Христианская эсхатология
- 1 year ago
- 0
- 0
Иудейская эсхатология описывает события, которые произойдут в конце дней согласно еврейской Библии и еврейской мысли .
Эти события включают в себя , пришествие еврейского Мессии , загробную жизнь и возрождение мертвых праведников. В иудаизме время окончания обычно называют «концом дней» ( др.-евр. אחרית הימים ), фраза, которая встречается в Танахе несколько раз. Конец света называется также «Концом Дней», «Днем Господа», «Днем Гнева Господня» и просто «Днем» ( книга Амоса ) .
Идея мессианского века занимает видное место в еврейской мысли.
Иудаизм обращается к «последним временам» в Книге Даниила и многих других пророческих отрывках в еврейских писаниях, а также в Талмуде , в частности в трактате Авода Зара .
Иудейская эсхатология проходит в Библии длительную эволюцию — от неконцептуализированных периферийных представлений в древнейший период до одной из центральной идей еврейского религиозного сознания в эпоху Второго храма .
В ветхозаветный период еврейская мифология почти не проявляла интереса к индивидуальной эсхатологии. Загробная участь представлялась как полунебытие в шеоле , без радостей и острых мучений (ср. Аид у Гомера ), в окончательной отлучённости от Бога ( Пс. 6, 6; 87/88, 11 и др.). В эллинистическую эпоху возникает представление, ещё долго вызывавшее споры иудейских теологов, о воскрешении мёртвых и суде над ними , в результате которого праведные будут приняты в царство Мессии , а грешные отвергнуты. Здесь, однако, речь шла не о рае или аде для отрешённой от тела души, а о преображении всего мира, блаженстве или погибели для души, воссоединившейся с телом. Впоследствии, под влиянием христианства и ислама внимание переносится на немедленную посмертную участь души, отходящей или к престолу Бога , или в ад, хотя представление о страшном суде в конце времён остаётся. Детализация системы наказаний в аду, совершенно чуждая Библии и слабо разработанная в талмудическо - мидрашистской литературе, была в полной мере развёрнута только в конце Средневековья («Розга наставления») .
Р. Зейнер, исследователь восточных религий, писал о прямом влиянии зороастризма на еврейские эсхатологические мифы, особенно на концепцию воскрешения мёртвых с наградой для праведников и наказанием для грешников. По мнению Джозефа Кэмпбелла , из зороастризма заимствована еврейская идея линейной истории. Согласно зороастризму, нынешний мир испорчен и должен быть улучшен действиями человека . Мирча Элиаде отмечал, что еврейская мифология рассматривает исторические события как эпизоды непрерывного Божественного откровения . Причём эти события не являются повторением друг друга. Каждое из них представляет собой новое деяние Бога . Элиаде считал, что евреи имели концепцию линейного времени ещё до их контакта с зороастризмом, но соглашался с Зейнером, что зороастризм повлиял на еврейскую эсхатологию. Согласно Элиаде, заимствованные элементы включают этический дуализм , миф о Мессии и «оптимистическую эсхатологию, провозглашающую конечный триумф добра» .
Религиозная литература периода за два века до разрушения Второго храма и до 70 года столетие связывала будущий триумф Бога и его справедливости с серией событий, которые должны этому предшествовать, в первую очередь — правление Мессии.
В этот период вместо традиционного представления о шеоле (обитель мертвых) приходит идея ада ( гехинном (геенна), где грешники несут наказание, и рая ( Эдемского сада) для праведников. Авторы апокалипсических произведений приводят различные методы подсчета времени прихода Мессии.
Опираясь на Иех. 38:1—39:20, апокалиптические произведения представляли войны, которые будут предшествовать приходу Мессии, как войну Бога против сил зла — Гога и Магога под началом как Сатаны, Блияала ( др.-евр. בליעל ) и т. п. Время с начала эсхатологического вмешательства Бога делится на две части — олам ха-зе («этот мир») и олам ха-ба («грядущий мир», мессианская эра).
Вера в полное воздаяние в этой жизни сменяется верой в полное воздаяние только после смерти, в олам ха-ба, что связано с верой в Воскресение из мёртвых в «день Господа». Впервые эта мысль выражена в книге Дан. , и позднее широко распространилась в апокалиптической литературе, например в II Макк. 7:9, 11, 14, 23; 12:43; 14:46; Юб. 23:30; IV Эз. 7:29-33, и др.
Эсхатология Талмуда и Мидраша основывается на Танахе, и очень близка апокрифической эсхатологии. Талмуд и Мидраш различают между «временем Мессии» (переходный период) и «олам ха-ба».
Времена Мессии продлятся 40, 70, 365 или 400 лет. В поздней барайте утверждается, что мир будет существовать шесть тысяч лет, из которых две тысячи составит мессианская эра. Точное число — 14 день месяца нисан .
Попытки установить время прихода Мессии в иудаизме осуждаются: «Пусть сгниют кости тех, кто высчитывает время конца. Ибо они говорят: раз подошло время, и он не пришел, он не придет никогда» (Санх. 97б).
Согласно Каббале душа делится на 3 части: нефеш (низшая часть души), руах и нешама (высшая часть души).
Каббалистические писатели видели в грядущем искуплении возврат к совершенству, которое было утеряно после грехопадения Адама и Евы; оно зависит от поведения народа Израиля.
Искупление означает конец пребывания Шхины в изгнании и восстановление Божественного единства, когда поток Божественного влияния навечно объединит все миры, а скрытые тайны Торы будут открыты
Каббалисты верили в физическое воскресение из мертвых.