Группа восьми (художественная группа)
- 1 year ago
- 0
- 0
Антипартийная группа Маленкова , Кагановича , Молотова и примкнувшего к ним Шепилова — политическое клише , официально использовавшееся в советской печати для обозначения группы из трёх высших партийных деятелей КПСС, попытавшихся в июне 1957 года сместить Н. С. Хрущёва с должности Первого секретаря ЦК КПСС . Группу поддержали и другие члены партийного руководства, в частности, кандидат в члены Президиума ЦК Д. Т. Шепилов, высказавший личные претензии к Н. С. Хрущёву.
18 июня 1957 года состоялось очередное заседание Президиума ЦК КПСС . К этому времени высшее руководство СССР уже было на грани раскола, Г. М. Маленков оценивал ситуацию так: «Если мы их не уберём сейчас, тогда они уберут нас» .
По настоянию большинства председателем заседания был избран Н. А. Булганин (а не Хрущёв, как обычно). Г. М. Маленков, В. М. Молотов, Л. М. Каганович и другие члены Президиума стали предъявлять Хрущёву многочисленные претензии. По итогам обсуждения семью голосами (В. М. Молотов, Г. М. Маленков, К. Е. Ворошилов , Л. М. Каганович, Н. А. Булганин, М. Г. Первухин , М. З. Сабуров ) против четырёх (против были сам Хрущёв, А. И. Кириченко , А. И. Микоян и М. А. Суслов , при том что явно голос «против» выразил только Хрущёв ) было принято решение рекомендовать Пленуму ЦК КПСС сместить Хрущёва с поста Первого секретаря ЦК КПСС и пересмотреть состав Секретариата ЦК . Присутствовавшие с правом совещательного голоса кандидаты в члены Президиума ЦК — Л. И. Брежнев , Г. К. Жуков , Н. А. Мухитдинов , Е. А. Фурцева , Н. М. Шверник поддержали Хрущёва, Д. Т. Шепилов сначала поддержал, потом выступил против, поддержав группу и высказав личные претензии Хрущёву.
Ещё до окончания заседания глава КГБ И. А. Серов и Г. К. Жуков по согласованию с Хрущёвым организовали срочную доставку в Москву на самолётах военной авиации членов ЦК и кандидата в члены Президиума ЦК Ф. Р. Козлова , известных своей лояльностью к Хрущёву . Этой вновь прибывшей группе удалось вмешаться в ход заседания (которое уже почти завершилось) и снять с обсуждения вопрос о Первом секретаре и о составе Секретариата ЦК. Это заседание Президиума ЦК КПСС растянулось на четыре дня, и за ним тут же последовал Пленум ЦК КПСС.
22 июня на первом же заседании пленума ЦК М. А. Суслов объяснил собравшимся, что раскол в Президиуме был вызван разногласиями в отношении курса XX съезда КПСС на десталинизацию , и таким образом вопрос о личности Хрущёва и допущенных им ошибках был отставлен. Затем Г. К. Жуков огласил документы, из которых следовало, что Молотов, Каганович и Маленков и есть «главные виновники арестов и расстрелов партийных и советских кадров» .
Л. М. Каганович в ответ заявил, что «говорить надо о всех членах Политбюро», и напрямую спросил Хрущёва: «А Вы разве не подписывали бумаги о расстреле на Украине?» Последний ушёл от прямого ответа, ибо отрицать это было глупо, а Г. К. Жуков заявил о необходимости провести тщательное расследование и наказать всех виновных в организации массовых репрессий. Однако этот вопрос был пленумом ЦК засекречен, и рядовые члены партии оставались в неведении об этом до перестройки , когда более подробные сведения о данных событиях стали появляться в печати.
По мнению Михаила Смиртюкова , поддержка Жуковым Хрущева оказала решающее значение для неуспеха «антипартийной группы» .
Участники группы были старыми соратниками И. Сталина — их влияние стало заметно уменьшаться после доклада Н. С. Хрущёва в конце XX съезда КПСС .
Д. Т. Шепилов не участвовал в сталинских репрессиях и не принадлежал к выступившей против Н. С. Хрущёва группе членов руководства партии, однако Хрущёв, считавший его своим выдвиженцем, захотел показательно наказать его за «измену». В докладе «Об изменениях в Уставе КПСС» на XXII съезде КПСС отмечалось:
Ожесточённое сопротивление пыталась оказать осуществлению ленинского курса, намеченного XX съездом партии, фракционная антипартийная группа, в которую входили Молотов, Каганович, Маленков, Ворошилов, Булганин, Первухин, Сабуров и примкнувший к ним Шепилов.
В результате состоявшегося 22–29 июня 1957 года Пленума ЦК КПСС участники группы были выведены из состава ЦК КПСС, а в 1962 году исключены из партии.
А. В. Пыжиков отмечает, что в резолюции XXII съезда КПСС об антипартийной группе говорилось почти в четыре раза больше, чем о критикуемом культе личности Сталина; в докладах Н. С. Хрущёва и в выступлениях делегатов больше всего критических нападок было высказано в адрес В. М. Молотова (в его же адрес, как критиковавшегося в связи с культом личности Сталина — в два раза меньше) .
Также входившие в антихрущёвскую группу члены Президиума ЦК К. Е. Ворошилов , Н. А. Булганин , М. Г. Первухин и М. З. Сабуров , покаявшись прямо на пленуме, первоначально «отделались» меньшими наказаниями:
К XXII съезду КПСС участником группы называли и Г. К. Жукова (хотя в декабре 1956 года он был в четвёртый раз удостоен звания Героя Советского Союза).
В в адрес участников «антипартийной группы» были выдвинуты следующие обвинения:
На местном уровне отреагировали по-разному: были случаи, когда партийные организации отказывались одобрить Постановление «Об антипартийной группе». Например, Камчатский областной комитет партии информировал ЦК о срыве рабочего собрания на рыбоконсервном заводе № 46 Кихчинского рыбокомбината Усть-Большерецкого района : за предложение поддержать антипартийную группу проголосовал 81 человек, а за одобрение Постановления ЦК только 31 человек (после этого директора завода отстранили от должности, а новый митинг одобрил Постановление ЦК) .