Полонский, Яков Петрович
- 1 year ago
- 0
- 0
Яков Петрович Голядкин — главный герой повести « Двойник » русского писателя XIX века Фёдора Михайловича Достоевского .
Созданию образа Голядкина способствовали различные предчувствия и фантомы самого Достоевского, а также выключенность из жизни. Его врач, Степан Дмитриевич Яновский , позже вспоминал, что в то время писателя мучила «страшная подозрительность». Знакомые описывали Достоевского как больного человека, но понимающего это и способного использовать в своих целях. Сам Достоевский в сентябре 1845 года пишет своему брату Михаилу: «Я теперь настоящий Голядкин. Голядкин выиграл от моего сплина. Родились две мысли и одно новое положение» .
Ощущая себя Голядкиным, писатель мог изнутри изучить данного персонажа и управлять им . Панаева и Яновский также отмечали у Достоевского наличие мании преследования , беспочвенное чувство вины , мизантропию и катастрофические предчувствия. Всё это писатель сумел использовать при создании образа Голядкина, о чём позже вспоминал литературный критик Николай Страхов : «С чрезвычайной ясностью обнаружилось в нём особенного рода раздвоение, состоящее в том, что человек предается очень живо известным мыслям и чувствам, но сохраняет в душе неподдающуюся и неколеблющуюся точку, с которой смотрит на самого себя, на свои мысли и чувства. Он сам иногда говорил об этом свойстве и называл его рефлексиею» .
Яновский отмечал интерес Достоевского к специальной медицинской литературе «о болезнях мозга и нервной системы, о болезнях душевных и о развитии черепа по старой, но в то время бывшей в ходу системе Галля », что позволило автору очень точно показать расстройство психики у главного героя .
Критики обратили внимание на то, что согласно толковому словарю Даля слово «голядка» означает «голыш», «бедняк» . Лев Успенский оспаривает этимологию Даля, но также соглашается, что слово выражает «ничтожность, нищету, бесконечную слабость» .
Именно такая фамилия соответствует и вероятному прототипу персонажа — Якову Буткову , жившему в крайней нищете и умершему в больнице, в палате для нищих .
Яков Петрович Голядкин — мелкий одинокий чиновник, который страшится окружающих и ощущает презрение сослуживцев . Обладая очень мягким характером, персонаж одновременно чрезвычайно обидчив и везде видит интриги против себя, хотя не имеет ни высокого звания, ни способностей . В то же время им движет жажда признания, заставляющая его бросаться навстречу людям . По мнению Белинского , Голядкин «помешан на амбиции», что достаточно характерно для представителей низших и средних слоёв общества . Оказавшись не в силах выносить своё положение, он собирается на обед к знакомым, чтобы доказать окружающим, что он такой же, как и они. Однако на него странно смотрят и сторонятся, а его желание «быть признанным» заканчивается конфузом .
После конфуза в обществе Голядкин не может больше выносить одиночество и отчаяние. В это время появляется новый Голядкин, внешне его полный двойник, но по характеру полностью противоположный прежнему чиновнику. Ему легко даётся общение и сближение с окружающими, что быстро позволяет Голядкину-младшему обрести признание в обществе. Одновременно этот новый Голядкин ещё больше изолирует от общества Голядкина-старшего, тем самым переходя в категорию его врагов .
Новый Голядкин — это идеальный образ старого Голядкина. Любые попытки бороться с ним обречены на неудачу. В результате окружающие обращают внимание на его странные поступки и речи и отправляют его в психиатрическую лечебницу .
В истории главного персонажа «Двойника» Достоевский продолжил разработку двух социально-психологических тем, затронутых уже в «Бедных людях»: низведение человека до грязной затёртой «ветошки» в современном писателю обществе дворян-чиновников и одновременно «амбиции» такого человека-«ветошки», осознающего свои человеческие права . Сам Достоевский в « Петербургской летописи » объяснил психологию Голядкина следующим образом: «Коль неудовлетворён человек, коль нет средств ему высказаться и проявить то, что получше в нём (не из самолюбия, а вследствие самой естественной необходимости человеческой сознать, осуществить и обусловить свое Я в действительной жизни), то сейчас же и впадает он в какое-нибудь самое невероятное событие; то, с позволения сказать, сопьется, то пустится в картеж и шулерство, то в бретерство, то, наконец, с ума сойдет от амбиции, в то же самое время презирая про себя амбицию…» .
По Достоевскому, признание в обществе важно для любого человека. Среди героев произведений писателя можно обнаружить множество одиноких людей разного благосостояния и общественного положения, общая трагедия которых в непризнанности, из-за чего с ними и случаются «самые невероятные события». Поступками таких персонажей движет исключительно желание не быть одинокими, реализовать себя, предъявить окружающим то хорошее, что заключено в них .
Исследователь творчества Достоевского Кэнноскэ Накамура отмечает, что совершенство психологической драматургии «Двойника» заключено в изображении отчаявшегося реализовать себя человека при помощи точного и детального описания его слов и поступков . На пороге самоубийства к такому человеку является двойник, вымышленный враг, признающий его существование и тем самым в какой-то мере решающий проблему. Таким образом, писатель показывает, что враг человека — это нереализованные мечты и стремления .
Основным прототипом Голядкина называется писатель Яков Петрович Бутков . С одной стороны, Бутков представлял собой вечно забитого, запуганного человека, над которым висела вечная угроза быть сданным в солдаты, но с другой он, внутренне бунтующий, чрезвычайно близок к герою «Двойника» . Также в пользу Буткова как прототипа Голядкина говорит и совпадение его имени и отчества с персонажем. Для Достоевского было характерно наделять своих героев именами их прототипов . Из воспоминаний писателя Александра Петровича Милюкова и врача Достоевского, Степана Дмитриевича Яновского , следует, что Достоевский интересовался творчеством Буткова, давал ему советы, а достаточно скрытный Бутков в ответ доверял Фёдору Михайловичу . Оба писателя принадлежали к «гоголевской школе», что объясняло сходство тематики мелких чиновников и «маленьких людей», изобразительных приемов и стиля . Этим же объясняется тот факт, что Голядкину также подобны многие герои произведений Буткова .
Другим возможным прототипом мог послужить отец писателя — Михаил Андреевич Достоевский. Он также постоянно переживал по поводу материальной необеспеченности. Квартира Берендеевых и встречающий Голядкина слуга по своему описанию напоминают дом московских родных Достоевских — Куманиных . Судя по письмам и сочинениям писателя, Достоевский мало интересовался своей древней родословной. Его отец «никогда не говорил о своей семье и не отвечал, когда его спрашивали о его происхождении». Из записок брата Фёдора Михайловича, Андрея Достоевского, следует, что даже в отчестве деда и девичьей фамилии бабушки братья уже не были уверены . Биограф писателя Людмила Сараскина отметила, что в Голядкине проявляется то же отношение к своей родословной. «Вместо родословной у него стол в присутственном месте, вместо отца — начальник департамента» .
Литературным прообразом Голядкина можно назвать Макара Девушкина из предшествующего романа Достоевского « Бедные люди ». Оба персонажа являются мелкими и бессильными чиновниками, испытывающими страх от общения с людьми и ощущающими, что окружающие их презирают . Исследователь творчества Достоевского Кэнноскэ Накамура полагает, что Достоевскому было интересно проследить эволюцию подобного типажа, поэтому Голядкин представляет собой Девушкина, оставшегося в одиночестве после отъезда Вареньки в деревню .