Качалово (бывшее село, Москва)
- 1 year ago
- 0
- 0
Ва́рзуга — село в Терском районе Мурманской области . Административный центр сельского поселения Варзуга .
Население — 363 жителя (2010).
Расстояние от районного центра 140 км. Село расположено на двух берегах реки Варзуги в 22 км от её впадения в Белое море . Левая, более древняя сторона села носит название Никольской, а правая — Пречистенской, или Успенской стороны (по названиям храмов).
Включено в перечень населённых пунктов Мурманской области, подверженных угрозе лесных пожаров .
Некогда Варзуга была крупнейшим селом Кольского полуострова . Одно из первых упоминаний о ней содержится в грамоте 1466 года , когда варзужанин Тимофей Ермолинич передал Соловецкому монастырю свои угодья в реке Варзуге и по морскому берегу — ловища и леса.
В ранний период существования Варзуги важную роль в жизни селения играл Соловецкий монастырь , который построил в Варзуге подворье , стал вести в реке лов сёмги , а также в марте 1491 года была освящена церковь во имя Святого Николая Чудотворца — покровителя мореходов. Хозяйственная деятельность монастыря развивает морские промыслы и привлекает переселенцев в раннее малолюдные северные территории Поморья. Развивается и с. Варгуза.
После падения самостоятельности Новгородской республики ( 1478 год ) Терская земля перешла под власть Москвы . Варзуга именуется « волостью » — отдельной административной единицей, подчинённой двинскому наместнику великого князя с резиденцией в Холмогорах .
Подробные сведения о Варзужской волости содержатся в описи 1563 года . В государевом селе насчитывалось 167 семей в 124 дворах. По масштабам Русского Севера это — весьма многолюдное селение. Промысловые и сельскохозяйственные угодья (луки и сенные покосы) в волости находились в совместном владении местной сельской общины, церковных (Соловецкий, Николо-Корельский и Антониев-Сийский монастыри) и светских собственников.
В 1568 селения Северо-Западного Беломорья подверглись опричному погрому, совершенному отрядом Басарги Леонтьева, Варзуга тоже не осталась в стороне. Это событие вошло в историю как « » (правёж — взыскание долгов или податей посредством мучений). Донесения о правёже не сохранилось, но результаты и последствия этого злодеяния отчётливо видны в описи села, проведённой в мае 1575 года . Спустя семь лет после «Басаргина правёжа» в Варзуге было 79 пустых дворов и 33 поросших бурьяном места, на которых до погрома стояли крестьянские дома; никем не использовались 11 семужьих тонь , а Успенская и Никольская церкви «стояли без пенья».
В 1614 — 1619 годах Варзужская волость стала вотчиной Соловецкого и Новоспасского монастырей и Патриаршего Дома. За пользование тонями и покосами варзужские крестьяне платили своим владельцам оброчную подать. Екатерина II в 1764 году своим указом ликвидировала духовные вотчины, перевела монастырских и патриарших крестьян в разряд государственных с передачей им в общинное владение всех волостных угодий. Новый экономический уклад благотворно влияет на рост доходов поморских крестьян. Деревня быстро разбогатела.
По переписи 1897 года в Варзуге насчитывалось 793 жителя, а в 1910 в селе уже проживало 1001 житель, действовали училище Министерства народного просвещения и церковно-приходская школа.
Революция 1917 года не прошла для Варзуги незаметно. 1 мая 1930 года четырнадцать семей варзужан были объединены в колхоз «Всходы коммунизма».
2002 | 2010 |
---|---|
399 | ↘ 363 |
Численность населения, проживающего на территории населённого пункта, по данным Всероссийской переписи населения 2010 года составляет 363 человека, из них 191 мужчина (52,6 %) и 172 женщины (47,4 %) .
В 2013 году население села составляло 371 человек. [ источник не указан 2279 дней ]
Почти вся экономическая жизнь села связана с колхозом, который до сих пор носит название «Всходы коммунизма». Колхоз имеет статус рыболовецкого и занимается производством, переработкой, сбытом сельскохозяйственной и рыбной продукции. Колхоз входит в Союз рыболовецких колхозов Мурманской области (Мурманский рыбакколхозсоюз), на учёте в реестре мурманских судов состоит пять его промысловых судов: «Жемчужина», «Аметист», «Катрин», «Таврический», «Усма», и три транспортных: «Катран», «Лоухи», «Смольнинский». На них заняты 300 человек.
Новым направлением деятельности колхоза в 1990-е годы стало развитие рыболовного туризма. На реках Варзуга , Умба , Кица и других было возведено 14 спортивно-туристических лагерей для российских и иностранных туристов. Их посещают туристы из 97 стран мира, главным образом из Великобритании. Одним из известных гостей был Эрик Клэптон . Для обслуживания туристов имеется вертолёт. Колхоз внесён в единый федеральный реестр туроператоров Федерального агентства по туризму Российской Федерации (Свидетельство номер МВТ 002864).
В конце 2000-х годов колхоз решил расширить сферу любительского рыболовства и арендовал 12 озёр по всему Терскому берегу. Путёвки на отлов рыбы распространяются, в основном, среди жителей Мурманской области; наиболее популярен зимний подледный лов .
Колхоз занимается также животноводством и переработкой сельскохозяйственной продукции. В селе производится масло, колбаса. Кроме того, он осуществляет жилищное строительство в селе, в его ведении находятся детский сад и общеобразовательная школа (до 9 классов).
Основным источником доходов местного населения во все времена были продажа сёмги , вылавливаемой в реке Варзуге. Кроме того, большое значение имел также «торосовый» (бой тюленя ) и рыбный промыслы. В прошлом веке в селе Варзуге также существовала добыча жемчуга из раковин, водившихся как в Варзуге, так и в других реках. Кроме того, жители деревни занимались и скотоводством: разводили крупный рогатый скот, а также овец, лошадей и оленей. Растениеводство из-за сурового климата было развито плохо. Жители села сами строили свои дома, делали кирпич и клали из него печи. Мужчины строили («шили») лодки, женщины пряли и ткали. Также Варзуга остаётся одним из немногих мест, где хранится поморский устный фольклор .
Козули — это игрушки из теста, фигурки оленей, бычков, коровок, козликов, птичек, тюленей, изготовленные из ржаного теста. Пекли раньше козули в Рождество, перед Новым годом, на праздник Коляды . Пекут их и сейчас на рождение ребёнка, на свадьбу, новоселье. Козули сразу не съедаются и не выкидываются, считается, что они охраняют дом от чужих духов.