Группа восьми (художественная группа)
- 1 year ago
- 0
- 0
Наути́лус — советская рок-группа . Основана в 1983 году экс-участниками групп « Машина времени » и « Воскресение » Сергеем Кавагое и Евгением Маргулисом . Группа просуществовала меньше года. В 1986 году музыканты реанимировали проект, но он также просуществовал недолго. Лучшие песни группы «Дороги наши разошлись», «До свиданья, друг», «По дороге дней» написаны Евгением Маргулисом, Алексеем Романовым , Сергеем Кавагое и Кириллом Покровским .
В сентябре 1982 года из-за внутренних разногласий группа « Воскресение » прекратила своё существование, а год спустя двое участников этого коллектива решили организовать новую группу, получившую название «Наутилус» . Евгений Маргулис вспоминает об этом так :
Я тихо бездельничал, получая сначала приглашения то от « Весёлых ребят », то от Пугачёвой, а потом и отказы от них же и начал уже подумывать о смене среды обитания, как вдруг мой друг Кава (Кавагое С.) пригласил меня поиграть с его командой, носившей название «Наутилус». Я согласился, и мы приступили к репетициям, а спустя месяца три записали весьма симпатичный альбомчик, который взял и разошёлся по стране, наши песни зазвучали из окон — самое время было сдаваться в какую-либо филармонию, но, увы, моя фамилия давала о себе знать, и мы получали от ворот поворот.
— Евгений Маргулис, «Биография Шанхай».
Практически одновременно в Свердловске возникла одноимённая группа Вячеслава Бутусова и Дмитрия Умецкого , через несколько лет превзошедшая по популярности московскую группу. Но в первой половине 1980-х годов конкурировать с именитыми «машинистами» молодым уральцам казалось неразумным. «Московскую группу возглавил бывший басист „Машины времени“ Женя Маргулис, и мы, естественно, не имели права соперничать с таким великим человеком», — говорил в то время Вячеслав Бутусов .
Во избежание путаницы, по инициативе Ильи Кормильцева , в 1985 году уральской группе дали латинизированное название «Nautilus Pompilius» . Таким образом, коллектив свердловских музыкантов получил название по имени головоногих моллюсков , давших название легендарной подводной лодке Жюля Верна , а не по имени самого подводного корабля , как было задумано ранее, столичную же группу в обиходе стали называть «Московским Наутилусом» .
Кроме С. Кавагое и Е. Маргулиса, в группу вошли , ранее выступавший в группе « Аракс » Театра Ленинского комсомола , а до прихода в «Наутилус» возглавлявший группу « Рецитал » Аллы Пугачёвой . Гитарист и вокалист Дмитрий Рыбаков работал некоторое время в «Машине времени» простым разнорабочим, но при этом сочинял неплохие песни. Кирилл Покровский занял в группе место клавишника и саксофониста . Некоторое время в группе выступал гитарист и вокалист Олег Кацура (ВИА « Здравствуй, песня ») . Музыкантам удалось дать несколько концертов и записать в феврале 1984 года получасовой магнитоальбом , названный без излишней фантазии «Наутилус» . Впоследствии этот альбом получил известность под названием «Погружение». Среди наиболее удачных песен альбома можно назвать «До свидания, друг!», «Поезд жизни», «Дороги наши разошлись», написанные Евгением Маргулисом, неформальным лидером коллектива . Песни писали не только все участники группы, но и их друзья. Так, текст песни «Поезд жизни» (в разных вариантах «Жизнь — вокзал») написал поэт и музыкант Сергей Миров .
Но впоследствии концертная деятельность группы натолкнулась на непреодолимые препятствия. После выступления на весеннем пленуме ЦК КПСС К. У Черненко , осудившего появление «музыкальных ансамблей с программами сомнительного свойства», и начавшихся в результате этого гонений на рок-музыку со стороны Министерства культуры , коллектив не хотели принимать ни в одну филармонию страны . Сложилась странная ситуация: группа формально существовала, но не собиралась, не репетировала, не концертировала и не записывала новые альбомы. Фактически она распалась в августе 1984 года . Редкие выступления состоялись лишь летом и осенью 1986 года в гастрольных поездках по югу страны. Евгений Маргулис ушёл в группу Юрия Антонова « Аэробус », где собрались остатки прежней группы «Аракс», Сергей Кавагое выступал в цыганском оркестре «Джанг» .
В ноябре 1986 года с наступлением перестройки С. Кавагое и Е. Маргулис решили вновь собраться вместе под именем «Наутилус», но от прежнего состава остался, помимо самих инициаторов, лишь Дмитрий Рыбаков. Юрий Шахназаров к тому времени вообще отошёл от деятельности рок-музыканта. Кирилл Покровский присоединился к музыкантам из группы « Ария » и « Мастер ». Новым участником «Наутилуса» стал Сергей Гусев — гитара и гитарный синтезатор . В январе 1987 года коллектив записал новый магнитоальбом, остроумно названный «Всплытие». Его звукорежиссёром стал Игорь Новиков, занимавшийся звукозаписью в «Воскресении» и «Араксе» . В апреле этого года был наконец-то подписан долгожданный контракт с одной из филармоний, и «Наутилус», спустя пять лет после создания, всё-таки обрёл профессиональный статус .
Группа стала интенсивно навёрстывать упущенное, развернулась масштабная гастрольная деятельность, музыканты успешно выступили на фестивале «Шахтёрские Зори» в Кемерово , в Доме культуры МАИ , во Дворце спорта в Измайлово в Москве, в Химках и Зеленограде . Состав инструменталистов ещё раз поменялся: место Сергея Кавагое за ударными занял Александр Белоусов из группы «Феникс», брат-близнец Евгения Белоусова , позднее участник группы « Красный рассвет » и барабанщик у Татьяны Овсиенко , а сам мэтр встал за ритм-компьютер , впоследствии он взялся за гитару. В команде появился новый саксофонист Михаил Рыбников. Недолгое время функции барабанщика исполнял , будущий российский продюсер, смещённый позднее Сергеем Кавагое в звукорежиссёры группы . Но инициатива была упущена: музыканты исполняли прежний романтический рок во вкусе «Воскресения», хотя к 1987 году свердловские музыканты уже значительно превосходили своих московских «тёзок» исполнительской манерой и политизированными текстами. Провинциалы с Урала начисто затмили бывших московских звёзд. Путаница с названиями тоже не играла на руку группе Евгения Маргулиса — зрители нередко разочарованно покидали концерты «не того» «Наутилуса» . В воспоминаниях лидера группы об этом сказано так :
И тут случилась перестройка — шёл 1985 год. Кава цыганом не стал и предложил реанимировать «Наутилус», мы быстро вспомнили наши старые песни и поехали на обширные гастрольные поля, но, увы, за время нашего совместного отсутствия на рок-сцене появился свердловский «Нау», и он был круче нас — он обличал, а мы нет, происходила вечная путаница с названиями, и наш «Наутилус» тихо утонул раз и навсегда. Вечная ему память!
— Евгений Маргулис, «Биография Шанхай».
В результате неурядиц и разочарований в начале 1988 года один из основателей группы Сергей Кавагое решил покинуть проект, позднее уехав к себе в Японию , и московский «Наутилус» окончательно сошёл со сцены. Евгений Маргулис тут же решил дать своей новой группе название, никак не связанное с погружением в воду — « Шанхай », но и она не смогла продержаться на плаву более одного года .
Музыкальный критик « Московского комсомольца » Алексей Богомолов , не предвидя близкого распада группы, в конце 1987 года писал о музыкантах, что если название « Машина времени » было заимствовано у Герберта Уэллса , «то новый коллектив был назван по имени придуманной Жюлем Верном подводной лодки капитана Немо — „Наутилус“». Таким образом, он пророчил группе дальнейшее успешное плавание по волнам рок-музыки. Он вспоминал первый состав группы: «Это была сильная „команда“, квалифицированные музыканты, сплав опыта и молодости — от 35-летнего Шахназарова до 20-летнего Покровского, собственные оригинальные композиции, законченные аранжировки — вот что отличало тогда группу. Тем, кто следил за музыкальной жизнью тех лет, наверняка запомнились по записям и концертам (к сожалению последних было немного) песни „Дороги наши разошлись“, „До свиданья, друг“, „По дороге дней“ и другие». Не менее почтительно отзывался критик и о последнем составе «Наутилуса»: «Как почти 20 лет назад в „Машине времени“ взялся за соло-гитару Сергей Кавагое, неожиданно показав при этом высокую квалификацию и заиграв в жёстком, современном ритме, был приглашён в группу опытный гитарист Сергей Гусев, гитарные партии которого полностью контрастируют с манерой Кавагое, — они звучат мягко и нежно, что достигается использованием десятка эффектов и педали громкости. […] В „Наутилусе“ — снова сочетание опыта и молодости, профессионализма и свежести, использование как старых, так и новых композиций» .
Вместе с тем не все музыкальные критики столь радушно приветствовали «всплытие» московского «Наутилуса». Редактор ленинградского самиздатовского журнала « Рокси » А. В. Старцев в письме А. Н. Житинскому в 1986 году, исследуя взаимоотношения рок-музыкантов Москвы и Ленинграда , весьма уничижительно отозвался о творчестве московской группы, назвав «Наутилус» «бездарными эпигонами „Машины [времени]“» . Такая резкая оценка «Наутилуса», «походя обруганного Сашей Старцевым в его отчёте о фестивале рок-лаборатории », не вызвала серьёзного осуждения со стороны Александра Житинского, как и многие другие критики, отдававшего серьёзное предпочтение творчеству « Лоцманского кораблика » свердловских музыкантов. Житинский, искушённый в музыкальной тусовке столицы, указывает, что и сам был сбит с толку альбомом « Разлука », подписанным просто «Наутилус» без «Помпилиуса». Он слушал его в полной уверенности, что это — продукция московского «Наутилуса». Житинский свидетельствует, что творчество двух «Наутилусов» из-за одинаковости названий подвергалось сравнению, и сравнение было не пользу группы Кавагое и Маргулиса .
Продюсер, писатель, поэт и исполнитель Сергей Миров спустя тридцать лет вспоминал: «Команда была классная, на неё вся тусовка возлагала большие надежды, и не только из-за присутствия нескольких уже известных лидеров — Кавы, Гули и Шаха [Кавагое, Маргулиса, Шахназарова], но и потому, что молодой Дима Рыбаков приносил авторский материал очень высокого уровня! При этом, он был там далеко не единственным автором, ибо песни писали все участники, да я и сам приложил руку к их репертуару, написав текст „Поезд жизни“ для песни Юры Шахназарова. И всё должно было получиться, даже знаменитый впоследствии свердловский „Наутилус“ вынужденно удлинил своё название до „Наутилус Помпилиус“, но… в результате не получилось. „Наутилус КаваГулиус“ через год фактически закончил своё существование. […] Понимаете, все эти люди просто не умели и не хотели просчитывать свои действия, они играли и писали, как пили, ели, дышали… Может быть, действительно, время их песен прошло, и они не захотели, „задрав штаны“, его догонять?» .
В качестве другой причины провала «Наутилуса» С. Г. Миров ссылается на мнение продюсера М. В. Капника: «Просто песни не пошли, не „всосались в народ“! Ведь как бывает — есть резонанс от публики или нет, и просчитать это на 100 % невозможно! Понимаешь, всё было классно, задорно, профессионально, ярко, но — не пошло и всё. Хотя, глядя из нынешнего времени, и сыграно-то всё было как-то „сыровато“, и сама запись далека от совершенства… Но если бы команда ещё немного продержалась, то могло бы и получиться, так что, может быть, сказалось отсутствие профессионального менеджера . Те времена, когда любая новая группа „героев с гитарами“ вызывала моментальный интерес публики, уже заканчивались и, по совокупности всех этих факторов, „Наутилус“ затонул, так толком и не всплыв…» .
№ | Название | Слова | Музыка | Длительность |
---|---|---|---|---|
1. | «Наутилус» | Д. Рыбаков | Д. Рыбаков, С. Кавагоэ | 06:44 |
2. | «Подожди» | К. Покровский | К. Покровский | 03:48 |
3. | «Жаль» | Д. Рыбаков | Д. Рыбаков | 04:26 |
4. | «Баркас» | Д. Рыбаков | Д. Рыбаков | 03:20 |
5. | «Баобаб» | Д. Рыбаков | Д. Рыбаков | 05:21 |
6. | «У зелёных листьев» | К. Покровский | К. Покровский, Д. Рыбаков | 05:24 |
7. | «Поезд жизни» | С. Миров | Ю. Шахназаров | 03:49 |
8. | «Дороги наши разошлись» | А. Романов | Е. Маргулис | 03:46 |
9. | «Стена» | А. Переслегин | Д. Рыбаков | 02:43 |
10. | «Люди могут летать» | К. Покровский | К. Покровский | 02:45 |
11. | «До свиданья, друг» | К. Покровский | К. Покровский, Д. Рыбаков, С. Кавагоэ | 02:24 |