Interested Article - Сверхъестественный ужас в литературе

«Сверхъесте́ственный у́жас в литерату́ре» ( англ. Supernatural Horror in Literature ) — наиболее известное эссе американского писателя Говарда Филлипсп Лавкрафта , объемом 28 000 слов, в котором рассматривается развитие и достижения литературы ужасов в 1920-х и 30-х годах. Лавкрафт работал над статьёй с ноября 1925 по май 1927 года. В этом же году статья была опубликована в журнале «The Recluse» ( англ. Затворник ). В 1933—1934 годах писатель подготовил новую доработанную редакцию.

Содержание

Эссе в Collected Essays of H. P. Lovecraft Volume 2 Litterary criticism

Лавкрафт выделил ряд писателей, чьё творчество оказало на него особенно значительное влияние: Эдгар По (рассказ «Падение дома Эшеров»), Эдвард Дансени , Артур Мэкен (повесть из романа «Три обманщика»: «Повесть о белом порошке», «Повесть чёрной печати» и повесть « Белые люди »), Алджернон Блэквуд (рассказ «Ивы»), Амброз Бирс («Смерть Хэлпина Фрэйзера»), Лафкадио Хирн , Роберт Чемберс, (повесть «Жёлтый знак» из романа « Король в жёлтом »), Монтегю Родс Джеймс (рассказ «Граф Магнус», также «Чарующие руны»), а также Чарльз Диккенс , Роберт Браунинг , Генри Джеймс , Оливер Холмс , Алигьери Данте , Элси Веннера, Фрэнсис Мэрион Кроуфорд , Нострадамус и другие. Лавкрафт отдельно выделил писателей, создавших «сверхъестественный, или космический ужас»: Густав Майринк , Ганс Эверс , Фитц Джеймс О’Брайен , Джозеф Шеридан Ле Фаню и других . Некоторым из перечисленных писателей Лавкрафт уделил довольно много места, а другим дал лаконичные, но очень положительные оценки. Это самое значительное литературное эссе Лавкрафта и один из лучших исторических анализов литературы ужасов .

Эссе широко варьируется, каждая из 10 глав посвящена конкретному этапу развития «сверхъестественной литературы» ужасов. Так, главы со II по V касаются развития жанра готического романа , являющегося основным представителем мистической литературы. Тогда как главы с VI по IX касаются географии этого жанра. В главах с VIII по X Лавкрафт рассматривает авторов, которые оказали самое большое влияние на него. Эссе представляет собой довольно полное, хотя и субъективное исследование эволюции литературы ужасов с налётом мистики, которая впоследствии обрела название « сверхъестественная фантастика ».

В « Энциклопедии Лавкрафта » С. Т. Джоши и Дейвид Шульц пишут, что У. Пол Кук поручил Лавкрафту написать «статью… об элементе ужасов и странностей в литературе» (HPL to Lillian D. Clark, November 11-14, 1925; ms., JHL) для своего журнала «The Recluse». Лавкрафт освежил в памяти работы классиков Странной фантастики и написал большую часть текста до того, как уехал из Бруклина в Провиденс в апреле 1926 года. Лавкрафт внес многочисленные дополнения в окончательный вариант в мае 1927 года. Большая часть эссе была написана в Нью-Йорке, что дало Лавкрафту легкий доступ к крупнейшим библиотекам города и коллекциям книг его друзей, таким образом, он мог много читать малоизвестные редкие произведения .

Ценность эссе многообразна. Это одно из первых произведений, предоставивших последовательный исторический анализ всего диапазона странной фантастики от античности до времен Лавкрафта. Книга Дороти Скарборо «The Supernatural in Modern English Fiction» (1917) представляет собой тематическое исследование, а книга Эдит Биркхед «The Tale of Terror» (1921), на которую Лавкрафт опирался в первых пяти главах своего эссе, что ограничивает его внимание к готическим романам конца XVIII и начала XIX веков. Дискуссии Лавкрафта об Эдгаре Аллане По, Натаниэле Готорне, Амброузе Бирсе и Ходжсоне особенно острые. Его определение четырех «современных мастеров» сверхъестественной фантастики — Артура Мейчена, лорда Дансени, Алджернона Блэквуда и М. Р. Джеймса — было подтверждено последующими исследованиями. По тексту можно найти ссылки на произведений, которые вдохновили Лавкрафта на создание ранних и поздних работ: от «Орля» Мопассана до «Графа Магнуса» М. Р. Джеймса .

После публикации эссе похвалил Эдмунд Уилсон , который не был поклонником художественной литературы Лавкрафта. Уилсон описал его как «действительно содержательную работу. Он много читал в этой области — он хорошо разбирался в готических романистах — и пишет об этом с большим умом» . Дэвид Дж. Хартвелл назвал работу «самым важным эссе о литературе ужасов» .

Вступление

Лавкрафт выделяет ранние произведения, насыщенные космическим страхом:

Зарождение литературы ужаса

Космический ужас появляется в самом раннем фольклоре, балладах, хрониках и священных писаниях, например: « Книга Еноха » или « Ключ Соломона » («Claviculae»)

Астрологи, каббалисты и алхимики: Альберт Великий , Раймунд Луллий , Нострадамус , Тритемий , Джон Ди , Роберт Фладд , Элифас Леви , Аполлоний Тианский , Парацельс , а также средневековых работы Бэринг-Гулда .

Эдды и саги: « Песнь о Нибелунгах », « Беовульф », « Младшая Эдда », « Старшая Эдда »

XVII - XVIII век : «Видение миссис Вил» Дефо , «Приключения Фердинанда, графа Фатома» Смоллетта

Поэзия Классическая литература

Ранний готический роман

Лавкрафт рассматривает ранние готические произведения:

Расцвет готического романа

Лавкрафт кратко рассматривает несколько примеров:

Второй урожай готического романа

Лавкрафт рассматривает произведения таких авторов, как:

Лавкрафт упоминает классических английских писателей: Скотт , Россетти , Теккерей , Бодлер , Уайльд , Байрон , Полидори , Де Квинси , Булвер-Литтон , Диккенс , Браунинг , Оливер Холмс , Шарлотта Перкис , Уильям Джекобс , Джозеф Шеридан Ле Фаню , Уилки Коллинз , Генри Райдер Хаггард , Артур Конан Дойл , Г. Д. Уэллс и Роберт Луис Стивенсон , Эмили Бронте . Часто персонажи Лавкрафта применяют высокопарные речи на манер словесных дуэлей джентльменов.

Литература о сверхъестественном в континентальной Европе

Лавкрафт рассматривает произведения таких авторов, как:

Лавкрафт выделяет зарождение жанра « Странной фантастики »:

Эдгар Аллан По

Лавкрафт выделяет целую главу для своего любимого писателя и основного предшественника — Эдгара По . Особенно Лавкрафт отмечает:

Традиция сверхъестественного в Америке

Лавкрафт переходит к самой объемной части эссе о творчестве крупных писателей, уделив больше внимания Готорну и Бирсу , а также редким избранным работам. В этой главе Лавкрафт упоминает культ Хастура из творчества Чемберса .

работы Чарльза Брокден Брауна

работы Пола Элмер Мора

работы Вашингтона Ирвинга

Натаниэль Готорн:

  • «Книга чудес»
  • «Тэнглвудские сказки»
  • «Тайна доктора Гримшоу»
  • «Мраморный фавн»
  • «Септимус Фелтон»
  • «Долливер»
  • «Следы прошлого»
  • «Легенды старой усадьбы»
  • «Портрет Эдварда Портера»
  • «Черная вуаль священника»
  • «Честолюбивый гость»
  • «Этан Гранд»
  • « Дом о семи фронтонах »

О’Брайен Фитц-Джеймс:

  • «Что это было?»
  • «Бриллиантовые линзы»

Амброз Бирс:

  • «Смерть Гальпина Фрэзера»
  • «Проклятье»
  • «Подходящие обстоятельства»
  • «Средний палец правой ноги»
  • «Дом с привидениями»
  • «Возможно ли это?»
  • «Среди жизни»
Оливер Уэнделл Холмс «Элси Веннер»

Генри Джеймс «Поворот винта»

Ф. Мэрион Кроуфорд:

  • «Так как кровь есть жизнь»
  • «Мертвая улыбка»
  • «Верхняя полка»
  • сборник «Бродячие призраки».

Роберт У. Чемберс:

Мэри Э. Уилкинс «Тени на стене»

Шарлотта Перкинс Гилмен « Желтые обои »

Ральф Адамс Крэм «Мертвая долина»

Ирвин Кобб «Рыбья голова»

Леонард Клайн «Черная комната»

Герберт Ш. Горман «Место под названием Дагон»

Леланд Холл «Зловещий дом»

Эдвард Лукас Уайт:

  • «Песня сирены»
  • «Лукунду»
  • «Морда»

Кларк Эштон Смит:

  • «Пожиратель гашиша»
  • «Двойная тень и другие фантазии»

Традиция сверхъестественного на Британских островах

Лавкрафт вдохновлялся английскими писателями и считал себя англичанином.

Редьярд Киплинг:
  • «Рикша-призрак»
  • «Лучшая история в мире»
  • «Второе пришествие Имрэя»
  • «След зверя»

Лафкадио Хирн:

  • «Фантазии»
  • «Квейден»

Оскар Уайльд « Портрет Дориана Грея »

Мэтью Филпс Шил:

  • «Кселуча»
  • «Дом звуков»
  • «Пурпурное облако»

Брэм Стокер:

  • «Логово белого червя»
  • «Алмаз семи звезд»
  • « Дракула »

Ричард Марш «Жук»

Артур Сарсфилд Уорд:

  • «Дети королевы-колдуньи»
  • «Сакс Ромер»

Джеральд Блисс «Дверь в сверхъестественное»

Фрэнсис Бретт «Холодный причал»

Джон Бьюкен:

  • «Ведьмин лес»
  • «Зеленая антилопа-гну»
  • «Ветер на крыльце»
  • «Скул Скерри»

Клименс Хаусмен «Оборотень»

Артур Рэнсом «Эликсир жизни»

Г. Б. Дрейк «Тень»

Джордж Макдоналд «Лилит»

Уолтер де ла Мар :

  • «Возвращение»
  • «Тетушка Ситон»
  • «Дерево»
  • «Из глубин»
  • «Затворник»
  • «Мистер Кемп»
  • «День Всех Святых»
  • «Слушатели»

Э. Ф. Бенсон:

  • «Человек, который зашел слишком далеко»
  • «Видимое и невидимое»
  • «Negotium Perambulans»
  • «Рог ужасов»
  • «Лицо»

Герберт Р. Уэйкфилд :

  • «Красный домик»
  • «Он приходит и уходит»
  • «И он будет петь»
  • «Пирамида»
  • «Погляди туда»
  • «Кожа слепого»
  • «Семнадцатая дыра в Данкастере»
  • Г. Д. Уэллс «Страшный призрак»

Конан Дойл:

Хью Уолпол «Миссис Лант»

Джон Меткалф «Плохие земли» из сборника «Дымящаяся нога»

Э. М. Форстер «Небесный омнибус»

Г. Д. Эверет «Маска смерти»

Л. П. Хартли «Гость из преисподней»

Мэй Синклер

Уильям Хоуп Ходжсон:

  • «Шлюпки»
  • «Глен Карриг»
  • «Дом на краю»
  • «Пираты-призраки»
  • «Ночная страна»
  • «Карнаки, охотник за призраками»

Браунинг « Чайлд-Роланд дошел до Темной Башни »

Джозеф Конрад

Ирландские легенды:

Современные мастера

Лавкрафт в вежливой манере хвалит и критикует работы своих коллег. Он отмечает появление сверхъестественной сущности с щупальцами в рассказе «Граф Магнус» (1904) Монтегю . Лавкрафт называет лишь четырех «современных мастеров» ужасов: Алджернона Блэквуда , лорда Дансени , М. Р. Джеймса и Артура Мейчена . Помимо этих мастеров, Лавкрафт пытается сделать эссе всеобъемлющим обзором и поэтому вскользь упоминает или отмечает многих других.

Артур Мейчен:
  • «Холм грез»
  • «Хроники Клеменди»
  • « Великий бог Пан »
  • « Белые люди »
  • «Три обманщика»
  • «Красная рука»
  • «Сверкающая пирамида»
  • «Великое возвращение»
  • «Лучник»

Элджерон Блэквуд:

  • «Ивы»
  • « Вендиго »
  • «Случай в арендованном доме»
  • «Слушатель»
  • «Невероятные приключения»
  • «Джон Сайленс»
  • «Джимбо»
  • «Кентавр»
Лорд Дансени :
  • «Книга чудес»
  • « Боги Пеганы »
  • «Ночь на постоялом дворе»
  • «Смех богов»
  • «Враги королевы»

Монтегю Род Джеймс:

  • «Граф Магнус»
  • «Сокровище аббата Томаса»
  • «Алтарь Барчестерского собора»
  • «Случай в кафедральном соборе»
  • «Пять кувшинов»

Примечания

  1. S. T. Joshi. . — 1st ed. — New York: Hippocampus Press, 2010. — 2 volumes (x, 1148 pages) с. — ISBN 978-0-9824296-7-9 , 0-9824296-7-3.
  2. . samlib.ru. Дата обращения: 1 ноября 2015. 26 марта 2015 года.
  3. S. T. Joshi. // New Directions in Supernatural Horror Literature. — Cham: Springer International Publishing, 2018. — С. 155–170 . — ISBN 978-3-319-95476-9 .
  4. « Энциклопедии Лавкрафта »
  5. Wilson, Edmund (1994). «Afterward». H. P. Lovecraft’s Book of Horror.
  6. Hartwell, David G. (1989). The Dark Descent. Tor Books. p. 85. ISBN 0-312-93035-6.

Ссылки

Источник —

Same as Сверхъестественный ужас в литературе