „Воистину, знание об этом принадлежит только моему Господу. Никто, кроме Него, не способен открыть время его наступления. Это знание тяжко для небес и земли. Он настанет внезапно“. Они спрашивают тебя, словно тебе известно об этом. Скажи: „Воистину, знание об этом принадлежит одному Аллаху, но большая часть людей не знает этого“.»

Большие признаки наступления Судного Дня

В сунне пророка Мухаммада передаётся о десяти больших признаках наступления киямата:

  1. Восход солнца с Запада;
  2. Сошествие Тумана (духан);
  3. Появление существа Даббат аль-Арз;
  4. Нашествие Яджуджа и Маджуджа (Гога и Магога);
  5. Появление Даджала;
  6. Пришествие Исы;
  7. Три раскола земли, один на западе;
  8. Один на востоке;
  9. Один в Аравии;
  10. Выход огня в Адене, который погонит людей к месту собрания .

Трубный глас

Непосредственно перед Концом Света ( Яум аль-Кыйама , араб. يوم القيامة ‎, букв. «День воскрешения») люди услышат звук трубы Су’ур , в которую протрубит ангел Исрафил .

Страшный звук трубы умертвит все живые существа, и на земле произойдёт страшная буря, сильное землетрясение. Рухнут не только постройки людей, но и разрушатся до основания все горы. Конец Света коснётся не только Земли. Нарушится гармония всего мироздания и в результате катаклизма произойдёт переустройство всей Вселенной. По прошествии определённого времени, отпущенного на такое переустройство ангел Исрафил вторично дунет в трубу Су’ур. После второго гласа Су’ур, воскреснут все мёртвые и будут призваны на поле Махшар , где Всевышний Аллах будет вершить Свой Справедливый Суд. Каждому воскресшему будет вручена книга с его деяниями, которые записывались при их жизни ангелами — «Кирамен Катибин». Воскресшие ознакомятся со своими делами и будут по ним судимы.

Сбор

Весы

Вера в Судный День, — это также и вера в существование Весов — мизана . Будут взвешены на тех Весах все добрые дела и грехи. Ничто нельзя будет утаить. Ни даже самую малость. Об этом сказано в Коране: «И устроим Мы весы для дня воскресения. Не будет обижена душа ни в чём; хотя было бы это весом горчичного зерна, Мы принесём и его. Достаточны Мы как счётчики!».

Заступничество

Это также и вера в ходатайство (заступничество), в существование моста Сырат , водоёма Каусар , в Рай и Ад . После Суда, будем мы распределены согласно делам нашим. Одни войдут в Рай, другие будут брошены в Ад: «Мы — ваши друзья в здешней жизни и в будущей. Для вас там — то, что пожелают ваши души, и для вас там — то, что вы потребуете».

Мост Сират

Сира́т ( араб. الصراط ‎ — ас-сира́т ) — в исламской эсхатологии, мост, который расположен над огненной преисподней . Мост Сират очень тонкий и не превышает размеры волоса и острия лезвия меча .

Слово «сират» в Коране встречается более сорока раз в значении «прямой путь» ( араб. الصراط المستقيم ‎ — ас-сира́та ль-мустаки́м ) . Шииты-имамиты считают, что коранический «сират аль-мустаким» — это верность и преданность Алидам .

Согласно преданию, в Судный день все люди должны будут пройти по мосту Сират. Праведные мусульмане «с быстротой молнии» перейдут по мосту в рай к источнику Каусар , а неверные и грешники не смогут пройти по нему и упадут в ад .

Согласно концепции Судного дня шиитов-имамитов в День воскресения ( киямат ) справа от моста будет пророк Мухаммад , а слева — Али ибн Абу Талиб . Данное представление основано на кораническом стихе: «Вдвоём бросайте в Геенну каждого упрямого неверующего»

Согласно представлениям шиитов в рай пройдут лишь те, кто получит фирман (указ) от Али ибн Абу Талиба .

Примечания

  1. . Фонд Ихлас. Дата обращения: 18 июня 2013. 18 июня 2013 года.
  2. , с. 27.
  3. .
  4. аль-Кияма
  5. Шарху’ль-Акидадит-Тахавийя, с. 420—432; Маджмуу’ль-Фатава, XVIII, 307
  6. аль-Бухари, «Баду’ль-Хальк» 8, «Тафсир», «Саджда» 1, «Таухид» 35; Муслим «Джанна» 2, /2824/; ат-Тирмизи «Тафсир» /3195/
  7. аль-Хадид
  8. Тирмизи «Джанна» 2, /2528/
  9. ад-Духан
  10. Тирмизи, «Тафсир», «Вакиа», /3289/, «Джанна» 1, /2525/
  11. Тирмизи «Джанна» 1, /2527/
  12. аль-Ваки‘а
  13. Тирмизи «Джанна» 23 /2566/
  14. аз-Зарият
  15. аль-Ваки‘а
  16. Муслим «Джанна» 18, /3835/; Абу Давуд «Суннат» 23, /4741/
  17. Тирмизи «Джанна» 23
  18. аль-Кахф
  19. аль-Бухари, «Мавакитус-Салат» 6, 26, «Тафсир», Каф 1, «Таухид» 24; Муслим «Масаджид» 211, /633/; Абу Давуд «Суннат» 20, /4729/; ат-Тирмизи «Джанна» 16, /2554/
  20. Муслим «Имам» 297, /181/; ат-Тирмизи «Джанна» 16, /2555/
  21. ат-Тавба
  22. аль-Кахф
  23. ас-Саджда
  24. ас-Саффат
  25. аль-Бакара , Аль ‘Имран
  26. аль-Инсан
  27. аль-Мутаффифин
  28. аль-Ваки‘а
  29. аль-Кавсар
  30. Ализаде А. А. // . — М. : Ансар , 2007. — ISBN 978-5-98443-025-8 . (CC BY-SA 3.0)
  31. . islamdag.ru (3 июля 2009). Дата обращения: 9 июня 2013. 10 июня 2013 года.
  32. аль-А‘раф ( Кулиев )
  33. Ализаде А. А. // . — М. : Ансар , 2007. — ISBN 978-5-98443-025-8 . (CC BY-SA 3.0)
  34. см. аль-Бакара , аль-Ан‘ам , аль-А‘раф и др.
  35. , Сират, с. 209—210.
  36. Каф ( Кулиев )

Литература

  • Ислам: энциклопедический словарь / Отв. ред. С. М. Прозоров . — М. : Наука , ГРВЛ , 1991. — 315 с. — 50 000 экз. ISBN 5-02-016941-2 .
  • Ализаде А. А. . — М. : Ансар , 2007. — ISBN 978-5-98443-025-8 . (CC BY-SA 3.0)
  • Малов Е. А. . — Казань: Типо-Лит. Имп. Университета, 1897. — 96, IV с.
Источник —

Same as Исламская эсхатология