Interested Article - Чемберс, Роберт Уильям

Роберт Уильям Чемберс ( англ. Robert William Chambers ; 26 мая 1865 , Бруклин , Нью-Йорк 16 декабря 1933 , Нью-Йорк , Нью-Йорк ) — американский художник и писатель-фантаст, наиболее известный своей книгой рассказов « Король в жёлтом », опубликованной в 1895 году.

Биография

Чемберс родился в Бруклине , штат Нью-Йорк , в семье Уильяма П. Чемберса ( англ. William P. Chambers ) (1827—1911), юриста по корпоративному праву и банкротству, и Кэролайн Смит Боутон ( англ. Caroline Smith Boughton ) (1842—1913). Его родители познакомились, когда его матери было двенадцать лет, и Уильям П. проходил стажировку у её отца, Джозефа Боутона, известного корпоративного юриста. В конце концов они основали юридическую фирму Чемберс и Боутон, которая продолжала процветать даже после смерти Джозефа в 1861 году.

Прадед Роберта Чемберса, Уильям Чемберс ( англ. William Chambers ) (рождение неизвестно), лейтенант британского Королевского флота, был женат на Амелии Сондерс ( англ. Amelia Saunders ) (1765—1822), правнучке Тобиаса Сондерса из Вестерли, Род-Айленд. Пара переехала из Вестерли в Гринфилд, штат Массачусетс , а затем в Голуэй, штат Нью-Йорк, где родился их сын, также Уильям Чемберс ( англ. William Chambers ) (1798—1874). Второй Уильям окончил Юнион-колледж в 18 лет, а затем поступил в колледж в Бостоне, где изучал медицину. По окончании учёбы он и его жена Элиза П. Аллен (1793—1880), прямые потомки Роджера Уильямса ( англ. Roger Williams ) , основателя Провиденс , штат Род-Айленд , были одними из первых поселенцев в Бродалбине, штат Нью-Йорк. Его братом был архитектор Уолтер Боутон Чемберс.

Чемберс сначала получил образование в Бруклинском политехническом институте, а затем в возрасте около двадцати лет вступил в Лигу студентов-художников, где его сокурсником был художник Чарльз Дана Гибсон . Чемберс учился в Париже в Школе изящных искусств и Академии Жюлиана с 1886 по 1893 год, а его работы выставлялись в «the Salon» уже в 1889 году. По возвращении в Нью-Йорк ему удалось продать свои иллюстрации к книге «Жизнь, правда» и журналу «Vogue». Затем по неясным причинам он посвятил свое время писательству, написав свой первый роман «В квартале» в 1887 году в Мюнхене. Его самым известным произведением является «Король в жёлтом», — сборник рассказов в стиле модерн, опубликованный в 1895 году. В него вошли десять рассказов, связанных с вымышленной пьесой с таким же названием, которая сводит с ума тех, кто её читает . Е. Ф. Блейлер назвал «Короля в жёлтом» одним из самых важных произведений американской фантастики в жанре сверхъестественный ужас . Сборник вызывал сильное восхищение у Лавкрафта и его последователей из «Круга Лавкрафта».

Чемберс вернулся жанру «странной фантастики» в своих более поздних сборниках рассказов: «Создатель лун», «Тайна выбора» и «Небесное дерево», но ни один из них не принес ему такого успеха, как «Король в жёлтом». Некоторые работы Чемберса содержат элементы научной фантастики, такие как «В поисках неизвестного» и «Полиция!!!» о зоологе, который сталкивается с монстрами .

Основным произведением исторической фантастики Чемберса была серия романов, действие которых происходит во время франко-прусской войны. Этими романами были «Красная республика» (1895), где в центре внимания — Парижская коммуна; «Лотарингия» (1898), «Пепел империи» (1898) и «Райские девы» (1903) . Чемберс написал романы «Специальный вестник» (1909), «Аилса Пейдж» (1910) и «Свистящая кошка» (1932), действие которых происходит во время Гражданской войны в США. Чемберс также написал «Кардиган» (1901), исторический роман для юных читателей, действие которого происходит в разгар американской революции. Позже Чемберс начал писать романтические романы, чтобы зарабатывать на жизнь. По некоторым оценкам, у Чемберса была одна из самых успешных литературных карьер своего периода, его более поздние романы хорошо продавались, а некоторые из них достигли статуса бестселлеров. Любовные романы Чемберса часто изображали интимные отношения между «хамскими» мужчинами и сексуально желающими женщинами, в результате чего некоторые рецензенты обвиняли произведения Чемберса в пропаганде безнравственности. Многие из его работ также публиковались в журналах.

Его роман «Человек, которого они повесили» был о капитане Кидде , и в нём утверждалось, что Кидд не был пиратом, а был сделан козлом отпущения британским правительством.

Во время Первой мировой войны Чемберс писал военные приключенческие романы и военные рассказы, некоторые из которых демонстрировали сильное возвращение к его старому странному стилю, например, «Покинутый» в «Варварах» (1917). После 1924 года он посвятил себя исключительно написанию исторической фантастики.

Чемберс на несколько лет сделал Бродалбин, штат Нью-Йорк, своим летним домом. Некоторые из его романов касаются колониальной жизни в Бродалбине и Джонстауне.

12 июля 1898 года он женился на Эльзе (Эсли) Вон Моллер ( англ. Elsa (Elsie) Vaughn Moller ) (1872—1939). У них был сын Роберт Эдвард Стюарт Чемберс (1899—1955) (который иногда использовал имя Роберт Хастед Чемберс).

Роберт Уильям Чемберс умер 16 декабря 1933 года после операции на кишечнике тремя днями ранее.

Критика

Лавкрафт сказал о Чемберсе в письме Кларку Эштону Смиту :

Чемберс похож на Руперта Хьюза и нескольких других падших титанов — наделен правильными мозгами и образованием, но полностью отвык их использовать.

Несмотря на то, что позднее Чемберс фактически отказался от странной фантастики и сверхъестественных историй, эти ранние работы — все, что оставалось в печати на протяжении большей части двадцатого века, благодаря включению этих трудов Лавкрафтом в его эссе « Сверхъестественный ужас в литературе ». Фредерик Табер Купер писал :

Так много работы мистера Чемберса раздражает, потому что мы чувствуем, что он мог бы так легко сделать её лучше".

В обзоре исторической фантастики Чемберса Венди Боусфилд заявила, что исторический роман «Кардиган» был «самым высоко оцененным историческим романом Чемберса» при его жизни. Баусфилд также утверждала, что большая часть исторической фантастики Чемберса была омрачена плохо прописанными персонажами и «бесчувственным юмором в ущерб этническим типам». Баусфилд также писала, что «тривиализация человеческих отношений Чемберсом вызывает сожаление, поскольку его воссоздание исторических деталей одежды и повседневной жизни является ярким и исторически точным».

Критические исследования произведений Чемберса в жанре ужасов и фэнтези включают эссе Ли Вайнштейна в книге «Сверхъестественные писатели-фантасты» , эссе Брайана Стейблфорда в «Путеводителе Сент-Джеймса по писателям ужасов, привидений и готики» и главу в книге С. Т. Джоши «Эволюция странной сказки» (2004).

Роман Чемберса «Отслеживание пропавших без вести» был адаптирован продюсерами мыльной оперы Фрэнком и Энн Хаммерт в многолетней (1937—1954) криминальной радиодраме «Мистер Кин, Отслеживание пропавших без вести» .

«Король в жёлтом» вдохновил многих современных авторов, в том числе Карла Эдварда Вагнера , Джозефа Пулвера , Лин Картера , Джеймса Блиша , Ника Пиццолатто , Майкла Циско, Стивена Кинга , Энн Швадер, Роберта Прайса , Галада Эльфландссона и Чарльза Стросса .

Библиография

Русскоязычное название Название оригинала Дата публикации Примечание
В квартале In the Quarter 1894
Король в жёлтом The King in Yellow 1895
Красная Республика The Red Republic 1895
Создатель лун The Maker of Moons 1896
Король и несколько герцогов A King and A Few Dukes 1896
С оркестром With the Band 1896
Тайна выбора The Mystery of Choice 1897
Лотарингия Lorraine 1898
Пепел Империи Ashes of Empire 1898
Призраки мужчин The Haunts of Men 1898
Посторонние Outsiders 1899
Камбровая маска The Cambric Mask 1899
Заговорщики The Conspirators 1899
Кардиган Cardigan 1901
Служанка по оружию The Maid-at-Arms 1902
Служанки рая The Maids of Paradise 1903
В поисках неизвестного In Search of the Unknown 1904
Молодой человек в спешке A Young Man in a Hurry 1904
Расплата The Reckoning 1905
Иоле Iole 1905
Трейсер пропавших без вести The Tracer of Lost Persons 1906
Боевой шанс The Fighting Chance 1906
Небесное дерево The Tree of Heaven 1907
Младший набор The Younger Set 1907
Некоторые дамы в спешке Some Ladies in Haste 1908
Линия огня The Firing Line 1908
Специальный вестник Special Messenger 1909
Знак опасности The Danger Mark 1909
Зеленая мышь The Green Mouse 1910
Айлса Пейдж Ailsa Paige 1910
Общий закон The Common Law 1911
Приключения скромного человека The Adventures of a Modest Man 1911
Погода синей птицы Blue-Bird Weather 1912
Улицы Аскалона The Streets of Ascalon 1912
Японитта The Japonette 1912
Голубое восстание The Gay Rebellion 1913
Дело жизни The Business of Life 1913
Быстрое реагирование Quick Action 1914
Скрытые дети The Hidden Children 1914
Мост Анны Anne’s Bridge 1914
Между друзьями Between Friends 1914
Кто идет туда! Who Goes There! 1915
Атали Athalie 1915
Полиция!!! Police!!! 1915
Девушка Филиппа The Girl Philippa 1916
Лучший человек The Better Man 1916
Темная звезда The Dark Star 1917
Варвары The Barbarians 1917
Смеющаяся девушка The Laughing Girl 1918
Беспокойный пол The Restless Sex 1918
Лунный путь The Moonlit Way 1919
В тайне In Secret 1919
Багровый прилив The Crimson Tide 1919
История первобытной любви A Story of Primitive Love 1920
Убийца душ The Slayer of Souls 1920
Маленькая красная ножка The Little Red Foot 1920
Эрис Eris 1922
Пылающая жемчужина The Flaming Jewel 1922
Говорящие The Talkers 1923
Хайджекеры The Hi-Jackers 1923
Америка; или, Жертвоприношение America; or, The Sacrifice 1924
Таинственная леди The Mystery Lady 1925
Мари Халкетт Marie Halkett 1925
Девушка в золотых лохмотьях The Girl in Golden Rags 1925
Человек, которого они повесили The Man They Hanged 1926
Барабаны Аулоны The Drums of Aulone 1927
Золотая погоня The Gold Chase 1927
Солнечный ястреб The Sun Hawk 1928
Луна разбойника The Rogue’s Moon 1928
Счастливый попугай The Happy Parrot 1929
Раскрашенная шалунья The Painted Minx 1930
Повеса и нахалка The Rake and the Hussy 1930
Боевая раскраска и румяна War Paint and Rouge 1931
Гитана Gitana 1931
Свистящая кошка Whistling Cat 1932
Какой бы ни была любовь Whatever Love Is 1933
Оператор секретной службы 13 Secret Service Operator 13 1934
Девушка молодого человека The Young Man’s Girl 1934
Любовь и лейтенант Love and the Lieutenant 1935
Бьющие крылья Beating Wings 1936
Пятый всадник The Fifth Horseman 1937
Дым битвы Smoke of Battle 1938

Примечания

  1. Robert W. Chambers // (англ.) — 2000.
  2. Robert W. Chambers // (англ.) — 1995.
  3. Bibliothèque nationale de France (фр.) : платформа открытых данных — 2011.
  4. «Robert Chambers, Novelist, Is Dead». New York Times . 17 December 1933. p. 36.
  5. Brian Stableford, «The King in Yellow» in Frank N. Magill, ed. Survey of Modern Fantasy Literature , Vol 2. Englewood Cliffs, NJ: Salem Press, Inc., 1983. ISBN 0893564508 (pp. 844—847).
  6. Quoted in «Chambers, Robert W(illiam)» by T.E.D. Klein, in Jack Sullivan. The Penguin Encyclopedia of Horror and the Supernatural , Penguin/Viking, New York. 1986 ISBN 0670809020, pp. 74-76
  7. Bleiler, Everett Franklin and Bleiler, Richard. Science-Fiction: The Early Years . Kent State University Press, 1990. ISBN 0873384164. pp. 129—132.
  8. Albert Boime, «Olin Levi Warner’s Defense of the Paris Commune», Archives of American Art Journal , Vol. 29, No. 3/4 (1989), (pp. 4, 13).
  9. Nield, Jonathan (1925), A Guide to the Best Historical Novels and Tales . G. P. Putnam’s Sons, (pp. 91, 114)
  10. Bousfield, Wendy. «Chambers, Robert W(illiam)», in Henderson, Lesley, and Kirkpatrick. D. L. (eds.), Twentieth-century romance and historical writers . Detroit : St. James Press, 1990. ISBN 9780912289977 (pp. 120—122)
  11. Lovecraft, Selected Letters vol. 2, ed. August Derleth and Donald Wandrei (Arkham House, 1968), p. 148.
  12. Cooper, Some American Story Tellers (Henry Holt, 1911), p. 81. Quoted in Joshi, The Evolution of the Weird Tale , p. 18.
  13. Lee Weinstein, "Robert W. Chambers in, E.F. Bleiler, ed. Supernatural Fiction Writers . New York: Scribner’s, 1985. (pp. 739—746). ISBN 0-684-17808-7
  14. Brian Stableford, «Chambers, Robert W(illiam)» in David Pringle, ed., St. James Guide to Horror, Ghost & Gothic Writers (London: St. James Press, 1998) ISBN 1558622063 (pp. 130—132).
Источник —

Same as Чемберс, Роберт Уильям