Interested Article - Дядюшкин сон

«Дя́дюшкин сон» — повесть Фёдора Михайловича Достоевского , написанная в 1859 году. Первое после длительной творческой паузы произведение Достоевского, с которым он вернулся к литературной деятельности. Написана во время пребывания автора в Семипалатинске . Впервые опубликована в журнале « Русское слово » (1859, № 3).

Сюжет

Действие повести происходит в городе Мордасове, где живёт Мария Александровна Москалёва — энергичная дама, имеющая двадцатитрёхлетнюю дочь. Мать мечтает выдать Зинаиду замуж, однако та мягко отклоняет предложения своего единственного ухажёра Павла Мозглякова; других же достойных кавалеров в их небольшом городке нет. Кроме того, она до сих пор любит бедного уездного учителя, за которого мать ей выйти не позволила.

Однажды в доме Москалёвых останавливается князь К. — господин весьма почтенного возраста, страдающий, по мнению горожан, старческим слабоумием и внешне напоминающий «мертвеца на пружинах». Во время общения с гостем у Марии Александровны созревает план: женить его на своей дочери. Зинаида, с которой мать делится этим замыслом, сначала горячо отвергает любые разговоры о свадьбе, но Москалёва-старшая приводит весомые аргументы: согласно её доводам, девушке выпадает особая миссия — в браке она будет для мужа сестрой милосердия, а после его смерти станет богатой и свободной княгиней.

Мария Александровна прилагает немало усилий для реализации своего проекта; в итоге князь, расслабившись от напитков и пения Зинаиды, соглашается жениться. Однако наутро выясняется, что К. весьма смутно помнит о недавних событиях, и Павлу Мозглякову удаётся убедить «дядюшку», что свою грядущую свадьбу тот видел во сне. Когда обман раскрывается, Зинаида честно признаёт свою вину, а князь, тронутый её искренностью, сообщает, что для него было бы большой честью предложить руку и сердце такой девушке. Всё случившееся становится для К. сильным потрясением; через три дня он умирает в своём гостиничном номере. Мозгляков вновь приударяет за Зиной, но, получив отказ, уезжает в Петербург. Продав имущество, уезжают из Мордасова и Москалевы. Через несколько лет судьба сведёт их на балу в далёком краю; Мария Александровна и ставшая к тому времени женой генерал-губернатора Зинаида едва узнают его.

История создания. Отзывы

Работа над повестью «Дядюшкин сон» началась у Достоевского после длительной творческой паузы, связанной с пребыванием сначала в Омском остроге , а затем в Семипалатинске. К её созданию автора подтолкнуло не только желание вернуться к литературной деятельности, но и финансовые сложности: так, в 1858 году, рассказывая в письме, адресованном публицисту Михаилу Каткову , о задумке нового произведения, Фёдор Михайлович откровенно дал понять, что испытывает острую нужду в деньгах: «Если Вам угодно будет иметь, для напечатания в этом году, мой роман, то не можете ли Вы мне выслать теперь же, вперёд за роман, недостающие мне и крайне необходимые 500 руб., серебром» . Не только Катков, но и издатель журнала «Русское слово» Григорий Кушелев-Безбородко согласились сотрудничать с Достоевским по предложенной им схеме — выплата гонораров в кредит, «под честное слово» .

Дом Достоевского в Семипалатинске

Исследователи не смогли установить точную дату начала работы над «Дядюшкиным сном»; по их предположениям, Фёдор Михайлович собирался написать на основе придуманного им сюжета комедию, поэтому черновики были заполнены соответствующими ремарками : «Десять часов утра», «Марья Александровна сидит у камина» и так далее . Несмотря на спешку, Достоевский — в нарушение предварительных договорённостей — смог отправить готовую рукопись в «Русское слово» только в январе 1859 года; в марте повесть была уже напечатана . Впоследствии, вспоминая историю её создания, Достоевский признавался:

Я написал её тогда в Сибири , в первый раз после каторги единственно с целью опять начать литературное поприще, и ужасно опасаясь цензуры (как к бывшему ссыльному). А потому невольно написал вещичку голубиного незлобия и замечательной невинности .

Литературное сообщество России встретило публикацию «Дядюшкиного сна» почти демонстративным молчанием. Судя по воспоминаниям современников Достоевского, устные оценки нового произведения Фёдора Михайловича дали в частных беседах писатели Иван Тургенев и Иван Гончаров , критик Дмитрий Писарев , поэт Николай Некрасов . Тепло отозвался о повести в одном из писем Алексей Плещеев , долго хлопотавший о возвращении Достоевского в литературу и выступавший в роли доверенного лица при его переговорах с издателями . Однако горячих откликов и рецензий, подобных тем, что сопровождали выход романа « Бедные люди », автор не дождался .

Герои. Возможные прототипы

По замечанию литературоведа Григория Фридлендера , персонажи повести по мере развития сюжета меняются, каждый из них в очередной главе «получает новую глубину», а представление о том или ином образе, сложившееся у читателей после отдельной сцены, опровергается уже в следующем эпизоде .

Князь К.

В одном из писем брату Достоевский упоминал, что князь К. является единственным серьёзным героем «Дядюшкиного сна». Внешне он «весь искусственный», состоящий из парика, накладных бакенбардов и закрывающей значительную часть лица эспаньолки ; его морщины замаскированы с помощью румян и белил — на то, чтобы «закостюмировать эту мумию в юношу», камердинер тратит ежедневно несколько часов. Как отметил критик Константин Мочульский , образ князя интересен тем, что он не только представляет собой шаржированный портрет «русского барина-европейца», но и является литературным предшественником другого персонажа Достоевского, — речь идёт о Степане Верховенском из романа « Бесы », который, подобно К., «следит за европейским просвещением» и перемежает русские и французские слова . Среди характеристик, которыми исследователи наделяют князя, — «карикатура», «кукольный персонаж», «барин-простофиля», «ярмарочный шут», «балаганный паяц». В тот момент, когда К. сообщает, что он «на дружеской ноге» с Байроном , в нём проступают черты Хлестакова . При этом князь способен меняться: так, в момент выявления обмана, когда гордая Зинаида берёт всю вину на себя, К. утрачивает привычную нелепость — в нём, по словам Фридлендера, обнаруживается «рыцарство, обиженная и беспомощная человечность» .

К числу знакомых Достоевского, напоминавших князя, относился драматург Фёдор Кокошкин : он, подобно К., до глубокой старости «разыгрывал светского селадона и дамского поклонника». Очевидцы утверждали, что с помощью грима и парика он ежедневно преображался: «Надо было видеть, какие с ним совершались овидиевские превращения» . Кроме того, литературоведы называют своеобразным «родственником» князя пушкинского персонажа — графа Нулина :

Оба впервые появляются перед нами из-за одинаковой неудачи в пути: у одного опрокинулась карета, у другого — коляска… Граф Нулин, жуир и франт, промотал «в вихре моды» не только свои наличные средства, но и «грядущие доходы». Сходные обстоятельства жизни и у князя Достоевского… Князь К. — это граф Нулин в старости .

Зинаида Москалёва

М. Д. Исаева

Зинаиду Москалёву исследователи сравнивают с Татьяной Лариной — их роднит романтичное отношение к миру и склонность к жертвенности. Полюбив некогда бедного, нездорового Василия, отношения с которым вызвали в Мордасове волну слухов, Зинаида не смогла стать его женой, однако верность «уездному учителишке» хранила до последних его минут. Позже она, как и героиня « Евгения Онегина », освободилась от юношеских грёз и вышла замуж за генерал-губернатора — «старого воина с двумя звёздами и с белым крестом на шее» . Даже возможный брак с князем К. девушка рассматривала как проявление милосердия — сначала по отношению к будущему мужу, нуждающемуся в сердечном участии, затем — по отношению к умирающему от чахотки Васе, который мог бы вылечиться с помощью её денег .

По мнению исследователей, вероятным прототипом Зинаиды Москалёвой (а также Наташи Ихменёвой из романа « Униженные и оскорблённые ») была Мария Дмитриевна Исаева — первая жена Достоевского, которая с состраданием относилась и к Фёдору Михайловичу, и к учителю Николаю Вергунову .

Другие персонажи

Мария Александровна Москалёва, которую рассказчик называет «первой дамой в городе», напоминает персонажа романа «Бесы» Варвару Петровну Ставрогину: обе героини склонны к спонтанным решениям, властны, энергичны. Если одна из них решила выдать замуж свою дочь за князя К., то другая столь же внезапно задумала устроить личную жизнь воспитанницы Дарьи . По мнению Алексея Плещеева, образ провинциального «Наполеона» и одновременно «первой сплетницы в мире» является одним из самых удачных в «Дядюшкином сне» .

Наиболее полное воплощение «мордасовской мудрости», бестиальная Москалева обращает свою жизнь в сплошное противостояние всему и всем, даже, по её словам, «дураку» Шекспиру , олицетворяющему недоступные «первой даме» высокие и светлые начала бытия. В Марье Александровне сосредоточена энергия дьявольского зла, прикрытого маской псевдохристианского приличия и своекорыстной материнской лжедобродетели .

Двадцатипятилетний Павел Александрович Мозгляков, называющий себя племянником князя К., смешон и жалок одновременно. Он тщетно пытается добиться благосклонности Зинаиды Москалёвой, обвиняет девушку то в холодности, то в легкомыслии и в итоге расстраивает её свадьбу. Литературоведы видят в нём представителя галереи « маленьких людей » и считают, что авторское сочувствие даёт ему шанс на лучшую судьбу: в финале повести Мозгляков, испытав горечь от встречи с аристократкой Зинаидой на балу, «свежий и здоровый» движется к новой жизни .

Помимо героев, непосредственно участвующих в сюжете, в «Дядюшкином сне» есть рассказчик, задача которого — представлять персонажей, а затем отходить в сторону, давая им возможность действовать самостоятельно . Его образ, с одной стороны, близок Макару Девушкину из романа «Бедные люди», с другой — хроникёру из «Бесов». Рассказчика отличает умение подмечать детали и «бесхитростно выворачивать наизнанку затемнённую жизнь глубинной провинции» .

Художественные особенности

Исследователи дают разные определения жанру «Дядюшкиного сна». По мнению литературоведа Николая Чиркова, в этом произведении Достоевский впервые в своей литературной практике обратился к форме «драматизированного романа» . Константин Мочульский писал, что изначальный замысел автора был связан с пьесой; в силу разных причин эта идея осталась нереализованной, однако следы некой театральности сохранились: «„Дядюшкин сон“ — это водевиль , наскоро переделанный в повесть». Свидетельством того, что Фёдор Михайлович планировал создать произведение для сцены, являются не только диалоги и ремарки, но и композиция, при которой развязка сюжета выглядит «театрально-выразительной» . Григорий Фридлендер, отмечая близость произведения к провинциальной хронике, наполненной повседневными проблемами, в то же время находит в повести черты и комедии, и трагедии .

Омск XIX века — один из прообразов города Мордасова

Судя по воспоминаниям современников, в 1850—1860-х годах Достоевский с большой заинтересованностью относился к водевилю; в одном из писем он сообщал, что хотел бы «написать комедийку». Водевильное влияние просматривается даже в названии повести: «Дядюшкин сон» соотносится, по мнению Моисея Альтмана, с такими произведениями, как «Дядюшка на трёх ногах» Петра Каратыгина , «Дядюшкина тайна» Дмитрия Ленского , «Комедия с дядюшкой» Петра Григорьева и некоторыми другими .

В «Дядюшкином сне» отразились впечатления, полученные Достоевским во время пребывания в Сибири; Мордасов в его повести — это «царство сплетен, слухов, интриг, дамских войн за первенство в обществе» ; это город, в котором большим, долго обсуждаемым событием становится любой эксцентричный поступок .

Этнопсихологической основой разработки служат ему [Достоевскому] реальные наблюдения над омскими , семипалатинскими и барнаульскими обывательскими типами и нравами 1850-х годов.

Гоголевские традиции

«Дядюшкин сон» создан в гоголевских традициях. Исследователи считают, что непосредственное влияние Николая Васильевича обнаруживается как при выборе общей темы (повседневный уклад жизни в дореформенной провинциальной России) , так и в стилистике (произведение Достоевского иронично «перекликается» с « Повестью о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем ») . Анекдотичный сюжет повести, рассказывающей о том, что появление утратившего память старика внесло много суматохи в жизнь маленького городка, также восходит к гоголевским комедиям — « Женитьбе » и « Ревизору » .

Вовсе не что вы, Марья Александровна, а сущая правда! Ведь это полукомпозиция, а не человек. Вы его видели шесть лет назад, а я час тому назад его видел. Ведь это полупокойник! Ведь это только воспоминание о человеке; ведь его забыли похоронить! Ведь у него глаза вставные, ноги пробочные, он весь на пружинах и говорит на пружинах!

Литературная перекличка наблюдается и при выборе Достоевским фамилий для персонажей «Дядюшкиного сна» — почти все они «по-гоголевски говорящие» . К примеру, дальней родственнице Марии Александровны, проживающей в её доме, автор дал не только фамилию Зяблова, но и имя героини « Мёртвых душ » Коробочки — Настасья Петровна . Из гоголевского арсенала «позаимствованы» и фамилии других действующих лиц: Паскудина, Мозгляков, Фарпухины, Залихватский, Бородуев, Заушин .

Адаптации

Разговоры о возможной инсценировке «Дядюшкиного сна» начались ещё при жизни Достоевского. Однако автор реагировал на них без энтузиазма. В одном из писем, датированных 1873 годом, он пояснял, почему не видит необходимости в создании сценической версии своего произведения: «Я не решаюсь и не могу приняться за поправки. 15 лет я не перечитывал свою повесть „Дядюшкин сон“. Теперь же, перечитав, нахожу её плохою» .

Дядюшкин сон. Радиоспектакль МХАТ, 1938

«Дядюшкин сон» появился в репертуарах театров спустя десятилетия. Так, в январе 1927 году к постановке спектакля по произведению Достоевского приступила труппа Московского художественного театра . Режиссёр Немирович-Данченко писал Станиславскому , что спектакль «получился недурной», отмечал, что Книппер-Чехова , игравшая Марию Александровну Москалёву, была «иногда блестяща», Мозгляков в исполнении Владимира Андреевича Синицына получился «великолепным», а Николай Хмелёв , несмотря на проблемы во время репетиций, в конце концов «сложился в хорошего Князя» .

В 1964 году образ Москалёвой воплотила на сцене театра имени Моссовета Фаина Раневская . По воспоминаниям Константина Михайлова , наблюдавшего, как актриса работала над ролью «провинциального Наполеона в кринолине », Раневская сумела создать образ напористо-обольстительной героини, в характере которой дерзость сочеталась с изяществом . Среди постановок XXI века рецензенты выделяют спектакль «Дядюшкин сон» в театре имени Маяковского (режиссёр Екатерина Гранитова , в роли Москалёвой-старшей — Ольга Прокофьева ) , а также сценическую версию в Большом драматическом театре имени Г. А. Товстоногова (режиссёр Темур Чхеидзе , Москалёва — Алиса Фрейндлих , Князь — Олег Басилашвили ) . Эта версия в качестве телеспектакля вышла на экраны в 2011 году.

Повесть неоднократно экранизировалась. В 1966 году вышел фильм Константина Воинова « Дядюшкин сон », в котором роль Князя исполнил Сергей Мартинсон , образ Москалёвой создала Лидия Смирнова , Зинаиду сыграла Жанна Прохоренко . По мнению киноведа Петра Багрова , картина, несмотря на мастерство актёров, не вошла в число творческих удач Воинова: «Театр можно „адаптировать“ для кино, литературу же „адаптировать“ нельзя: здесь уже нужно искать кинематографический эквивалент» .

В ноябре 1981 года телевидением СССР был выпущен двухсерийный телеспектакль « », автором сценария и режиссёром которого стал Александр Орлов . Роль Князя в нём сыграл Марк Прудкин , один из «великих стариков МХАТа», роль Зины — молодая Елена Майорова .

В 2001 году телевидением России был выпущен телеспектакль « », режиссёрами которого стали Владимир Иванов , Павел Любимцев . Роль князя сыграл Владимир Этуш , роль Марии Александровны Москалёвой — Мария Аронова

Примечания

  1. , с. 322—323.
  2. , с. 323.
  3. , с. 653—654.
  4. , с. 324.
  5. , с. 327—328.
  6. Владимирцев В. П. Дядюшкин сон // . — СПб. : Пушкинский дом, 2008. — С. 64—67. 5 марта 2016 года.
  7. , с. 320.
  8. ↑ , с. 436.
  9. ↑ , с. 141.
  10. , с. 32.
  11. , с. 34—35.
  12. , с. 95.
  13. , с. 114.
  14. , с. 104.
  15. Чирков Н. М. О стиле Достоевского. — М. : Наука , 1967.
  16. ↑ , с. 140.
  17. , с. 166.
  18. , с. 328.
  19. , с. 654.
  20. , с. 146.
  21. , с. 654—655.
  22. Немирович-Данченко В. И. Избранные письма. — М. : Искусство, 1979. — Т. 2.
  23. Немирович-Данченко В. И. Избранные письма. — М. : Искусство, 1979. — Т. 2.
  24. Гейзер М. М. . — М. : Молодая гвардия, 2012. — ISBN 978-5-235-03490-7 . (недоступная ссылка)
  25. Ольга Егошина. // Новые Известия . — 2012. — № 12 сентября . 4 марта 2016 года.
  26. Роман Должанский. // Коммерсантъ . — 2009. — № 4 апреля . 4 марта 2016 года.
  27. (рус.) . Энциклопедия отечественного кино. Дата обращения: 7 декабря 2015. 5 марта 2016 года.
  28. Пётр Багров. (рус.) . Энциклопедия отечественного кино. Дата обращения: 7 декабря 2015. 5 марта 2016 года.
  29. (рус.) . Телеканал «Россия – Культура» (Россия – К). Дата обращения: 26 мая 2018. 26 февраля 2019 года.
  30. (рус.) . Двадцатый век. Хроники. Факты. Комментарии. Дата обращения: 26 мая 2018. 26 мая 2018 года.

Литература

Same as Дядюшкин сон