Interested Article - Яблокитай

Яблокитай — одиннадцатый студийный альбом российской рок-группы « Nautilus Pompilius ».

Название альбома «Яблокитай» — это вольный перевод со староголландского на русский слова « апельсин » . Записывался альбом в Англии в местечке Willerby-near-Hull в британском графстве Восточный Надел Йоркшира в студии Fairview при поддержке продюсера Билла Нельсона и участии Бориса Гребенщикова . Кроме Вячеслава Бутусова никто из музыкантов группы «Nautilus Pompilius» в записи участия не принимал.

Альбом содержит 10 песен, хотя в студии было записано 12 композиций. Оставшиеся две вошли в сборник нереализованных песен « Атлантида » и в переиздание 2001 года. Это переиздание также содержит дополнительный диск со студийными демозаписями . На песни «Во время дождя» и «Нежный вампир» были сняты видеоклипы. Одну из ролей в первом клипе сыграл Сергей Бодров .

История альбома

В обстановке духовного подъёма у Вячеслава Бутусова появилось желание записать новый альбом в Англии. Не последнюю роль здесь сыграл пример Гребенщикова, который, записав два альбома в Лондоне, доказал реальность проведения подобных мероприятий . Поиски продюсера для нового альбома начались довольно давно. По крайней мере, ещё осенью 1995 года директорат группы вёл предварительные переговоры с одним из продюсеров « Eurythmics » на тему совместной работы с «Наутилусом». Вскоре такой человек был найден. Им оказался английский музыкант по имени Билл Нельсон , который был малоизвестен в России, но старые меломаны помнят группу « Be-Bop Deluxe » — родоначальницу английского глэм-рока . Однако на родине его знают и почитают достаточно: друг Марка Болана , известный по совместным работам с Роджером Ино, Дэвидом Сильвианом и Харольдом Баддом.

Через сотрудничавшую с « Аквариумом » Кэйт Сент Джон министру иностранных дел «Наутилуса» Ольге Суровой удалось пообщаться с ним в Лондоне. Нельсон, чья фамилия находится в энциклопедиях « новой волны » и « инди », аккурат между « New Model Army » и « Napalm Death », заинтересовался музыкой «Наутилуса». Прослушав внимательным образом музыку «Haутилуса», он начал рассматривать предложение о сотрудничестве . Подобная направленность вполне сочеталась с устремлениями коллектива, а также общий язык был найден. Основное условие была работа в Англии, в Йоркшире — на студии Била Нельсона. После того как Нельсон получил переведённые на английский язык тексты нового альбома, состоялась его встреча с приехавшим в Англию Ильёй Кормильцевым . Следствием их беседы стало решение о том, что Билл Нельсон будет продюсером нового альбома «Nautilus Pompilius».

Записывать альбом Бутусов собрался с местными студийными музыкантами. Говорят, это решение во многом объяснялось экономическими причинами — день работы в студии с английскими музыкантами стоит значительно дешевле, чем оплата проезда и проживания в Англии членов его группы . По словам Бутусова, с английскими музыкантами и продюсером ему записать альбом психологически легче, поскольку в подобной ситуации отпадает необходимость решать, какую из версий выбрать и какая гитарная партия будет записана лучше. Вторая причина состояла в том, что сам факт записи альбома в Англии подразумевал в понимании Бутусова гарантированное качество аранжировок и звука. Лидер «Nautilus Pompilius» решил пойти на эксперимент. Риск состоял в том, что демонстрационная версия нового альбома имела очень мало общего как со стилем группы последних лет, так и с той эстетикой, которую проповедовал Билл Нельсон .

Музыка и тематика песен

В цикле отчётливо звучит мотив смерти, подчиняющий себе и другие важные мотивы. Поскольку мотив в альбоме может выступать знаком модели мироощущения героя, а расположение мотива в альбоме может указывать на его значимость для всего цикла, актуализация уже в первом тексте мотива смерти является показателем его значимости для выражения основной идеи всего комплекса. Также концептуальными являются в альбоме мотивы пути — движения к смерти, одиночества как важного состояния лирического субъекта, ночи — времени странствий, самоубийства, которое порой представляется герою весьма желанным, любви, которая несёт боль; лишь в наиболее «светлой» песни альбома « Атлантида » мотив любви имеет позитивное звучание. Вероятно, это один из тех случаев наименования цикла, когда заглавие всего альбома не выражено в заглавиях входящих в него отдельных произведений. Альбом, получивший название Яблокитай , является воплощением основных мотивов творчества группы .

В песни « Странники в ночи » доминантными являются мотивы пути, ночи и смерти. Концептуальные слова в этом тексте встречаются определённое количество раз. Все песни альбома — это фиксация состояний, размышлений лирического субъекта, ранимого, болезненно чувствующего одиночество и собственную неприкаянность в мире. Мир в его восприятии — это ночь, люди — странники, не имеющие смысла и цели существования; единственная данность — это смерть, которая разлучит уже далеких, не узнающих друг друга людей. Текст представляет собой ряд повторов, но важно, что во второй части лирический субъект меняет одно слово: вместо «знаю» — «верю». Жизнь для него настолько тягостна, что лишь вера в смерть, в конечность подобного существования утешает его. Частотность употребления слов «ночь», «странники» служит цели репрезентации темы смерти и утверждает в мысли: жизнь человека — это странствие в ночи, путь к небытию .

Мотив в песни « Сёстры печали » актуализируется через мотив самоубийства и получает реализацию в ряде выражений: «со смертью назначена встреча» , «готовятся к страшным прыжкам» . Смерть связывается с водой. В мифологических представлениях разных народов водная бездна или олицетворяющее эту бездну чудище — олицетворение опасности или метафора смерти. Являя собой начало всех вещей, вода знаменует их финал, ибо с ней связан мотив потопа. Носитель речи знает некую тайну, он знаком с сестрами печали и теперь рассказывает о них кому-то. В стихотворении возникает мифологизированный образ таинственных существ, провожающих человека в последний путь, идущих за ним до конца. Важно сравнение «сёстры печали внезапны как дождь» , которое репрезентирует мотив воды-смерти; причём, эти таинственные провожатые противопоставляются неким «жёнам радости», которые «пьют твоё время как воду» и им «в тягость дороги свободы» — дороги смерти .

В цикле песни « Девятый скотч » лирический субъект предстаёт как традиционный герой экзистенциальных произведений: он одинок, ощущает впереди пропасть, к которой движется поезд-жизнь сквозь «чёрную степь» и «тёмные горы». Действие разворачивается в баре, но герой воспринимает все как поездку в вагоне «в города где никто нас не ждёт на перроне». Легко реконструировать его мировосприятие: жизнь — это поезд, но смысл его движения никому не дано узнать, именно это вызывает страдания лирического героя. Явственно звучат мотивы одиночества, бессмысленности бытия, обречённости человеческих попыток познать смысл существования. Мотив поезда в «Девятом скотче» имеет трагическое звучание .

Отзывы и критика

Обозреватель Музыкальной газеты отмечает, что альбом не ровен, но видит, что, экспериментируя со звуком, Вячеслав Бутусов пытается или найти себя прежнего, или выйти на новый творческий уровень .

Александр Малюков подчеркнул, что все песни сливаются в единый звуковой фон. Слова практически не имеют смысла. В этом альбоме ему была интересна песня «Люди на холме», памятуя о том, что пел Борис Гребенщиков в своей песне «Сидя на красивом холме». Обозреватель сказал, что «видится некая возвышенность, засиженная российскими рок-идолами, как обертка от растаявшего мороженого мухами» . Однако замечает и отрицательное: песня «Апельсиновый день» по его мнению, звучит прямо как «Алюминиевые огурцы» .

В культуре

Песни «Люди на холме», «Во время дождя», «Матерь богов» и «Нежный вампир» звучат в фильме Алексея Балабанова « Брат ». Также в фильме несколько раз упоминается наименование альбома.

Хронология выпуска

Регион Дата Лейбл Форматы Каталог
Россия 1997 DANA Music CD AXCD 3-0046
AXCD 5-0046
Литва Garsu Pasaulis CS AXMC 3-0046
AZBI R-606
Россия DANA Music AXMC 3-0046
2001 CD AXCD 3-0069
AXCD 5-0069
CS AXMC 2-0069
2002 CD AXCD 5-0069
2004 Bomba Music AXCD5-0046
AXCD 5-0046
AXCD 3-0046
2013 LP BoMB 033—825 LP
2022 Отделение Выход 2LP

Список композиций

Тексты всех песен написаны Ильёй Кормильцевым , музыка — Вячеславом Бутусовым

Название Длительность
1. «Люди на холме» 6:12
2. «Во время дождя» 3:42
3. «Странники в ночи» 2:50
4. «Сёстры печали» 4:56
5. «Девятый скотч» 4:11
6. «Три царя» 4:21
7. «Нежный вампир» (дуэт с Борисом Гребенщиковым ) 3:59
8. «Большое сердце» 5:06
9. «Атлантида» 4:10
10. «Апельсиновый день» 4:33
42:54
Дополнительные композиции переиздания 2001 года
Название Длительность
11. «Матерь богов» 4:30
12. «Бедная птица» 4:26
8:56
Дополнительный диск переиздания 2001 года с демо записями
Название Длительность
1. «Апельсиновый день» 3:33
2. «Во время дождя» 3:07
3. «Апельсиновый день (coda)» 1:50
4. «Большое сердце» 3:20
5. «Три царя» 3:40
6. «Странники в ночи» 3:22
7. «Девятый скотч» 4:39
8. «Люди на холме» 3:44
9. «Атлантида» 3:07
10. «Бедная птица» 4:18
11. «Матерь богов» 3:01
12. «Сёстры печали» 5:38
43:19
Ремастированное издание 2021/2022 года "Авторизованная коллекция"
Название Длительность
1. «Люди на холме» 5:43
2. «Во время дождя» 3:34
3. «Странники в ночи» 2:46
4. «Сёстры печали» 4:48
5. «Девятый скотч» 4:07
6. «Три царя» 4:18
7. «Нежный вампир» 3:56
8. «Большое сердце» 5:00
9. «Атлантида» 4:07
10. «Бедная птица» 4:25
11. «Матерь богов» 4:27
12. «Апельсиновый день» 4:33
51:45

Участники записи

Примечания

  1. Дата обращения: 6 февраля 2007. 9 октября 2007 года.
  2. . Дата обращения: 16 декабря 2013. 16 декабря 2013 года.
  3. , p. 183.
  4. , p. 184.
  5. , p. 185.
  6. , p. 186.
  7. , p. 187.
  8. Е.В. Корнеева. // Русская рок-поэзия: текст и контекст. — 2000. 4 июля 2017 года.
  9. . Музыкальная газета . Дата обращения: 16 декабря 2013. 6 марта 2016 года.
  10. . CDRU.com .

Литература

  • Порохня Л., Кушнир А., Сурова О., Пинич В., Кормильцев И., Бутусов В. . — М. : Терра, 1997. — 400 с. — ISBN 5-300-01204-1 .

Ссылки

  • Программа Севаоборот, посвящённая выходу альбома:
  • от 16 декабря 2013 на Wayback Machine
  • от 18 февраля 2015 на Wayback Machine
  • Курий Сергей Иванович. . Рок-толкование . КУР.С.ИВ.ом. Дата обращения: 10 марта 2022. 30 июня 2020 года.
Источник —

Same as Яблокитай