Interested Article - День, когда загорелась Земля

«День, когда загорелась Земля» ( англ. The Day the Earth Caught Fire ) — британский научно-фантастический апокалиптический фильм-катастрофа 1961 года . Режиссёром, продюсером и соавтором сценария выступил известный кинематографист Вэл Гест . Считается одним из классических апокалиптических фильмов своей эпохи .

Сюжет

Одинокий мужчина бредёт по пустынным улицам душного Лондона . Затем действие переносится на несколько месяцев назад .

Питер Стеннинг был весьма многообещающим журналистом крупной газеты Daily Express , но после развода он начал злоупотреблять алкоголем, и его карьера пошатнулась. Редактор стал давать ему «паршивые» (как он выражается сам) задания. У Питера остался близкий друг, Билл Магуайр, тоже журналист, который всячески подбадривает своего товарища, а иногда даже пишет за него статьи.

США и СССР одновременно проводят испытания своих ядерных бомб , после чего климат Земли начинает странным образом меняться . Редактор отправляет Стеннинга в , чтобы взять там интервью, получить данные о температуре; и там он встречает Джинни Крейг, молодую машинистку, временно исполняющую обязанности телефонистки. Они , обмениваясь оскорблениями, но вскоре влюбляются друг в друга.

Стеннинг обнаруживает, что испытания оружия оказали огромное влияние на Землю. Он просит Джинни помочь ему в сборе информации и расследовании. Они выясняют, что нутация Земли изменилась на 11 градусов, и это повлияло на климатические зоны и изменило положение полюсов и экватора . Жара усиливается, океаны начинают испаряться, Британия покрывается необычными густыми туманами , солнечное затмение происходит на несколько дней раньше рассчитанного астрономами срока. Герои понимают, что орбита Земли нарушена и наша планета движется по спирали к Солнцу.

Правительство вводит в стране чрезвычайное положение и начинает распределять воду и пищу. Люди покидают города. Учёные приходят к выводу, что единственный способ вернуть Землю на безопасную орбиту — взорвать серию ядерных бомб в Западной Сибири . Стеннинг, Магуайр и Джинни собираются в баре, чтобы послушать радиотрансляцию этого события. Бомбы взрываются, сила удара настолько велика, что с потолка бара (находящегося в тысячах километров от Сибири) сыпется штукатурка.

В типографии Daily Express подготовлены две версии первой полосы: на одной крупным шрифтом напечатано «Мир спасён», на другой — «Мир обречён». Фильм заканчивается, не раскрывая, какой из этих вариантов будет опубликован. В самом конце ленты Стеннинг произносит: «Человечество оправится после всего этого ужаса».

В ролях

В титрах указаны

В порядке перечисления в титрах
  • Джанет Манро Джинни Крейг
  • Лео Маккерн Билл Магуайр
  • Питер Стеннинг
  • «Джеко» Джексон, ночной редактор
  • «Дейв» Дэвис, новостной редактор
  • Гарри
  • Мэй
  • Рене Эшерсон Анжела
  • «Джефф» Джефферсон, редактор

В титрах не указаны

Производство и показ

Вэл Гест задумал этот фильм ещё в 1953 году, но никто не хотел профинансировать этот проект, продюсеры считали, что ленту ждёт провал.

Мне говорили: «Никто не хочет знать о бомбах. Кто соберётся пойти и посмотреть фильм о бомбах?» В любом случае, каждый раз, когда какой-нибудь продюсер спрашивал меня, есть ли у меня что-нибудь в разработке, я отвечал «Да, прочти это», и каждый раз в ответ получал «Не шути, никто не захочет это смотреть». Вэл Гест ,

Однако после успеха драматического мюзикла « » (1959) у Геста наконец появилась возможность осуществить задуманное. Ему навстречу пошли продюсеры , Микки Бэлкон и Макс Сеттон. Они основали компанию-«однодневку» Pax Films , а Гест предоставил всю прибыль от «Экспрессо Бонго» в качестве залога .

Фильм в основном был снят на натуре в Лондоне и Брайтоне , при его производстве использовалась технология « дорисовка » для создания образов заброшенных городов и пустынных пейзажей. Студийные съёмки прошли в киностудии « Шеппертон » . Среди примечательных локаций можно отметить Флит-стрит , парк , здание Казначейства , пирс .

Фильм был снят в чёрно-белом варианте (хотя к тому времени цветное кино уже давно перестало быть редкостью), но вступительные и заключительные эпизоды окрашены в оранжево-жёлтый цвет, чтобы подчеркнуть солнечную жару. Использовался 35-мм анаморфированный киноформат .

В ленте можно усмотреть элементы продакт-плейсмент : в ней неоднократно упоминается газета Daily Express ; присутствуют съёмки в ; в роли редактора этой газеты, с указанием в титрах ( «Джефф» Джефферсон — редактор ), снялся , который с 1933 по 1957 год действительно являлся главным редактором Daily Express . Позднее Гест жаловался, что с Кристиансеном было очень тяжело работать, в частности, он постоянно забывал свой текст. Также режиссёр упомянул, что этого абсолютно не актёра пришлось взять в фильм под давлением газетного магната барона Уильяма Эйткена .

В версии для проката в США в финале слышен звук церковных колоколов. Это добавил дистрибьютер, чтобы дать зрителю намёк, что Земля спасена. Гест усмотрел в этом прямую отсылку к финалу ленты « Война миров » (1953). Режиссёр с сожалением отметил, что его намерением было всегда иметь двусмысленный финал .

Премьера фильма состоялась в кинотеатре в Лондоне 23 ноября 1961 года. Британский совет по классификации фильмов присвоил картине рейтинг 16+, в 2001 году он был сменён на 15+, в 2014 году — на 12+. Вообще лента имела широкое мировое признание. Одновременно с премьерой на родине «День…» был показан в кинотеатрах Дании, затем:

В целом, финансово фильм окупился, по данным на 1973 год он принёс прибыль в размере £ 22 500 .

В августе 2014 года восстановленная версия картины была показана в летнем Британского музея .

Критика

  • Дуг Каммингс, кинокритик. «Гест обладает некоторым визуальным талантом. Фильм снят в анаморфном широкоэкранном режиме, и расширенный кадр всегда идеально сбалансирован с группами людей, городскими видами или детализированными декорациями, будь то шумные редакции, запруженные улицы или влажные квартиры. Хотя спецэффекты фильма не особо примечательны, матовые картины и включение реальных лондонских локаций создают хорошую атмосферную обстановку (проливные дожди бьют по окнам; густой, неожиданный туман стелется по городу; бушующий ураган обрушивается на британское побережье). Гест также умело использует , чтобы показать наводнения и метеорологические катаклизмы по всему миру. Визуальный стиль фильма прост и классичен, но каждая сцена передана с большой степенью реализма и чувством места» .
    «… это необычайно грамотный и тематически проработанный жанровый фильм… Жанр „катастрофа“ в целом известен не своим проникновением в суть персонажей или остроумными диалогами, но „День, когда загорелась Земля“ — это замечательное исключение. Его внимание к внутренней и внешней жизни главных героев превращает его физическую гибель во внешнюю метафору личной жизни Стеннинга, беспорядочной и вышедшей из-под контроля, обе судьбы в равной степени взвешены между надеждой и отчаянием» .
  • Пол А. Грин, эссеист и рецензент. «Гест и его монтажёр Билл Ленни работали с архивными материалами. Вот краткий кадр пожарной машины из « Эксперимента Куотермасса » (1953) — но в остальном недочётов не видно» .
    «Лондон находится на пороге шестидесятых , когда протестная и молодёжная культуры прорываются наружу, но социальные и сексуальные нравы всё ещё полуформализованы, и девушки работают в машинописных мастерских… В современном контексте глобального потепления, асимметричной войны, распространения ядерного оружия и истощающихся ресурсов лежащий в основе фильма оптимизм кажется трогательным.»
  • Деннис Шварц, рецензент. «Интеллектуальный малобюджетный научно-фантастический фильм о конце света, который даёт нам подлинный взгляд на старомодную редакцию газеты на Флит-стрит в те далекие времена и тревожный сценарий разрушения мира глазами редакции газеты… Вэл Гест эффективно режиссирует, умело используя атмосферные эффекты, такие как сильная жара и туман, воздействующие на лондонцев, что придаёт этой захватывающей истории жутковатый оттенок.»
  • Британский институт кино . «Благодаря сильной игре актёров, яркому изображению мира газетной журналистики и обширным натурным съёмкам на улицах Лондона, Вэл Гест создал один из лучших британских научно-фантастических фильмов.»
  • В фильме допущена крупная медицинская ошибка. Когда мальчик-копировальщик теряет сознание после выпитой купленной на чёрном рынке воды, доктор объявлет, что у него сыпной тиф ( англ. typhus ), и что всем необходимо сделать прививки. Сыпной тип не передаётся через воду (только через укусы вшей), и на момент съёмок фильма прививки от этого заболевания не существовало. Скорее всего сценарист перепутал с заболеванием брюшной тиф ( англ. typhoid fever ): он передаётся через воду, и к тому времени уже существовала вакцина против него.

Затрагиваемые темы

Упоминавшийся выше эссеист Пол А. Грин подробно разобрал затрагиваемые в фильме темы :

  • Новостные медиа . «Мы видим медиа-ландшафт, который в значительной степени определяется прессой и её сверхпрочными гутенберг -технологиями и политический ландшафт, который определяется Холодной войной … Шумный отдел новостей с призывными лозунгами на плакатах „Вперед, к УДАРУ!“ ( англ. Go for IMPACT! ) представляет собой переплетение противоречивой информации и дезинформации, догадок и слухов, поскольку hacks пытаются разобраться в причудливых погодных условиях в этот дурацкий сезон… Сегодня эта сцена читается как элегия старой культуре Флит-стрит The Print , которая дала работу на всю жизнь тысячам кокни , пока Мёрдок не ввёл компьютеризированные редакции, разгромил профсоюзы печатников и перенёс операции в Доклендс, в конечном счёте увлекая за собой остальную часть Флит-стрит.»
  • Испытания ядерного оружия . «Предпосылка фильма — что ядерные испытания изменяют орбиту Земли, нарушают климат и отправляют нашу планету по спирали к Солнцу — оказывает глубокое воздействие… Глобальное разрушение в результате ядерной войны становится экзистенциальной реальностью… Тревоги о ядерном холокосте в фильмах, конечно, не были чем-то новым к тому времени. Но эти страхи обычно воплощались в виде рассказов о чудовищных мутациях…»
  • Эскапизм . «Все заняты делом, кроме пьянчуги Стеннинга , которого явно возмущает, что ему поручили написать легковесную статью о солнечных пятнах, в то время как раньше он был крутым обозревателем газеты с серьёзными писательскими амбициями. Он предпочёл бы находиться в Harry's Bar — уютном круглосуточном клубе, созданном по образцу заведения на Флит-стрит
  • Социальные классы . «Недовольство Стеннинга не носит явно политического характера, в каком-либо конкретном идеологическом смысле… Но существует беспокойство по поводу классовых ограничений. Стеннинг выражает недоверие к традиционным взглядам англосаксонской верхушки, что соответствует всё более неловким вопросам, поднимаемым повествованием об инертности британского истеблишмента, а также настроениям Британии, стоящей на пороге социальных перемен. „Ты бы видел, как они его воспитывают, Билл. В следующий раз это будет подходящая подготовительная школа. А потом правильная школа-интернат. И к тому времени, когда они закончат с ним, он будет настоящим джентльменом в котелке, который играет в теннис, с носом-ириской, но он не будет МОИМ сыном“.»
  • . «Встреча с Джинни сигнализирует о начале медленной трансформации Стеннинга. Это также иллюстрирует трансформацию гендерной политики в британской бюрократии с 1961 года. Сегодня такая умная женщина как Джинни, вероятно, руководила бы целым отделом, а не обслуживала копировальную машину, где Стеннинг и знакомится с ней.»
  • Конец света . «Стеннингу удается сфотографировать пылающий чёрный диск Солнца — это превосходный фрагмент метонимии … Действие фильма развивается на основе повторения коллективных воспоминаний и мифов о Второй мировой войне: Блиц , огненные бури, отключение электроэнергии, страдания от рационирования, эвакуация детей, спекуляция на чёрном рынке и бандитизм… Это поднимает вопрос о том, смогла ли послевоенная Британия сохранить дух Дюнкерка перед лицом новой угрозы. Магуайр высказывает намёк на то, что „мы размякли“ и что в этих новых и ещё более экстремальных обстоятельствах социальная сплочённость может пошатнуться и уступить место истерии.»

Награды и номинации

См. также

Примечания

  1. Tom Weaver. (2003) // изд. McFarland & Company // стр. 113—118 // ISBN 9780786482153
  2. Duncan James Petrie. от 29 сентября 2022 на Wayback Machine (2017) // Historical Journal of Film, Radio and Television // стр. 95—115
  3. James Chapman. от 11 апреля 2023 на Wayback Machine (2022) // изд. Edinburgh University Press // стр. 215, 360
  4. Google .
  5. от 23 марта 2023 на Wayback Machine (англ.) // filmsite.org
  6. (англ.) // 13 января 1962 // стр. 2
  7. Рой Фаулер. от 26 марта 2023 на Wayback Machine (англ.) // historyproject.org.uk // август—сентябрь 1988 // 15 аудиофайлов суммарной длительностью 640 мин.
  8. (англ.) // Variety // ноябрь 1961 // стр. 169
  9. от 16 июня 2023 на Wayback Machine (англ.) // IMDb
  10. Andrew Simms. от 17 мая 2023 на Wayback Machine (англ.) // The Guardian // 1 сентября 2014
  11. Doug Cummings. (англ.) // filmjourney.org // 11 июня 2004 // Архивировано из 4 июля 2013
  12. Paul A. Green. от 10 июня 2023 на Wayback Machine (англ.) // culturecourt.com
  13. Dennis Schwartz. от 4 февраля 2023 на Wayback Machine (англ.) // dennisschwartzreviews.com // 5 августа 2019
  14. от 16 июня 2023 на Wayback Machine (англ.) // bfi.org.uk
  15. Один из главных персонажей в исполнении .
  16. Одна из главных персонажей в исполнении Джанет Манро .
  17. Один из главных персонажей в исполнении Лео Маккерна .
  18. от 15 октября 2014 на Wayback Machine (англ.) // awards.bafta.org
  19. от 16 июня 2023 на Wayback Machine (англ.) // IMDb

Литература

Ссылки

  • (англ.) // TCM
  • // Видео 0:02:54 //
Источник —

Same as День, когда загорелась Земля