Женщина на пляже (фильм, 1955)
- 1 year ago
- 0
- 0
« Женщина в песках » ( яп. 砂の女 ) — кинофильм Хироси Тэсигахары , вышедший на экраны в 1964 году . Экранизация одноимённого романа Кобо Абэ .
Фильм был включён в Criterion Collection в составе сборника из трёх фильмов Тэсигахары по Кобо Абэ (вместе с «Чужим лицом» и «Западнёй»), несколькими короткометражными фильмами и документальным фильмом о сотрудничестве режиссёра и писателя .
Энтомолог-любитель Ники Дзюмпэй, охотясь за насекомыми в пустыне, опаздывает на последний автобус, и местные жители приглашают его переночевать в их деревне в доме у молодой женщины. Дом оказывается на самом дне ямы в песке, куда Дзюмпэя спускают по верёвочной лестнице. Хозяйка дома, молодая вдова, занимается тем, что каждый день должна выгребать песок, наносимый песчаными бурями, иначе песок может поглотить её дом и всю деревню.
На следующее утро Дзюмпэй обнаруживает, что лестница исчезла, а он оказался пленником в этой яме и теперь должен помогать женщине в её работе. Поначалу он всячески противится этому, пытается сбежать, но после нескольких бесплодных попыток, смиряется с положением.
«Женщина в песках», по словам режиссёра Хироси Тэсигахара , представляет собой документальную фантазию. Как и другие похожие сюжетно произведения (например, « За закрытыми дверями » Жана-Поля Сартра , « Ангел-истребитель » Луиса Бунюэля или « » Сэмюэла Беккета ), фильм «Женщина в песках» является аллегорией . Прежде всего это аллегория конфликта между Востоком и Западом с их различным отношением к свободе и жизни: главный герой Ники в начале фильма является воплощением человека западного типа, он одет в одежду европейского покроя, он амбициозен, ценит научный подход к жизни и свидетельства материального благополучия, однако при этом он эмоционально далёк от окружающего мира, он всего лишь один из миллионов жителей Токио с его многочисленными документами и расписаниями. В течение многих месяцев жизни в песках Ники проходит эволюцию от возмущения судьбой до смирения, он теряет все свидетельства прошлой жизни (например, в конце он одет уже в национальную одежду) и утрачивает даже желание покинуть место своего заточения, зато приобретает внутреннюю свободу. Здесь сказывается влияние на фильм философии даосизма с его призывом быть в гармонии с миром, а не противостоять ему .
Критики отмечали стилистическое, визуальное совершенство ленты, её напряжённый эротизм , мастерство, с которым были сняты дюны, движущиеся подобно живому существу . По словам Алексея Дунаевского, критика была восхищена мастерством «изобразительного стиля („фотографический гипернатурализм“) этого фильма, сочетающего в себе элементы философской сказки и эротической драмы» .