Interested Article - Азатот

Азатот в чёрно-белом цвете в представлении Доминика Синьоре

Азато́т ( англ. Azathoth ) — вымышленное божество в произведениях американского писателя Говарда Филлипса Лавкрафта и последователей « Мифов Ктулху» . Является символом первозданного хаоса , связан со временем и пространством. Среди его эпитетов присутствуют такие как «слепой безумный бог», «вечно жующий султан демонов» и «ядерный хаос». Впервые Азатот упоминается в незавершённом рассказе « Азатот », что должен был стать романом, похожим на сказку « Тысяча и одна ночь ».

Вдохновение

Лавкрафт впервые использует имя Азатота в записке 1919 года, что гласит просто: «Азатот — отвратительное имя». Роберт Прайс предполагает, что автор мог объединить библейское название города Анатот ( англ. Anathoth ) — родной город Иеремии ; и имя Азазель ( англ. Azazel ), что упоминается в « Ужас Данвича » . Прайс указывает на алхимический термин «Азот» ( англ. Azoth ), что встречается в книге Артура Эдварда Уэйта , — модели колдуна Эфраима Уэйта из рассказа « Тварь на пороге » .

Следующую заметку Лавкрафт написал чуть позже, в 1919 году, которая относится к идее нового рассказа: «Ужасное паломничество в поисках далёкого сумрачного трона султана демонов Азатота» . В письме Фрэнку Белнэпу Лонгу он связывает этот сюжет с идеями романа « Ватек » Уильяма Бекфорда о сверхъестественном и злом халифе . Попытки Лавкрафта воплотить эти идеи в роман потерпели неудачу (сохранился лишь фрагмент из 500 слов, который впервые был опубликован как рассказ под названием «Азатот» в журнале «Leaves» 1938 года ). Уилл Мюррей, предполагает, что позже автор переработал эти идеи в повести « Сомнамбулический поиск неведомого Кадата » (1926) .

Роберт Прайс видит ещё один источник вдохновения для Азатота в произведении лорда Дансени «Мана-Йуд-Сушай» ( англ. Mana-Yood-Sushai ) из сборника «Боги Пеганы», где описано божество-создатель «сотворивший богов и впоследствии бездействующий». По концепции Дансани, он спит вечно, убаюкиваемый музыкой меньшего божества, которое должно вечно барабанить, «потому что, если он умолкнет на мгновение, то Мана-Йуд-Сушай проснётся, и тогда не будет ни миров, ни богов». Прайс отмечает, что этот невнимательный бог-создатель в сопровождении сверхъестественных музыкантов является явным прототипом Азатота .

Образ божества в бездне часто описывается в мифологии . Имя Азатот похоже на таких божеств, как Тот , Астарот , Астарта , Атарот . Мифология Древнего Египта часто служит фоном для « Лавкрафтовских ужасов» , а также её использовал Эдгар По , последователем которого является сам Лавкрафт. Космогония Древнего Египта описывает бездну как мировой океан в пространстве, где обитает Изначальный Хаос , сотворивший мир, представляемый как Предвечный бог Атум , который распался на остальных богов ( Огдоада ), а вместе они являются его частями. В бездне обитают Нун — сотворивший себя «отец богов», и его жена — Нуанет . Древнеегипетская религия обязывала играть ритуальные мелодии для умиротворению богов в их гневной форме. В повести « Сомнамбулический поиск неведомого Кадата » Азатот описан, как « Демон, обитающий в бездне, где звучит бой барабанов и вой флейт » — музыкальные инструменты в Древнем Египте часто изображали при описании египетских богов . Азатот описывается как «Султан-Демон» (правитель), — что указывает на Восточный фольклор .

Азатот в творчестве Лавкрафта

Лавкрафт ставит в центр космоса самого могущественного из богов — Азатота. Азатот создает и уничтожает миры. Лавкрафт не использует точные слова, которые описывают вид и упоминает Азатота лишь несколько раз. В произведениях повторяются общие сведения: это божество обитает в бездне космоса и представляет Хаос . Персонажи Мифов Ктулху описывают страх межзвездных расстояний, когда упоминается Азатот, — что указывает на то, что это космическая сущность.

В рассказе « Азатот » (1922) сновидец отправился в Иные миры, через запредельные сферы, бездонную пропасть и звезды.

В повести « Сомнамбулический поиск неведомого Кадата » (1927) впервые появляется описание Азатота:

…тот последний бесформенный кошмар в средоточии хаоса, который богомерзко клубится и бурлит в самом центре бесконечности — безграничный султан демонов Азатот, имя которого не осмелятся произнести ничьи губы, кто жадно жуёт в непостижимых, тёмных покоях вне времени под глухую, сводящую с ума жуткую дробь барабанов и тихие монотонные всхлипы проклятых флейт, под чей мерзкий грохот и протяжное дудение медленно, неуклюже и причудливо пляшут гигантские Абсолютные боги, безглазые, безгласные, мрачные, безумные Иные боги, чей дух и посланник — ползучий хаос Ньярлатотеп .

Минуя запредельные бездны, оставляя позади звезды и материальные пространства и метеором несясь сквозь кромешный хаос к непостижимым темным покоям вне времени, где под приглушенный умопомрачительный бой богомерзких барабанов и тонкое монотонное завывание сатанинских флейт растекся бесформенной массой вечно жующий и вечно ненасытный Азатот.

В этой же повести Ньярлатхотеп упоминает сновидца, чей «череп впаян в кольцо на мизинце того, кого нет нужды называть по имени (вероятно, Азатота)».

В повести « Шепчущий во тьме » (1931) фольклорист сообщает, что «познал чудовищный ядерный хаос по ту сторону искривленного пространства, которое в « Некрономиконе » было скрыто под именем Азатот» . Здесь « ядерный », скорее всего, относится к центральному положению Азатота в ядре космоса, а не к ядерной энергии, поскольку по-настоящему она стала широко известна только после смерти Лавкрафта.

В рассказе « Грёзы в ведьмовском доме » (1933) ведьма и Черный человек ведут судента к « трону Азатота », где звучит мелодия флейт, и там он должен расписаться кровью в « Книге Азатота » и получить тайное имя .

В рассказе « Ужас в музее » (1932) смотритель музея говорит: «Глупец! Сын псов, воющих в водовороте Азатота!».

В рассказе « Тварь на пороге » (1933) писатель Эдвард Пикман Дерби издал сборник « кошмарных текстов » под названием «Азатот и другие ужасы» .

В рассказе « Обитающий во Тьме » (1936) писатель вспоминает «древние мифы об Абсолютном Хаосе, где обитает слепой и безумный бог Азатот, Вседержитель Всего, окруженный верной ордой безумных безликих танцоров, убаюканный тонким монотонным писком демонической флейты, пляшущей в лапах безымянного существа» .

Азатот описан в 22 сонете « Грибы с Юггота » (1929):

Я вторгся с вездесущим бесом в паре...

Из мира измерений - за Предел,

Туда, где нет ни времени, ни твари,

Но только Хаос, бледен и дебел.

Непризнанный ваятель мирозданья,

Он жадно и бессвязно бормотал

Какие-то смешные предсказания

И сонм крылатых бестий заклинал.

В его когтях надрывно голосила

Бесформенная флейта в три дыры -

Не верилось, что в звуках этих сила

Которой покоряются миры.

<Я есмь Его Глашатай,> - Дух съязвил

И Божеству затрещину влепил.

Азатот в произведениях других писателей

Кларк Эштон Смит

Кларк Эштон Смит , писатель и друг Лавкрафта, в шутку написал в письме о своем происхождении с Юпитера. В ответ на это в 1933 году Лавкрафт отправил письмо к Смиту («Избранные письма Лавкрафта» 4.617), в котором изображено «Родовое древо Азатота» ( англ. Family tree of Azathoth), согласно которому, они оба происходят от Азатота. Эта шуточная идея никогда не появлялась в произведениях Лавкрафта.

«Родовое древо Азатота»

Генеалогическое древо отображает родственные связи между Древними богами, среди которых: Наг и Йеб , Йиг, Йог-Сотот , Ктулху , Шуб-Ниггурат , Ньярлатотеп , Тсатхоггуа , а также многие из божеств Смита. Согласно схеме, изначальный Азатот был сделан предком своих детей: Ньярлатхотепа, «Безымянного тумана» и «Тьмы», Йог-Сотота , Шуб-Ниггурат , Нуг и Йеб , Ктулху , Тсатхоггуа , и несколько божеств Кларка Эштона Смита, среди которых также есть уникальные чудовища, не упомянутые за пределами этого письма. Далее схема ведет к вымышленным существам (низшим кастам) и пересекается с историческими личностями из Древнего Египта , Древнего Рима , Англии , а затем ведет к предкам Лавкрафта и Смита. Вероятно, «Родовое древо Азатота» готовилось для совместного произведения, которое бы объединило мифы Лавкрафта и Смита .

В 1934 году Кларк Эштон Смит в письме Роберту Барлоу («Избранные письма Кларка Эштона Смита» 189) описывает полностью другое древо: «Генеалогическая Карта Старших Богов» ( англ. Genealogical Chart of the Elder Gods), где упоминаются только выдуманные Смитом божества — «Внешние боги» ( англ. Outer gods ). Позже последователи « Мифов Ктулху » создавали свои схемы с другими божествами, а некоторые из них также опирались на божеств Смита.

Август Дерлет

Август Дерлет в повести « Затаившийся у порога » (1945) описывает космический пантеон божеств «Мифов Ктулху» и делает их лидером Азатота. В произведениях Дерлета Великие Древние ведут войну между относительно добрыми и злыми Древними богами — чего нет у Лавкрафта.

Осмелившиеся противостоять Древним Богам ( англ. Ancient gods ), правившим из Бетельгезе , Великие Древние ( англ. Great old ones ), сражались против Старших Богов ( англ. The Old gods )... они были наставлены Азатотом, слепым богом идиотом и Йог-Сототом ...

В другом отрывке Дерлет цитирует пророчество:

Йе! Слепой идиот, ядовитый Азатот, восседает в центре Мира, где есть лишь Хаос и Разрушение, он пузырится и богохульствует в центре себя, что принадлежит Всему сущему, то есть Бесконечности...

Рэмси Кэмпбелл

Рэмси Кэмпбелл в рассказе «Насекомые Шаггая» описывает инопланетных существ, которые поклоняются «отвратительному богу Азатоту», в честь которого они исполняют «нечестивые обряды» и «зверства над еще живыми жертвами» в коническом храме Азатота. Шаггаи упоминается в рассказе « Обитающий во Тьме » Лавкрафта. Спасаясь от разрушения своей родной планеты Шаггаи, насекомые телепортировали свое сознание в иную Вселенную и в итоге оказались на Земле, в лесу, недалеко от вымышленного города Гоутсвуд . Рональд Ши, герой рассказа, входит в храм Азатота и обнаруживает его двадцатифутовый идол, который «представлял бога Азатота — Азатота, каким он был до изгнания Извне»:

Он состоял из двустворчатой ​​оболочки, поддерживаемой множеством пар гибких ножек. Из полуоткрытой оболочки поднималось несколько сочлененных цилиндров с полипозными отростками; и в темноте внутри раковины мне показалось, что я увидел ужасное животное без рта, с глубоко запавшими глазами и покрытым блестящими черными волосами .

В рассказе «Шахта на Югготе» говорится, что якобы Эдвард Тейлор обнаружил другое имя Азатота ("N__") в вымышленном труде « Откровения Глааки» .

Другие

Гарри Майерс часто упоминает Азатота в своих рассказах, как в лавкрафтовской Стране снов , так и в мире бодрствования. В рассказе «Морда в алькове» (1977) сновидец узнает, что «мир будет затянут по черному спиральному вихрю в центральную пустоту, где султан демонов Азатот жадно грызет в темноте...» . В рассказе «Последняя ночь Земли» (1995) колдун из Страны грез Хан говорит, что Азатот породил звезды в начале времен и поглотит их в конце . В рассказе «Сеть» (2003) два герои читают отрывок из интернет-версии «Некрономикона», в котором говорится, что «Азатот — Величайший Бог, правящий всей бесконечностью со своего трона в центре хаоса, его тело состоит из ярких звезд, а лицо покрыто тьмой» .

Томас Лиготти в рассказе «Секта идиота» (1988) описывает сектантов, коими являются сморщенные отвратительные существа. Также в рассказе приводится «цитата» из «Некрономикона»: «Первобытный хаос, Господь всего ... слепой идиотский бог — Азатот» . Лиготти заявил, что во многих его рассказах есть ссылки на Азатота Лавкрафта, хотя и редко под этим именем. Примером этого является история «Nethescurial», в которой изображено вездесущее, злобное божество-создатель, которому когда-то поклонялись жители небольшого острова.

в романе «Движение под землёй» (2004) описывает события в мире, где Ктулху захватил власть, и только повстанцы противостоят ему. Герой упоминает «красные звезды Азатота», а позже становится избранным Азатотом, и получает огромные силы, которые будет использовать против Ктулху.

«Цикл Азатота»

В 1995 году издательство « Chaosium » опубликовало сборник «Цикл Азатота», антологию «Мифы Ктулху», в котором основное внимание уделяется произведениям, относящихся к сущности Азатота. Роберт Прайс в книге описывает источник появления и развития Слепого Идиотского Бога в его сборнике:

  • «Азатот» Эдварда Пикмана Дерби
  • «Азатот в Аркхэме» Питера Кэннона
  • «Месть Азатота» Питера Кэннона
  • «Яма шогготов» Стивена М. Рейни
  • «Гидра» Генри Каттнера
  • «Безумие вне времени» Лин Картер
  • «Насекомые из Шаггая» Рэмси Кэмпбелла
  • «Секта идиота» Томаса Лиготти
  • «Трон Ахамот» Ричарда Л. Тирни и Роберта М. Прайса
  • «Последняя ночь Земли» Гарри Майерса
  • «Демон-султан» Дональда Р. Берлесона
  • «Идиот Савант» Си Джей Хендерсона
  • «Пространство безумия» Стивена Студака
  • «Безымянная башня» Джона Гласби
  • «Чумной кувшин» Аллена Макки
  • «Обещание древних о вечной жизни» Роберта М. Прайса

Оценки

Американский теолог и религиовед Роберт Прайс указывает на гностические корни в образе Азатота и истолковывает « Тень над Иннсмутом » как ритуал посвящения .

В культуре

Азатот под именем «Азаг-Тот» фигурирует в книгах российского фантаста Александра Рудазова . Азаг-Тот занимает в его романах роль повелителя Лэнга — царства тьмы и огня, измерения, куда удалились Древние после изгнания с Земли (имя Лэнг взято из рассказа « Полярная звезда ») [ источник не указан 1290 дней ] .

Так же «Азаг-Тот» фигурирует в книгах российского фантаста Вадима Панова . В книге "Наложницы ненависти" из серии " Тайный город ", Азаг-Тот фигурирует как последний из правителей давно вымершей Гипербореи , в планы которого входит триумфальное возвращение былого величия, однажды сгинувшей, "Империи ненависти". В последний раз Азаг-Тот был представлен под именем Владимира Ленина и похоронен в Мавзолее, чтобы не касаться земли, иначе он поглотит частицы Золотого Корня (источника силы гиперборейцев) и возродится.

Примечания

  1. Bilstad, T. Allan (2009). The Lovecraft Necronomicon Primer: A Guide to the Cthulhu Mythos . Llewellyn Publications. pp. 53–55. ISBN 978-0738713793 . Retrieved 6 March 2020.
  2. H. P. Lovecraft, "The Dunwich Horror", The Dunwich Horror and Others , p. 158.
  3. Robert M. Price, The Azathoth Cycle , pp. v-vi
  4. cited in Price, The Azathoth Cycle , p. vi.
  5. Letter to Frank Belknap Long, June 9, 1922; cited in Price, The Azathoth Cycle , p. vi.
  6. "Publication History for H. P. Lovecraft's 'Azathoth'", The H. P. Lovecraft Archive.
  7. Price, The Azathoth Cycle , p. vii.
  8. Price, The Azathoth Cycle , pp. viii-ix.
  9. Harman, Graham (2012). Weird Realism: Lovecraft and Philosophy . Zero Books. p. 235. ISBN 978-1780992525 . Retrieved 6 March 2020.
  10. H. P. Lovecraft, "The Dreams in the Witch House", At the Mountains of Madness , pp. 272–273.
  11. H. P. Lovecraft, "The Thing on the Doorstep", The Dunwich Horror and Others , p. 277.
  12. H. P. Lovecraft, "The Haunter of the Dark", The Dunwich Horror and Others , p. 110.
  13. Lovecraft, H. P. (1967). Selected Letters of H. P. Lovecraft IV (1932–1934) . Sauk City, Wisconsin: Arkham House. Letter 617. ISBN 0-87054-035-1 .
  14. Ramsey Campbell, "The Insects from Shaggai", The Azathoth Cycle , pp. 86-87.
  15. Campbell, "The Insects from Shaggai", pp. 89, 91.
  16. Gary Myers, "The Snout in the Alcove", The Year's Best Fantasy Stories 3 , pp. 205-206.
  17. Myers, "The Last Night of Earth", The Azathoth Cycle , p. 132.
  18. Myers, "The Web", The Disciples of Cthulhu II , p. 54.
  19. Thomas Ligotti, "The Sect of the Idiot" (1988), The Azathoth Cycle , 93–102.
  20. Price, Robert M. Introduction // The Azathoth Cycle (англ.) . — Chaosium . — ISBN 1-56882-040-2 .
  21. «Equally importantly and convincingly, Price analyses the tale as a vision-quest, a coming-of-age ordeal ritual, which I have to say is pretty dead-on.» — Hite, Kenneth. Tour De Lovecraft: The Tales (англ.) . — Atomic Overmind Press, 2008. — P. 84.

См. также

Источники

Harms, Daniel (1998). The Encyclopedia Cthulhiana (2nd ed.). Oakland, CA: Chaosium. ISBN 1-56882-119-0 .

Petersen, Sandy. Call of Cthulhu (5th ed.). Oakland, CA: Chaosium. ISBN 1-56882-148-4 .

Price, Robert M. (ed.) (1995). The Azathoth Cycle (1st ed.). Oakland, CA: Chaosium. ISBN 1-56882-040-2 .

Дугин А.Г. . / Консервативная революция. М., 1994.

Источник —

Same as Азатот