Interested Article - Обитающий во мраке
- 2020-06-19
- 1
Обитающий во мраке ( англ. The Haunter of the Dark ), в других переводах «Скиталец тьмы», «Обитатель тьмы», «Сущий во тьме», «Гость-из-Тьмы», «Наваждающий тьму» — рассказ американского писателя Говарда Филлипса Лавкрафта , написанный им в ноябре 1935 года и впервые опубликованный в декабре 1936 года в журнале « Weird Tales» . Относится к циклу « Мифы Ктулху» . Рассказ был посвящён писателю Роберту Блоху и написан как ответ на его рассказ « Звездный бродяга ». Это последний художественный текст, написанный Лавкрафтом не в соавторстве.
В рассказе описывается история, произошедшая с писателем Робертом Блейком. Его нашли мёртвым у себя дома, с застывшим от ужаса лицом, причину смерти до конца так и не выяснили. При нём обнаружили записи, в которых Блейк рассказывает о событиях, случившихся с ним после того, как он посетил старую заброшенную церковь на Федерал-хил в Провиденс .
Сюжет
Я видел бездны тёмной вселенной,
Обиталища мрачных жестоких планет,
В своём безнадёжном круженьи бесцельном
Навеки забывших и слово, и свет.
Действие рассказа происходит в тридцатые годы XX века , описываемые в нём события стали известны из дневника молодого писателя и журналиста Роберта Харрисона Блейка , погибшего при загадочных обстоятельствах. В 1935 году Блейк поселился в старинном особняке в городе Провиденс , Род-Айленд . Блейк интересуется оккультизмом и очарован большой заброшенной церковью на Федерал-хилл ( англ. Federal Hill ). Строение в неоготическом стиле будоражит его воображение и манит к себе, тем более что птицы почему-то боятся на него садиться. Местные жители избегают разговоров о церкви, потому что она имеет зловещую историю, а ранее здесь было индейское поселение. Священники настрого запретили жителям ходить к церкви, потому что некогда она якобы стала обиталищем зла. До 1877 года церковь занимала одиозная еретическая секта Звёздной Мудрости ( англ. Starry Wisdom ), служители которой вызывали ужасных духов при помощи могущественного артефакта. Один священник изгнал злых духов, после чего сектантов выгнали из города, обвиняя в исчезновениях людей.
Несмотря на предостережения, Роберт Блейк решает пробраться в церковь в канун Вальпургиевой ночи . Внутри он обнаруживает место сборища некоего сатанинского культа . В колокольне лежит старый изуродованный человеческий скелет с документами на имя журналиста Эдвина Лиллибриджа , пропавшего без вести в 1893 году , и маленький ларец, украшенный иероглифами, изображающих внеземных существ. Внутри ларца лежит камень неизвестного происхождения, который излучает непонятное красное свечение. Коснувшись камня, Роберт ощущает чьё-то потаённое присутствие, а перед его мысленным взором представляются картины Иных миров. Из дневника Лиллибриджа Блейк узнаёт, что этот кристалл называется Сверкающий Трапецоэдр ( англ. Shining Trapezohedron ), он был найден при раскопках в Египте , а позже привезён в Провиденс профессором Енохом Боуэном в 1744 году , в дальнейшем использовался сектантами Церкви Звёздной Мудрости. Лиллибридж, спустя шестнадцать лет, проник в церковь, чтобы найти материал для газетной сенсации, и отчего-то умер здесь, а кости его были обожжены. Вдруг Блейк слышит какой-то шум из шпиля без окон и сразу же убегает, бросив камень на месте.
Расшифровав взятые в церкви записи сектантов Роберт узнаёт, что Трапецоэдр был создан инопланетной расой на планете Юггот , а затем Старцы принесли его на Землю . С помощью камня можно вызывать некое существо, обладающее тайными знаниями мироздания, но требующее взамен человеческих жертвоприношений, так что секта в Провиденс действительно приносила в жертву людей. Тварь эта, однако, боится света и обитает только в полной темноте, поэтому не может выбраться из церкви в освещаемый по ночам город. Скоро Блейк понимает, что по неведению призвал это чудовище и, что хуже всего, между его разумом и этой тварью образовалась некая связь. Роберт стал ходить во сне и однажды очнулся в этой жуткой церкви лезущим в её шпиль к обитающему там существу. Вовремя сбежав, отныне он стал жить в постоянном страхе, что чудовище рано или поздно до него доберётся. В церковь наведались полицейские и журналисты, но ни в ней, ни в её шпиле ничего не нашли. Скелет Лиллибриджа исчез. Повсюду обнаружились странные следы и обугленные пятна. Некто явно пытался заткнуть окна мебельной обивкой, чтобы не проникал свет с улицы.
Через несколько дней во время сильной грозы во всём городе отключается электричество. Местные жители собираются со свечами у странной церкви Федерал-хилл и начинают молится, чтобы не дать демону выйти. Из колокольни появилась непонятная бесформенная тёмная масса и на огромной скорости полетела на восток, к квартире Блейка. На следующий день его нашли мёртвым в своем доме у окна, а на его лице застыл невообразимый ужас, и умер он от удара молнии, хотя, на теле не было повреждений. В последних его записях, бессвязных и малопонятных, Блейк писал, что тварь, живущая в церкви, является воплощением некоего бога, — Ньярлатотепа . Записи Блейка оборвались на стоке: « адский ветер, исполин , чёрные крылья, Йог-Сотот, трёхдольчатый горящий глаз ( англ. Three-lobed burning eye )».
Персонажи
Роберт Харрисон Блейк ( англ. Robert Harrison Blake ) — вымышленный писатель и живописец в жанре ужасов, изучал оккультные знания. Начал страдать лунатизмом после посещения церкви. В финале таинственная сущность овладевает умом Блейка, но в этот момент его убивает молния. Персонажи «Мифов Ктулху» часто испытывают последствия от воздействия сверхъестественных сил. Родился в Милуоки , штат Висконсин , а позже поселился в Провиденс , штат Род-Айленд , в старинном особняке XIX века на Колледж-стрит. Блейк проживал по настоящему адресу самого Роберта Блоха . Блейк является автобиографичным образом, сочетающим черты Роберта Блоха и Лавкрафта .
Впервые Роберт Блейк появляется без названия в рассказе Роберта Блоха 1935 года « Звездный бродяга », написанного в духе « Мифов Ктулху », в котором автор убивает персонажа, прообразом которого послужил сам Лавкрафт. Лавкрафт создал Блейка по образцу Блоха, но также придал ему черты характера и Кларка Эштона Смита , а также своего собственного .
В своих письмах к тогда ещё молодому писателю Роберту Блоху, Лавкрафт писал, что персонаж Блейка преднамеренно сочетал в себе тонко завуалированные черты, жесты и мимику знакомого ему корреспондента, который был убит. В 1936 году Блох опубликовал рассказ, продолжавший профессиональную литературную игру, в которой Блейк на самом деле не умер, а стал одержим Ньярлатхотепом ; а также убил персонажа, основанного на образе Лавкрафта.
Эдвин М. Лиллибридж ( англ. Edwin M. Lillibridge ) — любознательный репортёр газеты «Провиденс Телеграм» (настоящая газета), в которой вышла статья про Церковь звёздной мудрости. Исчез в 1893 году. Блейк находит его скелет и дневник в церкви. Эдвин описал криптограмму, из которой Блейк узнаёт про заклинания на языке Акло и историю Сияющего Трапецоэдра. Скелет Лиллибриджа странным образом исчезает из церкви, и полиция не находит его следов при расследовании.
Профессор Енох Боуэн ( англ. Prof. Enoch Bowen ) — известный оккультист и археолог, живший в Провиденс, штат Род-Айленд. В 1843 году Боуэн заслужил определённую известность, когда обнаружил могилу неизвестного Фараона Нефрена-Ка (отсылка к рассказу Роберта Блоха «Храм чёрного фараона» 1937 года). Боуэн прекратил свои археологические раскопки из-за загадочных обстоятельств и вернулся в Провиденс, где основал Церковь звёздной мудрости. Умер в 1865 году. Персонаж также появляется в произведении «Тень из Шпиля» Роберта Блоха.
- Доктор Декстер
Доктор Декстер ( англ. Dr. Dexter ) — суеверный доктор, бросил Сияющий трапецоэдр в залива Наррагансетт . Фамилия Декстер и залив Нарагансетт встречаются в рассказе « Заброшенный дом ». В рассказе «Тень от шпиля» Роберта Блоха доктору Декстеру было дано имя Амброуз.
- Скиталец тьмы
Скиталец тьмы ( англ. Haunter of the Dark ) — потусторонняя сущность из Иного мира, которая общается с сектантами через Сверкающий Трапецоэдр. Нечто, что не может находится на свету — это черты нечистой силы . Воздействует на разум Блейка — что похоже на одержимость . В рассказе « За стеной сна » Лавкрафт описывает Космического скитальца, со сверкающей аурой, « брата во свете ».
Второстепенные персонажи
- Азатот ( англ. Azathoth ) — Древний бог , упоминается в « Азатот ».
- Ньярлатхотеп ( англ. Nyarlathotep ) — Древний бог , упоминается « Ньярлатхотеп ».
- Йог-Сотот ( англ. Yog-Sothoth ) — Древний бог , упоминается « Случай Чарльза Декстера Варда ».
- Нефрен-Ка ( англ. Nefren-Ka ) — Фараон, построил Храм Сияющего Трапецоэдра и «совершил то, что вычеркнуло его имя из всех памятников и записей». Упоминается в рассказе « Изгой ».
- О'Малли ( англ. O’Malley ) — святой отец, знал о священнике, который изгнал злых духов из церкви.
- Др. Драун ( англ. Dr. Drowne ) — проповедник из четвертой Баптистской церкви.
- Френсис Фини ( англ. Francis X. Feeney ) — проповедник, вступил в церковь Звездной Мудрости.
- Оррин Б. Эдди ( англ. Orrin B. Eddy ) — сектант.
- Патрик Рейган ( англ. Patrick Regan ) — сектант.
- Ланиган ( англ. Lanigan ) — сектант.
- Дойл ( англ. Doyle ) — мэр.
- Мерлуццо ( англ. Merluzzo ) — молодой священник, настоятель церкви Святого духа. Вышел к церкви, когда в городе выключили свет.
- Уильям Дж Монохан ( англ. William J. Monahan ) — полицейский, в высшей степени надежный и добросовестный служака.
- Родерик Ашер ( англ. Roderick Usher ) — персонаж из рассказа « Падение дома Ашеров » Эдгара По .
Вдохновение
В « Энциклопедии Лавкрафта » говорится, что Лавкрафт написал рассказ в ответ на произведение « Звёздный бродяга » ( англ. The Shambler from the Stars ) (1935) Роберта Блоха , написанного в духе « Мифов Ктулху », в котором автор убивает персонажа, прообразом которого послужил сам Лавкрафт. Лавкрафт ответил тем же, убив Роберта Харрисона Блейка . В 1936 году Блох опубликовал рассказ, в котором Блейк фактически не умирал, но был одержим Ньярлатхотепом и убил персонажа, основанного на образе Лавкрафта . Позже Роберт Блох написал третий рассказ «Тень со шпиля» (1950), чтобы создать трилогию.
В 1935 году читатель, Б. М. Рейнольдс, похвалил рассказ и высказал предложение: «Вопреки предыдущей критике, Роберт Блох заслуживает большой похвалы за "Бродягу со звезд". Почему бы мистеру Лавкрафту не ответить на комплимент и не посвятить автору рассказ?» (WT 36, № 5 [ноябрь 1935 г.]: 652). В то время, когда Лакрафт прочел эго, он только что узнал о признании « Хребты безумия » и « За гранью времен » в журнале «Astounding Stories». Обрадовавшись этой новости, он поддержал предложение Рейнольдса, и в результате получилась история о Роберте Блейке (явный намек на Роберта Блоха), который умирает со стеклянными глазами, глядя в окно своего кабинета.
Некоторые детали сюжета были взяты из мистического рассказа « Паук » Ганса Гейнца Эверса , вошедшего в антологию «Ползучие в ночи» Дэшила Хэмметта . В этом рассказе мужчин очарован странной женщиной, которую он видит через окно в здании напротив своего собственного, пока, наконец, он, кажется, не теряет контроль над своей личностью. История подана в форме дневника, в конце которого он пишет: «Меня зовут — Ришар Бракмон, Ришар Бракмон, Ришар — ох, я не могу идти дальше…
Смерть Блейка стала отправной точкой для рассказа «Тень со шпиля» (1950) Блоха. Произведения Блейка упоминаются в «Абзацах Франклина» Рэмси Кэмпбелла (1973) и «Первокурснике» Филипа Хосе Фармера (1979).
Лавкрафтом названы пять рассказов, написанных Робертом Блейком: «Пещерный житель», «Ступени склепа», «Шаггай» (планета), «В долине Пнат» и «Звездный сибарит» — все они, как указал Роберт Прайс , являются дружескими пародиями на истории Роберта Блоха. Лин Картер написал рассказы, которые являются подделкой Лавкрафта или Кларка Эштона Смита, используя все пять названий.
Язык Акло использовался многими авторами с момента его первого упоминания в 1899 году в рассказе «Белые люди» Артура Мейчена . Люди-змеи Валусии также держали в руках Сияющий трапецоэдр, что связывает рассказы Лавкрафта и цикл рассказов про Кулла , писателя Роберта Говарда . Атлантида и Гиперборея ( « волосатые обитатели Антарктики ») являются местом действия многих произведений Кларка Эштона Смита.
Брайан Ламли позаимствовал название «Роющие недра » для своего первого романа (1974). Фриц Лейбер также использовал название « Роющие недра » для рассказа, который стал « Туннели недр » и, наконец, « Ужас из глубин ». Роберт Прайс также использовал название « Роющие недра » для рассказа, действие которого происходит произведениях, связанных с мифами Кларка Эштона Смита.
Поэма Ли Блэкмора «Заклинание» (сборник « Споры Шарнота и другие безумства» 2008) была вдохновлена названием «Пир со звезд». Рассказ Блэкмора «Лестница в склепе» также был вдохновлен рассказом о Роберте Блейке.
Блейк описывает планету «Шаггай», более удаленную от Земли , чем Юггот , — это предвещает его мысленную связь с «Призраком», которого он считает воплощением Ньярлатхотепа. Блейку мерещатся звуки крыс, — как и герою из рассказа « Крысы в стенах », когда Ньярлатхотеп овладевает его разумом. В «Энциклопедии Лавкрафта» говорится, что в финале: «Мы должны поверить, что сущность в церкви, — «Охотник за тьмой», описываемая как аватар Ньярлатотепа, — уже овладела разумом Блейка, но в этот момент его поражает молния и, возможно, убивает эту сущность, как и самого Блейка» .
В середине XIX века в массовой культуре бытовало мнение, что за орбитой Плутона может существовать ещё несколько планет, — транснептуновых объектов .
В рассказе упоминается «Родерик Ашер», — персонаж из самого любимого произведения Лавкрафта от Эдгара По, — « Падение Дома Ашеров », в котором «аномальная троица связанных между собой сущностей: брат, его сестра-близнец и их невероятно древний дом — разделяют одну душу и встречают смерть вместе, в один и тот же момент» .
Мифология Древнего Египта часто служит фоном для « Лавкрафтовских ужасов» , а также её использовал Эдгар По, последователем которого является сам Лавкрафт. В рассказе упоминается города Древнего Египта , , минойская цивилизация , Антарктика , Валузия, Лемурия , Атлантида .
« Мифы Ктулху »
Лавкрафт впервые описывает космического скитальца, который захватывает разум человека в рассказе « За стеной сна ». В повести « За гранью времён » инопланетяне перемещают разум сквозь космос, захватывая разум разных существ. Сверкающий Трапецоэдр появляется только в этом рассказе, его называют «окно во времени и пространстве», а явился он из черной бездны хаоса. Лавкрафт упоминает Древних или Старцев ( англ. Old Ones ) из повести « Хребты Безумия ». Блейк описывает жизнь на темной планете ( Юггот ), будто, он её видит глазами пришельца с крыльями, — это похоже на Ми-го из повести « Шепчущий во тьме ». Блейк написал портреты семи чудовищ, — столько же было кресел в башне церкви. Блейк находит идолы, похожие на Моаи , что упоминаются в рассказе « Зов Ктулху », где также встречается фраза: « не надо тревожить то, что должно вечно лежать непотревоженным в черной пучине ».
Секта Звездной Мудрости ( англ. Starry Wisdom sect ) проводит спиритические сеансы в церкви. Сектанты говорят на языке Акло, пишут криптограммы , знаки Солнца, Луны, планет, созвездий , аспектов и приносят людей в жертву. Акло описывается в романе « Случай Чарльза Декстера Варда » и рассказе « Ужас Данвича ». Акло использовался многими авторами с момента его первого упоминания в 1899 году в рассказе «Белые люди» Артура Мэкена . Блейк увидел в камне нечеловеческие фигуры в мантиях и капюшонах, — это похоже на описание из повести « Шепчущий во тьме » и рассказов « Тварь на пороге », и « Врата серебряного ключа ». В рассказе « Тварь на пороге » упоминается ведьмовской культ в штате Мэн, о котором, возможно, хотел написать Блейк. В Вальпургиеву ночь , канун шабаша , молния убивает Блейка и бесформенная туча устремляется в небо, — это же происходит в романе « Случай Чарльза Декстера Варда » и рассказе « Цвет из иных миров ».
Блейк говорит, что Ньярлатхотеп принял облик человека в древнем городе ( англ. Khem ), — это же происходит в рассказе « Ньярлатхотеп ». Блейк читает псевдоисторическую хронику из рассказа « История Некрономикона» . Фраза: « Трехдольчатый горящий глаз» , — вероятно, образ вдохновлен символом Уаджет и намекает на Ньярлатхотепа . Блейк страдает от сомнамбулизма и одержим неким объектом в космосе, — как и герой из рассказа « Грёзы в ведьмовском доме »; а также в обоих произведениях упоминается Азатот . Блейк намекает на Страну снов и говорит, что церковь находится: « в эфемерном Мире грёз, который может растаять или нет, точно сон ». Жители Провиденс изображают рукой защитный знак, — как жители Страны снов в повести « Сомнамбулический поиск неведомого Кадата ».
Рассказ «Обитающий во Тьме» стал последним произведением в жизни Лавкрафта, в котором он повторяет темы из своих ранних произведений. Лавкрафт не финализирует свои Мифы, а оставляет место для последователей.
« Страна Лавкрафта »
Блейк описывает Провиденс и церковь не Федерал-хил:
За городскими крышами виднелись алые склоны холмов, на фоне которых, примерно в двух милях, высилась призрачная громада Федерал-Хилл, с поблескивающими гроздьями крыш и церковными шпилями, зыбкие очертания которых таинственно колыхались в окутывавших их клубах дыма, воспаряющих ввысь из печных труб и принимающих самые причудливые очертания. У Блейка рождалось странное ощущение, что он наблюдает нечто неведомое, некий эфемерный мир, который может растаять или нет, точно сон, если только он предпримет попытку найти его и вступить в его пределы.
Блейк часто сиживал за своим столом и сонно смотрел на западный горизонт на темные башни Мемориал-холл, на колокольню георгианского здания городского суда, на высокие остроконечные башни в центральной части города и, разумеется, на те зыбкие глыбы увенчанных шпилями зданий вдалеке, чьи безвестные улицы и лабиринты фронтонов столь властно будоражили его воображение. Дальний склон был когда-то обширным индейским поселением и многие тамошние строения сохранились еще со времен первых английских и ирландских поселенцев. Время от времени Блейк наводил свою подзорную трубу на этот призрачный недостижимый мир за колыхающейся завесой клубящегося дыма, рассматривая отдельные крыши, печные трубы и шпили и размышляя о странных и любопытных тайнах, ими хранимых. Даже в окуляре оптического прибора Федерал-Хилл являлся Блейку чем-то неведомым, почти сказочным, имеющим тайную связь с потусторонними неосязаемыми чудесами, коими буйная фантазия населила его прозаические и живописные творения. И это ощущение не покидало Блейка даже после того, как город на холме растворялся в фиолетовых сумерках, а огни уличных фонарей, подсветка здания суда и красный прожектор Индустриального треста озаряли ночное небо причудливым заревом.
Из всех далеких зданий на Федерал-Хилл воображение Блейка в особенности поражала одна большая темная церковь. Она была видна особенно четко в определенные часы суток, и на закате ее высокая башня и конический шпиль проступали черным силуэтом на пылающем небе. Казалось, она стоит на некоем возвышении, ибо фасад и едва видное северное крыло с покатой крышей и верхними рамами огромных сводчатых окон величественно вздымались над крышами соседних зданий и частоколом печных труб. В ее облике угадывалось нечто особенно мрачное и грозное, и она, казалось, была сложена из каменных глыб, за последние несколько веков исхлестанных суровыми ветрами и потемневших от копоти и сажи. По стилю же, насколько позволяла разглядеть подзорная труба, это был образчик ранней экспериментальном неоготики, что предшествовала периоду величественных творений Апджона и позаимствовала некоторые линии и пропорции у георгианской эпохи. Вероятно, постройка была возведена между 1810 и 1815 годами.
Блейк увидел Иные миры в Сверкающем Трапецоэдре :
Ландшафты неведомых планет с гигантскими каменными башнями, и иных планет с исполинскими горами без всяких признаков жизни, и еще более далекие просторы Вселенной , где лишь неосязаемые вздохи в бездонной сумрачной тьме говорили о наличии там разума и воли. Там были фигуры в клобуках, которые своим видом не походили на людей, и бескрайняя пустыня, испещренная высокими, до небес, резными каменными монолитами. Башни и стены стояли в мрачных безднах под морским дном и круговерти пространств, где клочья черного тумана клубились на фоне холодного алого зарева. А позади всего этого была бездонная пучина тьмы, где твердые и текучие формы можно было различить лишь по их воздушному кружению, и неосязаемые могучие силы, казалось, упорядочивали этот безграничный хаос и давали ключ ко всем парадоксам и тайнам ведомого нам мира. Я помню Яддит ( англ. Yaddith ) Юггот ( англ. Yuggoth ) и еще более далекий Шаггай ( англ. Shaggai ), и пустоту черных планет...
Запретные книги
- « Некрономикон » Абдул Альхазреда
- «Cultes des Goules» графа д’Эрлетта
- «De Vermis Mysteriis» Людвига Принна
- « Unaussprechlichten Kulten » фон Юнцта
- « Книга Эйбона »
- «Книга Дзяна»
- « Пнакотические манускрипты »
Связи с другими произведениями
В рассказе « За стеной сна » впервые описывается космический скиталец, который овладевает разумом человека.
В рассказе « За гранью времён » описаны пришельцы расы свободного сознания, которые вселялись в тела людей.
В повести « Хребты Безумия » описаны Старцы и иные существа, которые жили на Земле в древности, а также многие другие сведения из этого рассказа.
В повести « Шепчущий во тьме » описана планета Юггот , а также обитающие там Старцы и Ми-Го .
В рассказе « Музыка Эриха Цанна » студент попадает в район, которого не существует в реальном мире, где жил музыкант открыл портал в другой мир.
В рассказе « Вне времени » упоминается локация Яддит-Го.
В рассказе « Слепоглухонемой » описан дом писателя Ричарда Блейка, который призвал дух умершего.
В повести « Сомнамбулический поиск неведомого Кадата » описана «Долина Пнат», о которой Блейк написал произведение.
Пришельцы описаны в отдельной серии произведений Лавкрафта: « За стеной сна », « Из глубин мироздания », « Цвет из иных миров », « Шепчущий во тьме », « Хребты Безумия », « За гранью времён », « Вызов извне », « В стенах Эрикса », «Окно в мансарде», « Пришелец из космоса » и « Ночное братство ».
Сверхъестественная гроза описывается в произведениях: « Склеп », « Картина в доме », « Затаившийся страх », « Случай Чарльза Декстера Варда » и « Ужас Данвича ».
Существа с крыльями упоминаются в произведениях: « Затаившийся Страх », « Крысы в стенах », « Неименуемое », « Заброшенный дом », « Ужас в Ред Хуке », « Сомнамбулический поиск неведомого Кадата », « Случай Чарльза Декстера Варда », « Очень старый народ » и « Шепчущий во тьме ».
Сущность, пытающаяся овладеть разумом человека встречается в произведениях: « Склеп », « Полярная звезда », « За стеной сна », « Показания Рэндольфа Картера », « Страшный старик », « Праздник », « Загадочный дом на туманном утёсе », « Случай Чарльза Декстера Варда », « Цвет из иных миров », « Тень над Иннсмутом », « Тварь на пороге », « За гранью времён », « Две черные бутылки », « Врата серебряного ключа », « Вызов извне ».
Экранизации
По мотивам рассказа было снято несколько фильмов:
- «Муза Пикмана» (США, 2010) — режиссёр Роберт Каппеллетто .
- Фил Браун на основе рассказа в 2011 году снял анимационный фильм .
- В 2015-2021 годах, российский режиссёр-любитель, актёр, сценарист и композитор , снял тетралогию фильмов , по мотивам одноименного рассказа, и других произведений Лавкрафта. На YouTube тетралогия фильмов собрала более 55 тысяч просмотров.
Комментарии
- Здесь и далее все имена и названия приводятся по переводу Ю. Соколова.
Примечания
- ↑ . Лаборатория фантастики . Дата обращения: 26 июля 2017. 26 июля 2017 года.
- Harms, Daniel. "Nyarlathotep" in The Encyclopedia Cthulhiana (2nd ed.), pp. 218–222. Oakland, CA: Chaosium, 1998. ISBN 1-56882-119-0
- Lovecraft, Howard P. "The Haunter of the Dark" (1936) in The Dunwich Horror and Others, S. T. Joshi (ed.), Sauk City, WI: Arkham House, 1984. ISBN 0-87054-037-8
- Carter, Lin. , New York, NY: Ballantine Books, 1972. pp. 116–7
- Carter, Lin. Lovecraft: A Look Behind the Cthulhu Mythos , New York, NY: Ballantine Books, 1972. pp. 123.
- S.T. Joshi and David E. Schultz, An H.P. Lovecraft Encyclopedia , Westport CT: Greenwood Press, 2001, p. 106.
- S. T. Joshi and David E. Schultz, An H. P. Lovecraft Encyclopedia , p. 106.
- Joshi, S. T.; Schultz, David E. (2004). An H.P. Lovecraft Encyclopedia . Hippocampus Press. p. 106. ISBN 978-0974878911 .
- Phil Browne (Producer, writer, director, cinematographer) (2011). (Motion picture). от 28 сентября 2018 на Wayback Machine
- . www.youtube.com . Дата обращения: 1 мая 2022. 1 мая 2022 года.
- (амер. англ.) . Дата обращения: 1 мая 2022. 1 мая 2022 года.
Источники
- Harms, Daniel. "Nyarlathotep" in The Encyclopedia Cthulhiana (2nd ed.), pp. 218–222. Oakland, CA: Chaosium, 1998. ISBN 1-56882-119-0
- Lovecraft, Howard P. "The Haunter of the Dark" (1936) in The Dunwich Horror and Others, S. T. Joshi (ed.), Sauk City, WI: Arkham House, 1984. ISBN 0-87054-037-8
- The H. P. Lovecraft archive
- Carter, Lin. Lovecraft: A Look Behind the Cthulhu Mythos , New York, NY: Ballantine Books, 1972. pp. 116–7
- Carter, Lin. Lovecraft: A Look Behind the Cthulhu Mythos , New York, NY: Ballantine Books, 1972. pp. 123.
- S.T. Joshi and David E. Schultz, An H.P. Lovecraft Encyclopedia , Westport CT: Greenwood Press, 2001, p. 106.
- S. T. Joshi and David E. Schultz, An H. P. Lovecraft Encyclopedia , p. 106.
- R. S. Hadji, "The 13 Most Terrifying Horror Stories", Rod Serling's The Twilight Zone Magazine , July–August 1983, p. 63.
- Lovecraft, Howard P. "The Haunter of the Dark" (1936) in The Dunwich Horror and Others, S. T. Joshi (ed.), Sauk City, WI: Arkham House, 1984. ISBN 0-87054-037-8. Definitive version.
- Lovecraft, Howard P. (1999) [1936]. "The Haunter of the Dark". In S. T. Joshi; Peter Cannon. More Annotated Lovecraft (1st ed.). New York City, NY: Dell. ISBN 0-440-50875-4. With explanatory footnotes.
- http://www.selfmadehero.com/title.php?isbn=9781906838539&edition_id=202/
- https://www.infinitespectrum.net/
- Legiongp. "The Robert Bloch Award-The Haunter Of The Dark". DevianArt. Retrieved 2 October 2016.
- 2020-06-19
- 1