Российский национальный музей музыки
- 1 year ago
- 0
- 0
Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Российский национальный музей музыки» ( Музей музыки ), музейное объединение, включающее в себя филиалы по всей Москве. Главное здание расположено на улице Фадеева , д.4. В начале 1995 года указом Президента Российской Федерации музей был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации .
Основы музея заложила Московская консерватория , где постепенно в течение многих лет накапливались рукописи, нотные записи, партитуры , личные вещи музыкантов, их музыкальные инструменты, фотографии из музыкальных спектаклей. Экспозиция Музея при Московской консерватории открылась в 1912 году, а музей носил имя Николая Рубинштейна — российского музыканта, основателя Московской консерватории и первого её директора. Тогда экспонировались три итальянские скрипки — Николо Амати , Антонио Страдивари и Санто Серафино, также коллекция инструментов народов Средней Азии и Казахстана А. Ф. Эйхгорна (составителя книги «Полная коллекция музыкальных инструментов народов Центральной Азии») и рояль особой конструкции, принадлежавший князю Владимиру Одоевскому . Его вдова пожертвовала музею обширную библиотеку князя, архив с записями народных песен, материалы по древнерусским песнопениям, теории музыки, коллекцию музыкальных инструментов, среди которых сделанный по заказу князя нетемперированный рояль . В конце 1880-х годов у Эйхгорна, служившего в 1870—1883 годах капельмейстером русских военных оркестров в Ташкенте , были приобретены музыкальные инструменты народов Средней Азии и Казахстана .
Со временем фонды музея значительно увеличились. В годы Великой Отечественной войны музей получил статус Государственного центрального музея музыкальной культуры , стал Всесоюзным и перестал носить имя пианиста Николая Рубинштейна . Ещё через несколько лет, в 1954 году, в связи со 150-летием со дня рождения Михаила Глинки музею было присвоено его имя .
В 1964 году Музей музыкальной культуры разместился в « Троекуровых палатах » ( Георгиевский переулок , 4), где просуществовал до 1980-го, когда было закончено строительство нового музейного здания с концертным залом, где установили орган немецкой фирмы «Schuke» ( Потсдам ). С 1985 года в музее стали открываться постоянные экспозиции . В 2011 году музей получил новое название: Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры имени М. И. Глинки , а в 2018 году вновь переименован — в Российский национальный музей музыки .
В течение длительного времени, c 1938 по 1984 год, директором музея была певица и музыковед Екатерина Алексеева . С 2008-го по настоящее время должность директора музея занимает Михаил Аркадьевич Брызгалов. С 2009 года он также является президентом Ассоциации музыкальных музеев и коллекций .
Коллекция музыкальных инструментов складывалась из ряда более мелких собраний. Ведущим направлением в первое десятилетие стало этнографическое . В этом проявилось влияние и продолжение традиций коллекционирования, развивавшегося на основе научных экспедиций в разные страны мира. Прежде всего речь о коллекции Эйхгорна. Также этнографическую ценность имеют инструменты, поступившие из Московской консерватории и Всесоюзного Дома народного творчества . В дальнейшем, в условиях многонациональной культуры СССР, каждое десятилетие музей пополнялся традиционными инструментами народов России и союзных республик — из Московской филармонии , музеев Кремля , Музея культуры народов Востока , Музея имени Андрея Рублева и других .
Одним из приоритетных направлений комплектования в Музее музыки как музея широкого общемузыкального профиля стало приобретение мемориальных инструментов, таких как гитары « цыганки Тани », Андремя Сихры , Ивана Ром-Лебедева , Федора Шаляпина , фисгармонии Сергея Рахманинова и Сергея Танеева , рояли Николая Метнера , Сергея Прокофьева , скрипка работы Страдивари, принадлежавшая Давиду Ойстраху и других .
В фонды поступали памятные, дарственные музыкальные инструменты, в том числе обширное собрание даров Иосифу Сталину , Союзу композиторов , коллекция серебряных труб — боевых наград русской армии, дары по случаю культурных контактов музея с официальными представителями зарубежных стран .
Большинство экспонатов отбирались по одной из наиболее ранних принципов коллекционирования — художественно-эстетическому. К этому направлению относятся два спинета XVI века, цистры и гитары французской работы XVIII века, пианино и рояль фирмы «Лихтенталь» ( Санкт-Петербург , 1830—1870-е годы), корпус которых украшен художественной инкрустацией ценными породами дерева, вертикальное фортепиано типа «жираф» ( Вена , первая треть XIX века), украшенный росписью рояль фирмы «С. Эрар» ( Париж , вторая половина XIX века), хрустальные флейты мастера К. Лорана (Париж, 1810—1820-е годы), неаполитанские мандолины , пошетты , виолы и итальянские скрипки XVI—XVIII веков .
В 1970-е добавилось ещё одно направление коллекционирования — приобретение копий исторических инструментов, оригиналы которых купить проблематично. Среди них эоловы арфы , копии лютни и корнета XVI века, а также гудков и гуслей XI—XIV веков, найденных при археологических раскопках .
Коллекция музыкальных инструментов с XIII века до наших дней насчитывает около 3000 единиц хранения. Она формируется с 1880-х годов. В ней представлены музыкальные инструменты народов России и сопредельных государств, а также Западной Европы , Африки , Азии , Америки , Австралии .
По состоянию на 2017 год музей обладает крупнейшим в мире фондом музыкальной культуры, насчитывающим около одного миллиона единиц хранения, охватывающие все составляющие понятия «музыкальная культура»: это и авторские рукописи, и архивы музыкантов разного времени, и автографы, и фотографии музыкальных деятелей — как портретные, так и сцены из спектаклей, — и музыкальные инструменты различных эпох, и аудио- и видеозаписи музыкальных произведений всех видов и жанров, от классических до народных и современных ритмических — в разделе фотодокументов насчитывается около 89 тыс. единиц хранения. Здесь же хранятся первые российские грампластинки (около 60 тыс. единиц хранения), выпущенные компаниями «Граммофон», «Зонофон», «Пате», «Метрополь», и издания советского периода ( фирмы «Мелодия» ) и ведущих зарубежных фирм .
В дар музею передавали рукописи своих произведений многие композиторы, среди них Сергей Рахманинов, Александр Глазунов , Александр Гречанинов , Дмитрий Шостакович и другие .
В музее существует научно-исследовательский отдел с названием «Мы ищем…», который занимается поиском пропавших рукописей, партитур и всего, имеющего отношение к музыке .
В 2010 году к экспонатам музея добавилась Госколлекция уникальных музыкальных инструментов. Среди подлинников, инструменты Амати, Страдивари и Андреа Гварнери .
Большое внимание в музее уделяется реставрации. Сохранен и отреставрирован самый большой «экспонат» РНММ — Дом-музей Ф. И. Шаляпина . В основе музея, существующего с 1988 года, огромный архив певца. Особыми достижениями в области реставрации также являются возрождение полуразрушенного старейшего в России органа работы (нем.) ((1818—1905) и отреставрированный клавесин работы мастера Бурката Шуди (1702—1773). Также музей восстановил старинную рукописную копию теоретического трактата XVII века «Мусикийская грамматики» Николая Дилецкого .
Научные сотрудники ведут более 20 абонементных циклов концертов, лекций-концертов, образовательных лекций для посетителей самых разных возрастов и уровней музыкальных знаний. Отдельно существует программа для музыкального развития детей: циклы лекций с музыкальными вставками, демонстрация музыкальных инструментов, рассказ об их возникновении и истории. Разрабатывается цикл концертных программ под общим названием «Для всей семьи» .
В музее регулярно организовываются прослушивания записей фонотеки, проводятся музыкальные концерты, проходят выставки, экспозиции, читаются лекции, с 2007 года существует , который поначалу открылся в ноябре 1989 года в Музее кино , затем переместился в Театральный музей им А. А. Бахрушина , а с 2007 года обосновался в Российском Национальном Музее Музыки. Программы Оперного клуба посвящены определённой теме: биографии композитора или певца, музыкальному направлению или оперной школе. В рамках Оперного клуба также проходят семинары с участием зарубежных исполнителей, музыкантов и музыковедов .
В рамках Международного конкурса имени Чайковского в музее раз в четыре года проходят Международные конкурсы скрипичных мастеров .
Игра на музейных музыкальных инструментах является визитной карточкой музея. На протяжении многих лет подлинники инструментов звучат на концертах, лекциях и экскурсиях. В экскурсиях также демонстрируется звучание, например, внеевропейских ударных инструментов. До середины 1980-х годов концертная деятельность была неотъемлемой частью музея. Концерты часто исполнялись на мемориальных фортепиано, так как других не было. В течение последних 30 лет в музее произошли кардинальные изменения. Появилось большое число чисто концертных инструментов: рояли «Стейнвейн и сыновья», орган фирмы «Шуке-Потсдам», электроорган фирмы « Ямаха », клавесин фирмы «Аммер» и клавесин мастера Ю. Аммера (копия Паскаля Таскена XVIII века), немецкая шарманка с перфолентой и электронной программой фирмы «Делейка». Это освободило фонды от постоянной игры на оригиналах .
Музей имеет студию звукозаписи, оснащенную современной аппаратурой и использующуюся музыкантами различных направлений. Например, музеем были выпущены компакт-диски со звучанием клавесина работы Б. Шуди и органа мастера Ф. Ладегаста .
За последние несколько лет сотрудники музея выпустили два каталога музыкальных инструментов: «Струнные щипковые инструменты из фондов ВМОМК имени М. И. Глинки. Гитары, цистры, мандолины, банджо, цитры, арфы» (2013) и «Струнные смычковые инструменты и смычки профессиональной европейской традиции (семейство виол и скрипок) из фондов РНММ (2016) .
В 2017 году рабочая группа Всемирного общества по изучению, сохранению и популяризации культурного наследия Узбекистана при участии председателя попечительского совета Бахтиера Фазылова , председателя научного совета Эдварда Ртвеладзе , а также председателя правления Всемирного общества и руководителя проекта « Культурное наследие Узбекистана » Фирдавса Абдухаликова договорилась с руководствами российских музеев о подготовке и публикации книги-альбома из серии «Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира» , в том числе и с Всероссийским музейным объединением музыкальной культуры имени М. И. Глинки. В основу книги легло описание коллекции музыкальных инструментов из собрания музыканта и этнографа А. Ф. Эйхгорна, уникальные (экспериментальные) инструменты из коллекции, созданной узбекским мастером Уста Усманом Зуфаровым, среди них дутары , танбуры , гиджаки , «банджо» ( рубабы ), а также так называемая Хорезмская нотация из коллекции В. М. Беляева , приобретенная им у потомков придворного музыканта эмиров Бухарских , знатока шашмакома Аты Гияса Абдугани. Авторами сопроводительных статей стали Фирдавс Абдухаликов и узбекский музыковед Джумаев А., который вместе с коллегами посвятил изучению архивов Музея около двух месяцев. Презентация книги-альбома состоялась на I Международном научно-культурном конгрессе «Культурное наследие Узбекистана — путь к диалогу между народами и странами», который прошел в Ташкенте и Самарканде в мае 2017 г. Еще одна презентация тома состоялась в Санкт-Петербурге на следующем Конгрессе в июне 2018 года.
Музей представляет собой комплекс из основного помещения и нескольких филиалов, выполняющих функции хранилищ ценных экспонатов и научно-исследовательского и просветительского учреждения по музыкальной культуре.