Апатия
- 1 year ago
- 0
- 0
«Апатия и впечатления» — задуманное, но ненаписанное произведение русского писателя XIX века Фёдора Михайловича Достоевского , предположительно, публицистического или художественного характера. Замысел датируется концом 1859 года, либо началом 1860 года. Вместе с ещё одной идеей из той же черновой записи писателя остаётся неизвестным исследователям творчества Достоевского.
Публицистическая статья «Апатия и впечатления» могла быть посвящена опубликованному в 1859 году роману Гончарова « Обломов ». Художественное произведение «Апатия и впечатления» могло продолжить развитие образа Мечтателя из ранних произведений Достоевского, а также стать художественным анализом «мечтательства» как специфичного для русской жизни явления.
Упоминания о данном замысле встречаются в черновиках писателя 1859—1860 годов . В «Полном собрании сочинений» приводится одна из записей писателя плана 1860 года: «1) Миньона. 2) Весенняя любовь . 3) Двойник (переделанный). 4) Записки каторжника (отрывки). 5) Апатия и впечатления» , — впервые опубликованная Леонидом Петровичем Гроссманом в 1935 году в его книге «Жизнь и труды Ф. М. Достоевского» . в «Летописи жизни и творчества Ф. М. Достоевского» вслед за Гроссманом помещает составление данного плана Достоевским на конец 1859 года .
К 1859 году завершилась ссылка Достоевского в Сибирь и продолжительный перерыв его литературной деятельности. Летом писатель покинул Семипалатинск , получив сначала разрешение переехать в Тверь , а 20 декабря Достоевский с семьёй наконец-то возвращается в Петербург . По возвращении из ссылки писатель не оставил идею о переработке повести « Двойник », планируя осенью 1859 года включить в издаваемое в 1860 году двухтомное собрание сочинений «совершенно переделанного „Двойника“» . В том же 1859 году у писателя окончательно созрел замысел повести о каторге « Записки из Мёртвого дома », которую он обозначил в плане, как «„Записки каторжника“ (отрывки)» . Из трёх оставшихся замыслов наиболее известна « Весенняя любовь », в то время как первый и последний пункты обозначенного плана остались неосуществлёнными и неизвестными исследователям .
действительность производит впечатление тяжелое, враждебное на сердце мечтателя, и он спешит забить в свой заветный, золотой уголок <…> Мало-помалу проказник наш начинает чуждаться толпы, чуждаться общих интересов <…> начинает казаться, что наслаждения, доставляемые его своевольной фантазиею, полнее, роскошнее, любовнее настоящей жизни. <…> он сбивается, теряется, упускает моменты действительного счастья и, в апатии , лениво складывает руки <…> Они часто замечают числа месяцев, когда были особенно счастливы и когда их фантазия играла наиболее приятнейшим образом <…> непременно стараются повторить то же самое и в годовщину своих впечатлений , копируя и припоминая малейшие обстоятельства своего гнилого, бессильного счастья.
По мнению литературоведов Ильи Сермана , и , «Апатия и впечатления» — это условное название задуманной Достоевским публицистической статьи . Орнатская также добавляет, что замысел этой статьи должен был быть связан с опубликованным в том же 1859 году романом Ивана Александровича Гончарова « Обломов », в котором апатия стала привычным состоянием главного героя . С этой же записью Достоевского могла быть связана другая задуманная публицистическая статья — «Гончаров» . Марина Загидуллина и соглашаются с подобным предположением, отметив, что в петербургском литературном и политическом журнале « Эпоха » братьев Михаила Михайловича и Фёдора Михайловича Достоевских того времени про «Обломова» писали: «Гончаров восстал против апатии » .
С другой стороны, Загидуллина и Тихомиров высказали предположение, что данный замысел связан не с публицистической статьёй, а с художественным произведением . Исследователи обратили внимание на тот факт, что упоминания «апатии» и «впечатлений» уже неоднократно возникали в творчестве Достоевского ещё в 1840-х годах; в частности совместно употреблялись близко по смыслу к ненаписанному замыслу в его « Петербургской летописи »: мечтатель «…упускает моменты действительного счастья и, в апатии , лениво складывает руки <…> стараются повторить <моменты счастья> в годовщину своих впечатлений » . По мнению исследователей творчества писателя, Достоевский мог планировать вернуться к знакомому ему образу Мечтателя из ранних произведений. На подобное решение могла также повлиять активная доработка повести « Белые ночи », в которой отмечалось влияние « Обломова ». В своём романе Гончаров представил другую версию Мечтателя, что могло вдохновить Достоевского продолжить художественный анализ «мечтательства» как специфичного для русской жизни явления .
Большинство исследователей творчества Достоевского отмечали, что тематикой апатии данный замысел предположительно должен был перекликаться с романом Ивана Александровича Гончарова « Обломов » , а также публицистической статьёй «Гончаров» и « Петербургской летописью » Достоевского . Возвращение к мотивам и образам 1840-х годов также позволило предположить перекличку с повестью « Белые ночи », романом « Униженные и оскорблённые », а также фельетоном « Петербургские сновидения в стихах и в прозе » .