Interested Article - Ездец

Езде́ц ( драконоборец, змееборец ) — один из главных элементов государственного герба России . В общем виде — всадник, поражающий крылатого змея (дракона).

В настоящее время блазон представляет собой:

Происхождение

Изображения конного воина начали появляться на актовых печатях древнерусских князей в начале XIII века. Впервые его стал использовать новгородский князь Мстислав Удатный , встречается она и в печати Александра Невского . Первым московским князем , кто начал использовать в своей печати изображение воина, был Дмитрий Донской . До него московские князья изображали на печатях всадника с соколом в руке; подобный мотив часто встречается на монетах XIV — середины XV веков. При великих князьях Василии I и Василии II всадник-сокольник сосуществует со всадником-воином. Наконец, при Иване III верх берёт изображение всадника-воина. Драконоборец изображается с одной стороны печати великого князя, в то время как с другой стороны — двуглавый орёл .

Возникновение змееборческого сюжета в русских княжествах совпадает со временем, последовавшим за победой Дмитрия Московского на Куликовом поле. Сыновья Дмитрия Ивановича, его племянники, внук, правнук, князья, придерживающиеся «московской ориентации», например Василий Михайлович Кашинский , считали этот сюжет «своим», помещая на печатях и монетах, а также на бытовых предметах. Значительное распространение подобный сюжет получает на деньгах московского князя Василия II, переходя затем на монеты его сына Ивана III, который использует всадника, поражающего дракона, буквально с первых лет правления не только на монетах, но и на печатях, наградных деньгах .

Со времени Ивана Грозного и раньше всадник на русских монетах и печатях трактовался как «князь великий на коне, а имея копье в руце». Подобная трактовка изображения оставалась неизменной до начала 18-го века, и только в петровское время (примерно с 1710-х) его впервые стали называть «святым Георгием». Это было связано с установлением имперской эмблематики .

Среди исследователей неоднократно поднимался вопрос об итальянском следе в происхождении русского ездеца.

См. также

Примечания

  1. . Дата обращения: 31 октября 2011. 20 июня 2019 года.
  2. .
  3. , с. 76—78.
  4. .
  5. Державные кавалеры. Иностранные ордена российских императоров. Каталог выставки в Московском Кремле. М., 2010. С. 68

Литература

  • Антонова В. И. , Мнёва Н. Е. // Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII вв.: Опыт историко-художественной классификации. В 2-х томах. — М. : Искусство , 1963. — 5000 экз.
  • Драчук В. С. . — М. : Наука , 1977. — 256 с. — ( История нашей Родины ). — 73,000 экз.
  • Соболева Н. А. Очерки истории российской символики: От тамги до символов государственного суверенитета / ИРИ РАН . — М. : Языки славян. культур : Знак, 2006. — 488 с. — (Studia historica). — 1500 экз. ISBN 5-9551-0150-0 .
  • Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси X—XV вв. — М. : Наука , 1970. — Т. II. Новгородские печати XIII—XV вв. — С. 6—38. — 369 с. — 2,000 экз.

Ссылки

Источник —

Same as Ездец