Interested Article - Нечистая сила
- 2021-03-04
- 1
- У терминов нечистая сила и нежить существуют и другие значения.
Нечи́стая си́ла (также не́чисть, не́жить , нечистики ) — у славян собирательное имя потусторонней силы и существ: злых духов , чертей , бесов , оборотней и нежити — домового , полевого , водяного , лешего , русалки , кикиморы и прочее Общим для них всех является принадлежность к «нечистому», «отрицательному», «нездешнему», потустороннему миру и их злокозненность по отношению к людям .
В связях с нечистой силой подозревали пастухов , мельников , кузнецов , ведьм и колдунов .
Происхождение
В христианстве нечистая сила рассматривается как падшие ангелы . По апокрифичным христианским представлениям, отчасти нечистая сила сотворена Богом , отчасти сатаной . Другие её разновидности появляются из так называемых « заложных покойников » — некрещёных детей, самоубийц или умерших другой неестественной смертью (например, утопленники). В нечисть могли превратиться люди, похищенные нечистыми силами ( лешим , водяными , русалками ) и дети, проклятые родителями. Нечистью также могли стать дети, прижитые с нечистой силой .
В представлении полещуков «хозяева» определённых локусов — домовые, водяные, лесные, полевые ( полевый домовык ), болотные духи — смешиваются с образом «чёрта», с «ходячими» покойниками (духами умерших). Л. Виноградова считает, что под разными именами проступают контуры одного персонажа, а названия меняются в зависимости от места встречи с ним. Такой обобщающей фигурой, перекрывающей почти все многообразие мужских демонических образов, является в Полесье чёрт , как главное воплощение всей нечистой силы.
В русской мифологии происхождение нечистой силы (домовые, лешие и тому подобные), восходящее к апокрифической легенде о детях Адама и Евы , рождённых после грехопадения и скрытых от Бога . «Показать их всех на свет Божий Адаму было стыдно, и потому он скрыл их в избе, бане, в риге, в лесу и в воде, а Бог за эту скрытность сделал так, чтобы дети праотца навсегда и остались в местах сокрытия, где живут, размножаясь подобно людям».
В Олонецком крае : «Атчаво ета лесавыи завялись, вадяныи, палявыи, дамавыи? Ета ат дятей Адамовых, что он посовестился Богу показать за тым, что яго жонка целую араву нарадила» .
В Смоленской губернии рассказывали, что Ева посоветовала Адаму, прежде чем идти к Богу, спрятать часть детей в камышах: «Как шёл Адам от Бога, думаить „Дай зайду, вазьму сваих дятей у камыши!“. А их ужу там и звания нет, — паложим сабе яны не пропали, а зделались силый тёмный: хазяевами па дамам, лясавыми па лесам, вадяными па омутам — иде которыму Бог жить произвёл» .
В названии «Адамовы дети» народное переосмысление библейского повествования объединилось с представлениями крестьян о сонме нечистых (домовых, леших, банников) как об особых, «потаённых людях», предках, покойниках . Они связаны разнообразными (родственными, договорными и тому подобными) отношениями с теми сверхъестественными силами и существами, которые, согласно ещё дохристианским верованиям, наполняют весь мир — землю, воды, леса .
Нежить
Одним из эвфемизмов нечистой силы является «нежить» . Понятие было описано в Толковом словаре В. Даля и включало человекоподобных духов, таких как: домовой , полевой , водяной , леший , русалка , кикимора и прочих, но не включало восставших мертвецов , призраков , чертей . Владимир Даль записал в толковом словаре: «По выражению крестьян, нежить не живет и не умирает. У нежити своего обличия нет, она ходит в личинах. Всякая нежить бессловесна». В славянской демонологии их причисляют к демонам . Другие источники чуть иначе трактуют понятие, причисляя к нему, например, чертей .
Проявления
На Волыни считали, что в четверг вечером нельзя бить ребёнка и выставлять за дверь. Иначе нечистый дух заберёт его, а вместо него подкинет другого, который будет есть много, а расти будет только голова, ноги же и руки будут такими тонкими, что и ходить он не сможет .
В Полесье , если младенец по ночам беспрестанно плакал, то причину этого видели в том, что на ребёнка « ночницы напали», «крикса пристала», «ночницы ходят в доме». В заговорах с просьбой оставить ребёнка в покое обращались к ночницам-сестрицам, криксам-плаксам, лесным бабам .
Святочная нечисть
Святочная нечисть (или святочные духи) появляются в «переломный» период зимнего солнцестояния . Считалось что они начинают ходить на второй день Рождества ( Коляды ), а в день Крещения после вечерни исчезали. По севернорусским поверьям, разгул бесовской рати приходится на вторую неделю Святок .
У славян Святки считались опасным периодом, который принадлежит потусторонним силам. По поверьям, Бог, радуясь рождению Сына, выпускает с «того света» души умерших и всех чертей на волю. К категории «святочных» духов на Русском Севере причислялись шуликуны , куляши, свя́тке. Они начинали ходить на второй день Рождества, а в день Крещения после вечерни исчезали. В канун Нового года , как считалось, пробуждаются и мертвецы; принимая вид животных, они расхаживают по земле (Владимирская область). По свидетельствам с Русского Севера, нечистое время длится с Николы зимнего до Крещения : в это время «сатана повелевает своим слугам ходить по земле и предсказывать людям их судьбу».
См. также
- Святочные гадания
- Опахивание — обряд защиты от нечистой силы
Примечания
- Комментарии
-
Не́жить ж. сев. всё, что не живёт человеком, что живёт без души и без плоти, но в виде человека: домовой, полевой, водяной, леший, русалка, кикимора и пр. Нежить , особый разряд духов, это не пришельцы с того мира, не мертвецы, не привидения: не мара или морока, и не чертовщина, не дьявол; только водяной образует какой-то переход к нечистой силе, и нередко зовётся шутом , сатаной . По выражению крестьян, нежить не живёт и не умирает . Он знается с нежитью , знахарь. Есть поверье, что нежить — сверженное Архангелом Михаилом воинство сатанино. У нежити своего обличия нет, она ходит в личинах. Всякая нежить бессловесна ( домовой, леший, водяной и пр.).
— : Нежить // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль . — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа , 1881. — Т. 2. — С. 533.
- ↑ , с. 321.
- .
- ↑ , с. 388.
- , с. 533.
- , с. 33.
- , с. 22–23.
- Королев К. «Энциклопедия сверхъестественных существ» — М.: «Эксмо»; СПб.: Мидгард , 2005
- ↑ Власова М. «Новая Абевега русских суеверий» — СПб.: Северо-Запад, 1995
- Власова М. «Энциклопедия русских суеверий» — СПб.: Азбука, 2008
- .
- // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев . — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1988. — Т. 2 : К—Я. — С. 625—626.
- .
- ↑ , с. 19.
Литература
- Виноградова Л. Н. Кто вселяется в бесноватого? // / Ред. Л. А. Сафронова, Л. Н. Титова. — М. : Индрик , 2000. — С. 33–46 . — ISBN 5-85759-106-6 .
- Виноградова Л. Н. // Восточнославянский этнолингвистический сборник. Исследования и материалы / Отв. ред. А. А. Плотникова; Институт славяноведения РАН . — М. : Индрик , 2001. — С. 10–49 . — ISBN 5-85759-159-2 .
- : Нежить // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль . — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа , 1881. — Т. 2. — С. 533.
- Демонология народная / Е. Е. Левкиевская // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 51-56. — ISBN 5-7133-0704-2 .
- Максимов С. В. . — СПб. : Товарищество Р. Голике и А. Вильворг, 1903.
- // Мудрова И. А. Словарь славянской мифологии. — М. : Центрполиграф , 2010. — ISBN 978-5-9524-4541-3 .
- Никифоровский Н. Я. . — Вильна: Н. Мац и К о , 1907.
- от 3 августа 2019 на Wayback Machine // Studia mythologica slavica XII — 2009, 15
- Строганов М. В. // Демонология и народные верования: Сборник научных статей / Сост. А. Б. Ипполитова. — М.: ГРЦРФ, 2016 — С. 375–405
- / Толстая С. М. // Мифологический словарь / гл. ред. Е. М. Мелетинский . — М. : Советская энциклопедия, 1990. — С. 388–389. — ISBN 5-85270-032-0 .
- / Толстая С. М. // Славянская мифология : энциклопедический словарь / редколлегия: С. М. Толстая (отв. ред.), Т. А. Агапкина , О. В. Белова , Л. Н. Виноградова , В. Я. Петрухин ; Ин-т славяноведения РАН . — 2-е изд. — М. : Междунар. отношения, 2002. — С. 319–321. — ISBN 5-7133-1069-8 .
- 2021-03-04
- 1