Кольз, Купер Фипс
- 1 year ago
- 0
- 0
Мэ́тью Фипс Шил ( англ. Matthew Phipps Shiel ; 21 июля 1865 , Монтсеррат , Британские Антильские острова — 17 февраля 1947 , Чичестер , Англия ) — британский писатель, работавший в жанрах литературы мистического ужаса , раннего фэнтези и научной фантастики .
Мэтью Фипс Шилл родился 21 июля 1865 года на острове Монтсеррат , заморском владении Великобритании; его родители, вероятнее всего, были мулатами или квартеронами . Он начал писать рассказы в возрасте одиннадцати лет . Шил получил образование в на острове Барбадос , а в 1885 году отправился из Вест-Индии в Англию, где учился в Королевском колледже. Переехав в Англию, он сократил свою фамилию, убрав из неё вторую букву l, и некоторое время работал школьным учителем, а также делал переводы на заказ. Несколько ранних рассказов Шила были опубликованы в Strand Magazine .
В 1895 году вышла в свет первая книжная публикация Шила, сборник рассказов «Принц Залески» . За ней последовали сборник «Образы в огне» и остросюжетный приключенческий роман «Сапфир раджи», основанный на сюжете Уильяма Стида (оба 1896), получившие одобрительные отзывы критиков. Позднее писатель занялся созданием популярных историй с продолжением, основанных на актуальных политических событиях своего времени и ставших основой книг «Жёлтая опасность» — самого успешного романа Шила — и «Контрабанда войны». В период с 1895 по 1937 годы Мэтью Фипс Шил опубликовал около 25 романов, пять сборников рассказов, поэму и несколько пьес , однако наибольшую известность ему принёс роман « » ( англ. The Purple Cloud ), работу над котором он завершил в 1901 году. Среди других значительных произведений этого периода — роман «Владыка моря» ( англ. The Lord of the Sea , 1901). На протяжении 1902 года публиковался по частям роман «В водовороте любви» ( англ. In Love’s Whirlpool ), в котором Шил, отвергший христианство в ранней юности , представил своё видение религиозной морали.
Шил женился на Каролине Гарсия Гомес в 1898 году, у супругов родилась дочь; однако из-за материальных трудностей брак дал трещину, и в 1903 году Шилы развелись. Чтобы поправить своё положение, писатель был вынужден долгое время сотрудничать с журналистом Луисом Трэйси, вместе с которым они публиковали не обладавшие большими художественными достоинствами, но хорошо продававшиеся романы вплоть до 1911 года. Пытаясь поддержать интерес публики к своим книгам, Шил вновь обратился к современной тематике и выпустил ещё три романа — «Жёлтая волна» ( англ. The Yellow Wave , 1905), «Последнее чудо» ( англ. The Last Miracle , 1906) и «Дракон» ( англ. The Dragon , 1913), однако они не получили успеха.
В 1914 году разразился скандал, связанный с обвинением Шила в растлении двенадцатилетней дочери его тогдашней сожительницы (писатель был весьма неразборчив в связях, прижил несколько внебрачных детей от разных женщин и, возможно, был близок не только с девочкой, но и с её тётками). Он не признал себя виновным и провёл шестнадцать месяцев в тюрьме, занимаясь тяжёлыми исправительными работами. Некоторые современные исследователи творчества Шила утверждают, что в его произведениях можно обнаружить доказательства его склонности к несовершеннолетним девочкам, образы которых (порой романтизированные и сексуализированные) часто встречаются в его романах .
После освобождения из заключения Шил писал мало, в основном создавая пьесы и агитационные тексты для Социалистической Рабочей партии, которой сочувствовал. В 1919 году он женился вторично, этот брак распался примерно через десять лет. С 1923 года Шил постепенно вернулся к писательству, но после 1937 не публиковал новых произведений, выпуская лишь переиздания. В поздние годы его неприязнь к религии сменилась активным антихристианством , и он некоторое время работал над критическими комментариями к евангелиям. На старости лет Шил не оставил своего давнего увлечения йогой и сохранял крепкое здоровье, совершая длительные пешие прогулки . Писатель умер 17 февраля 1947 года в больнице Чичестера .
Как отмечает Брайан Стэблфорд , проза Шила отличается рядом стилистических особенностей. Для неё характерны словесное разнообразие, цветистость, подчёркнутая усложнённость синтаксиса , музыкальность .
Творчество Шила достаточно высоко ценил Говард Лавкрафт , открывший его для себя в 1923 году и отметивший ряд произведений писателя в своей работе « Сверхъестественный ужас в литературе » . Лавкрафт назвал его рассказ «Кселуча» ( англ. Xélucha ) «на редкость жутким сочинением», а новеллу «Дом звуков» ( англ. The House of Sounds ), повествующую о зловещей башне, построенной мертвецом на необитаемом острове у берегов Норвегии, — «бесспорным шедевром», в котором заметно влияние Эдгара По . Менее удачным, однако неплохо написанным он счёл роман Шила «Фиолетовое облако» — одно из первых научно-фантастических произведений в жанре постапокалипсиса .
Мистер Шил с поразительной силой описывает проклятие, явившееся из арктической стужи, чтобы погубить человечество, и со временем оставившее на планете всего одного жителя. Чувства этого единственного выжившего, когда он понимает, в каком положении оказался, и его скитания в качестве хозяина планеты по заполненным трупами и никому не нужными сокровищами городам переданы с искусством, которому всего чуть-чуть недостаёт до настоящего величия.
— Г. Ф. Лавкрафт, «Сверхъестественный ужас в литературе»
«Фиолетовое облако» во многом заложило основу субжанра постапокалиптической фантастики. Причиной вымирания человечества в романе становится планетарная катастрофа (огромное облако ядовитого газа), общим местом подобных произведений стал и мотив последнего выжившего, и эпизод его последующей встречи с другими уцелевшими . По мотивам этой книги снят американский фильм « Мир, плоть и дьявол » 1959 года, а Стивен Кинг признался, что «Фиолетовое облако» было для него одним из источников вдохновения во время создания романа « Противостояние ». Другие произведения писателя оказали воздействие на последующее развитие жанра научной фантастики . Вычурный стиль, характерный для Шила, отчасти перенял Томас Лиготти .
Персонажи романов Шила нередко высказывали необычные для своего времени или даже провокационные идеи, существенная часть которых может быть обнаружена в посмертном сборнике эссе писателя . Среди этих идей — антиклерикализм , одобрение евгеники и социал-дарвинизма , элементы антисемитизма . Взгляды Шила, идеализировавшего индивидуализм и считавшего, что христианство с его культом мученичества отжило своё , отчасти перекликаются с теориями Ницше . В то же время в его прозе встречаются и многочисленные религиозные аллюзии .
Отец писателя, Мэтью Дауди Шилл, около 1865 года в шутку объявил себя королём крошечного необитаемого островка Редонда , расположенного неподалёку от Монтсеррата. В 1880 году он якобы «короновал» сына, препоручив ему «бразды правления» (несмотря на то, что Британия официально присвоила Редонду в 1872 году) .
Шил, судя по всему, не придавал своему «титулу» большого значения, но придумал целую легенду, связанную с ним, чтобы привлечь внимание к переизданию своих сочинений в 1929 году. Так или иначе, Джон Госворт , литературный агент писателя, воспринял эту историю всерьёз. Умирая, Шил провозгласил Госворта своим «наследником» , и тот начал с энтузиазмом играть эту роль, приняв «тронное имя» Хуан I. Виртуальное государство Редонда существует до сих пор.