Менестре́ль
(
англ.
minstrel
,
фр.
ménestrier
от
лат.
ministerialis
— «слуга») — многозначный термин для поэта-музыканта в разные периоды европейской истории.
Содержание
Значения термина
1) общее название поэта-музыканта (в том числе женского пола), профессионального певца Средневековья (с XII в.) и раннего Возрождения, зарабатывавшего пением и игрой на музыкальных инструментах
по памяти
. Близкое по значению слово «
жонглёр
» (франц. jongleur) обычно трактуется более широко, в смысле затейника всякого рода (не только музыкант, но и рассказчик, шут, фокусник, акробат). Вследствие устной природы музыкального творчества менестрелей сохранившиеся нотные рукописи их сочинений немногочисленны; современные реконструкции культуры и обихода менестрелей основаны, главным образом, на литературных и иконографических свидетельствах. (См.
Трубадуры
,
Труверы
,
Миннезингеры
)
4) «Менестрели» — последняя пьеса из первой тетради прелюдий
Дебюсси
.
Средневековые менестрели
В средневековых латинских текстах менестрелями называли различных по своему социальному положению лиц, находившихся на личной службе у сеньора и исполнявших при нём какую-нибудь определённую обязанность, (
ministerium
, однокоренное с нынешним
министром
); министериалом в этом смысле, то есть «служителем», мог называться и придворный поэт (
versificator
) или потешник (
joculator
), но слово «менестрель» не обозначало только поэтической профессии. В позднесредневековых французских и английских текстах [после XIII в.] оно используется как примерный синоним
трувера
или
жонглёра
. Во многих случая это слово носит явно пренебрежительный оттенок как название потешника низшего сорта («грязный менестрель» — в
«Игре о Робене и Марион»
).
С
XIV века
слово менестрель понимается, в основном, в смысле
светского
профессионального (
фр.
ménestrandie
— искусство менестреля) музыканта; все сведения, которыми мы располагаем о менестрелях XIV—XVIII вв., в частности, об
их цеховой организации
в городах Франции и Англии, относятся таким образом к истории не литературного, а музыкального быта.
В своей монографии
М. Сапонов
понимает термин «менестрель» в широком смысле, охватывая им широкий пласт средневековых музыкантов.