Interested Article - Нурджулар
- 2021-02-01
- 1
|
У этой статьи надо
проверить нейтральность
.
|
«Нурджула́р» ( тур . Nurcular, Nur Cemaati) — турецкое религиозное сообщество, распространяющее идеологию ислама суннитского направления.
Образовалось после Первой мировой войны на основе тафсиров Корана известного турецкого теолога шейха Бадиуззамана Саида Нурси (1876-1960 г.г.), который считал Коран « », проповедовал идеи братства и милосердия, призывал к вере и любви к Аллаху , срединности в соблюдении предписаний шариата , выступал против установления в Турции воинствующего атеистического государственного строя. Власти Турции признали пользу произведений Саида Нурси.
В основном базируется в Турции , но также широко представлена и в других странах, особенно тюрко-язычных.
По неподтвержденной версии некоторых экспертов [ источник не указан 2463 дня ] , данная религиозная организация продвигает идею тюркского превосходства и необходимости объединения исламского мира под эгидой Анкары с конечной целью создания «чистого государства» на основе «просвещённого шариата» . Хотя сам Саид Нурси курд по национальности.
История
После прихода к власти Мустафы Кемаля Ататюрка любая исламская деятельность в Турции была запрещена, и Саид Нурси был неоднократно заключен в тюрьму за написание комментариев к Корану, именуемых «Рисале-и Нур», и каждый раз суд оправдывал его.
После смерти С. Нурси его ближайшими учениками в городах Турции были организованы курсы по изучению собрания его сочинений «Рисале-и Нур», которые переписывались от руки. В 1950-х годах Великое национальное собрание Турции (парламент) приняло постановление о легализации движения последователей С. Нурси .
В 1970 году идеи С. Нурси по восстановлению Исламских традиций активно стал проповедовать имам мечети в Измире Фетхулла Гюлен . В связи с этим он неоднократно привлекался к уголовной и административной ответственности во времена правления кемалистов . Активная миссионерская деятельность Ф. Гюлена послужила толчком для создания вокруг него мощной, вертикально структурированной организации его последователей, ориентированных на наследие С. Нурси и написанных самим Ф. Гюленом произведений. Фетхулла Гюлен создал отличное от читателей книг Саида Нурси направление, названное впоследствии в России "Нурджулар". Однако в России по большей части привлекают к уголовной ответственности обычных читателей книг Саида Нурси, никак не связанных с "Нурджуларом" Гюлена .
24 февраля 1993 года Великое национальное Собрание Турции приняло нижеследующий указ: «Вернуть честь и достоинство Бадиуззаману Саиду Нурси, который испытал много издевательств и несправедливости, а также книгам „Рисале-и Нур“, и принести от нашего имени и от имени турецкой нации извинения за причинённый вред» [ источник не указан 2463 дня ] .
С приходом к власти правительства Реджепа Тайипа Эрдогана позиции «Нурджулар» на территории стран проживания мусульманского и тюркоязычного народов значительно усилились. Однако после событий 17 декабря 2013 года, когда сторонники Гюлена попытались свергнуть Эрдогана, отношение к Гюлену и его структуре резко изменилось .
Деятельность
За минувшие двадцать с лишним лет последователями Саида Нурси и Фетхуллаха Гюлена удалось осуществить большое количество культурно-образовательных проектов на постсоветском пространстве. При этом их стратегии и содержание серьезно различаются. В русскоязычном публичном пространстве часто не разделяют нурсистов — последователей Саида Нурси, продвигающих идеи «Рисале-и Нур», и фетхуллахчи (гюленовцы) — собственно последователей Гюлена, реализующих его образовательные проекты. Наиболее рельефно отсутствие ясного понимания несводимости двух движений проявилось во время кампании критики «турецких миссионеров» на рубеже 2000-х годов. Между тем последователей Нурси и Гюлена необходимо четко различать. Хотя Гюлен и его последователи являются в некоторой степени продолжателями дела Нурси, они основали своё движение, по многим показателям существенно отличное от созданного Нурси. В Центральной Азии последователи Нурси, верные классической трактовке «Рисале-и Нур», по характеру деятельности представляют собой разительный контраст с последователями Гюлена. Читатели книг Саида Нурси (нурсисты) не строят школ, не реализуют масштабных культурно-просветительских проектов, их деятельность состоит в организации коллективных чтений «Рисале-и Нур» и решении задач распространения учения Нурси. Численность нурсистов невелика, их влияние незначительно. Не располагая специализированными образовательными учреждениями, медресе и школами, они проводят религиозные собрания на квартирах.
В настоящее время структуры «Нурджулар» действуют во всех странах мира. По сведениям Главного командования Вооруженных сил Турции, число их последователей достигает 4 миллиона человек . Кроме того, «Нурджулар» Гюлена контролирует турецкий телеканал «Саман Йолу ТВ», издательский комплекс «Хакикат Китаб ЭВИ», ей принадлежат газеты "Заман", «Сызынты», «Зафер» .
При участии этого течения в Германии , Швейцарии , Нидерландах , на Ближнем Востоке и в Африке открыто значительное количество школ, лицеев, больниц, радиостанций и газет. Движение «Нурджулар» ведет успешную проповедь в Индии , Пакистане и Малайзии , имеет распространение среди турецких студентов, обучающихся в США .
«Нурджулар» в России
В России «Нурджулар» Фетхуллаха Гюлена обосновалась в середине девяностых годов. За эти годы ей удалось открыть на территории России более 30 спецшкол, одно университетское отделение, три языковых курса при различных институтах. В дальнейшем они были закрыты или перепрофилированы Минобрнауки РФ по причине их несоответствия системе образования России .
По мнению ФСБ России, «Нурджулар» Гюлена занимается сбором информации в политической, экономической, межконфессиональной и других сферах в регионах и государствах, где проживают тюркоязычные народы, использует методы конспирации, осуществляет внедрение и дальнейшее продвижение своих последователей в органы власти и управления, как в Турции , так и в других государствах [ источник не указан 1969 дней ] . В Российской Федерации движение «Нурджулар» носит целенаправленный и чётко структурированный характер. За каждым регионом страны закрепляется тот или иной фонд или фирма, которые являются ответственными за распространение в нем идеологии движения [ источник не указан 1969 дней ] . Их деятельность контролируется руководящими функционерами «Нурджулар», которые регулярно совершают инспекционные поездки по российским регионам. Помимо инспекций они занимаются непосредственно и проповеднической деятельностью, осуществляя религиозный инструктаж сотрудников фирм и фондов. «Нурджулар» является многоуровневой, чётко структурированной организацией. Её деятельность носит конспиративный характер, в структуре имеется собственная служба безопасности, располагающая банком данных на всех членов движения и занимающаяся, в частности, выявлением агентуры национальных спецслужб и правоохранительных органов. Каждого нового члена инструктируют о необходимости сохранения в тайне факта своей принадлежности к данной организации.
Особое внимание «Нурджулар» уделяет пропаганде исламских и пантюркистских идей в различных странах путём создания подконтрольных светских и религиозных учебных заведений различного уровня. Уже длительное время активно «осваиваются» территории целого ряда государств Центральной Азии , Закавказья , субъектов Российской Федерации , где проживают тюркоязычные народы. Всего с начала 90-х годов миссионеры «Нурджулар» развернули за пределами Турции более 500 официально считающихся светскими учебных заведений, в которых в равной степени преподаются общеобразовательные и религиозные предметы .
В 2002—2004 годах из России были выдворены около 20 граждан Турции , которые, как утверждали российские спецслужбы, были связаны с «Нурджулар».
По данным ФСБ России , функционеры этой организации осуществляли тесные контакты с представителями действующих в Турции организаций, оказывающих помощь бандформированиям в Чечне .
Также известно, что «Нурджулар» активизирует свою деятельность в Крыму , оказывая влияние на крымскотатарскую молодёжь .
Последователи «Нурджулар» Гюлена активно распространяют в Интернете материалы из собрания сочинений своего духовного лидера Саида Нурси , хотя некоторые из находятся в Федеральном списке экстремистских материалов . . 21 мая 2014 года Коптевский районный суд САО г. Москвы принял решение о признании литературы С. Нурси , изданной московским фондом «Нуру Бади», экстремистской и о запрещении её распространения на территории Российской Федерации . Таким образом, Россия стала второй страной в мире после Узбекистана, на территории которой многие труды Саида Нурси в переводе на русский язык запрещены. Среди ряда экспертов существует мнение, что «Нурджулар» в реальности не существует, это вымышленная организация, а Саид Нурси , основатель данного движения, был одним из самых толерантных мусульманских ученых [ источник не указан 2463 дня ] .
Впрочем, по данным правозащитного центра « Сова », в России общество «Нурджулар» как организация не действует. В стране имеются имеются лишь отдельные последователи объединения, подвергающиеся преследованию лишь за изучение трудов Нурси .
Примечания
- ↑ Давыдов М. Н. от 30 марта 2016 на Wayback Machine // Институт Ближнего Востока , 03.11.2007
- от 2 января 2015 на Wayback Machine // Информационно-аналитический центр «Сова» , 03.12.2014
- от 16 декабря 2014 на Wayback Machine // Взгляд.ру , 15.12.2014
- , с. 382.
- от 6 октября 2014 на Wayback Machine // Интерфакс-Религия , 03.08.2010
- от 6 октября 2014 на Wayback Machine // ZonaKZ.net
- Храмов С от 6 октября 2014 на Wayback Machine // Правда.ру , 02.02.2012
- . Дата обращения: 19 октября 2014. Архивировано из 6 октября 2014 года.
- // РИА Новости , 15.12.2002
- Сарматов И. // Информационное агентство «е-Крым», 15.06.2009
- Ковалёва Л. от 6 октября 2014 на Wayback Machine // НИА «Нижний Новгород», 24.04.2010
- ↑ . Дата обращения: 2 октября 2014. 6 октября 2014 года.
- . Дата обращения: 3 октября 2018. 3 октября 2018 года.
Литература
- на русском языке
- § 1. Турция // Новейшая история стран Азии и Африки, XX век: Учебник для студентов высших учебных заведений: В 3 ч. Часть 3: 1945—2001 / Под ред. . — М. : Гуманитарный издательский центр Владос, 2003. — С. 4—14. — 320 с. — 25 000 экз. — ISBN 5-691-00644-4 , ISBN 5-691-00821-8 (III).
- Добаев И. П. Радикальные идеологии в исламе: история и современность // / науч. ред. А. В. Малашенко . — М. : Аспект Пресс, 2007. — С. 35—64. — 158 с. — 1000 экз. — ISBN 978–5–7567–0472–3.
- Малашенко А. В. Исламское возрождение в современной России. — М. : Московский Центр Карнеги , 1998. — 222 с.
- Сулейманов Р. Р. // Московский комсомолец -Поволжье. — 28.12.2015.
- Сулейманов Р. Р. // Московский комсомолец -Поволжье. — 12.01.2016.
- Направления и динамика процесса десекуляризации в Турции // / Под ред. А. В. Малашенко и С. Б. Филатова ; Московский Центр Карнеги . — М. : Российская политическая энциклопедия ( РОССПЭН ), 2014. — С. 362-402. — 406 с. — (Религия в Евразии). — ISBN 978-5-8243-1901-9 .
- на других языках
- SUNY Press , 2003. — 367 p. . — New York:
-
/ Eds. Tamer Balci, Christopher L. Miller. — Cambridge Scholars Publishing, 2013. — 300 p. —
ISBN 978-1-4438-4507-6
.
- Balci T., Miller C. L. // . — 2013. — P. 1—21.
- Akinci A. // . — 2013. — P. 23—46.
- Bozkurt S., Yıldırım Y. // . — 2013. — P. 47—60.
- Balci T. // . — 2013. — P. 61—90.
- Alianak S. L. // . — 2013. — P. 91—118.
- Curtis M. // . — 2013. — P. 119—154.
- Webb M. The Genius and Vulnerability of the Gülen Hizmet Movement // . — 2013. — P. 155—164.
- Miller C. L. The Gülen Hizmet Movement and Secularization Theory: Explaining the Improbable // . — 2013. — P. 165—188.
- Topal S. Pursuit of Piety in the Public Sphere: A Weberian Analysis of the Gülen Hizmet Movement // . — 2013. — P. 189—200.
- Pearson T. D. Is Genuine Interfaith Dialogue Impossible? Alasdair MacIntyre and Fethullah Gülen in Conversation // . — 2013. — P. 201—214.
- Ruzgar M. An Analysis of the Gülen Hizmet Movement’s Interfaith Dialogue Activities // . — 2013. — P. 215—232.
- Miller C. L., Balci T. Interdisciplinary Inquiry and the Gülen Gestalt // . — 2013. — P. 233—250.
- , ISBN 978-91-86884-13-0 . . — Istanbul: Swedish Research Institute in Istanbul, 2005. — 194 p. —
- 2021-02-01
- 1