Interested Article - Трайбл
- 2020-12-03
- 1
Трайбл ( англ. tribal, tribe — племенной, племя) — современный стиль танца, основанный на сочетании элементов фольклорных танцев Северной Африки, Ближнего Востока, Индии и фламенко. На сегодняшний день выделяют три основных направления стиля трайбла: ATS (American Tribal Style), Tribal Fusion, (ITS).
История создания стиля
Прародительницей трайбла считается Джамила Салимпур (1926–2017). Она родилась в семье итальянских эмигрантов в Нью-Йорке в 1926 г. С 1958 года Джамила переезжает в Сан-Франциско и устраивается танцовщицей в процветающий арабский ночной клуб «Багдад» на Бродвее. Позже, став совладелицей клуба, она организовывает выступления для танцовщиц Ближнего Востока, систематизирует танцевальные движения .
В 1967 году Джамила Салимпур переезжает в Беркли (Калифорния) и формирует из своих учеников труппу Bal Anat для выступлений на проходившей тогда в Северной Калифорнии «Ярмарке Возрождения» («Renaissance Pleasure Faire»). Программа Bal Anat включала в себя танцы Туниса, Марокко, Алжира, Индии, Египта, сольные и групповые номера с мечами, змеями, кувшинами, тростями и другим реквизитом .
В 1970 году от Bal Anat отделяется Маша Арчер и создает свою танцевальную школу San Francisco Classic Dance. Её взгляды на танец, его стиль и подачу отличались от общественного мнения о восточных танцах. Маша считала, что сам танец и женщины, его исполняющие, достойны большего. Маша вводит в танец сильную, открытую и стремящуюся вверх постановку корпуса, уходит от соревновательности между танцорами, модифицирует костюм, делая его более закрытым .
С 1987 года начинает свое существование коллектив FatChanceBellyDance® под руководством Каролины Нериккио, ученицы Маши Арчер. Каролина разрабатывает уникальную систему взаимодействия танцевальной группы на сцене, позволяющей танцовщицам танцевать синхронно без предварительных репетиций — American Tribal Style . Дальнейшее развитие ATS и эксперименты на его базе по слиянию с другими танцевальными направлениями ( фламенко , одисси , хип-хоп и др.) приводят к выделению отдельной ветви трайбла — tribal fusion.
American Tribal Style
American Tribal Style (ATS) – это современный социальный танец с единым для танцовщиц словарём движений и переходов между ними, разработанный Каролиной Нериккио, что позволяет исполнительницам из разных стран синхронно импровизировать вместе без предварительных репетиций и договоренностей.
Танец исполняется в формациях — группах от двух до четырех человек. При этом в каждой группе всегда есть лидер, который импровизирует на основе словаря движений, а остальные участники формации повторяют за ним, ориентируясь на ключи. Ключом к началу каждого нового движения или поворота является изменение угла разворота корпуса, смена уровня и положения рук, поворот головы лидера. Смена лидера происходит через круг или с помощью комплекса перестроений .
Принципы групповой импровизации
ATS позиционируется как танец, который могут танцевать все, независимо от возраста и телосложения, важно лишь желание танцевать. В ATS есть основные принципы, придерживаясь которых, танцовщицы могут синхронно импровизировать в группе :
- eye-contact — танцовщицы поддерживают визуальный контакт, если находятся лицом друг к другу. Это позволяет отслеживать перехват инициативы и вовремя начинать новое движение.
- принцип ведения-следования — лидер группы уважительно относится к ведомым, не танцует движений, которых они не знают или не могут выполнить. Ведомые в свою очередь уважают своего лидера и танцуют то, что он показывает. Таким образом в танцующей группе все поддерживают друг друга. Лидер может быть постоянным или временным (в перестроениях и поворотах).
- flock of birds (принцип синхронизации) — следование за временным лидером в поворотах. Временный лидер — тот, кто никого не видит в данный отрезок времени.
- если в выступающем коллективе больше четырех человек, то группа на сцене выстраивается в формацию-полумесяц (хор). Из хора в центр сцены по очереди выходят соло-группы танцующих, образуя случайные или заранее оговоренные формации, остальные участники подбадривают их и аккомпанементом сагат.
Словарь движений
Основу стиля составляет словарь движений, который можно разделить на две большие группы: быстрая часть (быстрый ATS) и медленная (медленный ATS). Положение рук, ног, головы и корпуса чётко регламентированы для каждого движения и переходов между ними.
Быстрый ATS
Движения быстрой части исполняются под ритмичную, с характерной «квадратностью» (счёт кратен 4 или 8), музыку. Движения быстрой части можно разделить на группы, каждая из которых имеет в основе одно из четырёх базовых движений:
- Shimmy (тряска бёдрами);
- Egyptian (попеременная скрутка бёдер);
- Arabic (волна грудным отделом);
- Bumps (удары бёдрами).
Все движения быстрой части сопровождаются игрой на сагатах ; некоторые движения требуют исполнения определенного сагатного ритма .
Медленный ATS
Движения медленной части исполняются под размеренную музыку и не имеют чёткого счёта. Включают в себя позы, различные повороты, круг грудью, волну грудным отделом и восьмёрки бёдрами. Ключами к началу нового движения являются как изменения угла поворота корпуса, положения рук и др., так и начало самого движения. Все движения медленной части могут быть дополнены флорео (вращение запястья, взято из фламенко) или выполняться с изменением уровня.
Особенности постановки корпуса
- вес тела больше переносится на пятки;
- колени остаются мягкими;
- копчик направлен вниз, нижний пресс в тонусе;
- высокое положение головы;
- плечи расправлены;
Использование реквизита
При групповой импровизации в рамках ATS допускается использование реквизита (тамбурины, юбки, мечи, корзины и др.). Основное требование к танцу с использованием реквизита — минимальное изменение исходных движений и читаемые ключи, которые можно понять без предварительной подготовки.
Внешний вид танцовщиц ATS
Внешний вид танцовщиц ATS довольно жёстко регламентирован . К обязательным элементам классического ATS-костюма относят:
- (чаще всего используются однотонное бархатные, или украшенные традиционной вышивкой );
- лиф, расшитый тесьмой, ракушками, монетками, цепями или ;
- две ярусные юбки-солнце;
- шаровары;
- пояс;
По желанию костюм может дополняться платками, подпоясником, дупаттой . В большинстве случаев танец исполняется босиком.
Исполнительницы собирают волосы в высокие прически, украшенные цветами и шпильками, или завязывают на голове тюрбан. Макияж может быть дополнен стилизованными бинди или харкузом (имитация традиционных берберских лицевых татуировок).
Разновидности юбок для ATS
Юбки для ATS шьются обычно из хлопковой ткани и имеют длину окружности подола порядка 23 м. Очень часто для изготовления юбок используются индийские сари , что позволяет выделить несколько видов юбок :
- однотонные юбки и юбки-градиенты;
- юбки-падмы: изготавливаются из индийских хлопковых сари с декоративной тесьмой по краям;
- юбки-махарани: изготавливаются из индийских сари специальной расцветки, густо украшенных росписью и блёстками;
- юбки блок-принт: изготавливаются из индийского хлопка с рисунком нанесенным методом набойки ;
- юбки-джайпур: изготавливаются из ткани с характерным рисунком «горох», который получается при обвязывании участков ткани ниткой и последующей окраской ткани в нужный цвет; подобный метод окраски сари характерен для округа Джайпур.
Музыкальное сопровождение
ATS обычно исполняют под фольклорную арабскую, индийскую, балканскую музыку. Однако допустимо использовать современные музыкальные композиции, подходящие по стилистике к выступлению.
Классический трек-лист для ATS был составлен на основе композиций, используемых коллективом FatChanceBellyDance, и включает в себя таких исполнителей как Helm, Hossam Ramzy, Omar Faruk Tekbilek, Raquy and the Cavemen, Solace и др.
Основные сагатные ритмы используемые в ATS
Танцовщицы ATS аккомпанируют себе игрой на сагатах. Основной ритм, который играют, танцуя быстрый ATS, — «лонга», «трёшки» или «галоп». За некоторыми движениями закреплён ритм «милитари». Иногда танцовщицы договариваются играть один из традиционных арабских ритмов в зависимости от музыкальной композиции, под которую они танцуют (например, ).
Трайбл-фьюжн
Трайбл-фьюжн (от англ. fusion — «смесь») — современная западная форма восточного танца живота , появившаяся через слияние американского трайбла и танцев кабаре. Танцоры используют движения из поппинга , хип-хопа , танцев живота, фламенко , катхака , одисси и других форм из классических и народных танцев. Первой группой данного направления считается «Belly Dance Theatre» Джилл Паркер . Танцовщицы использовали танцевальную и миксовую музыку, привнесли театральности своим выступлениям, увеличили словарь движений.
Отличительными чертами трайбл-фьюжн от стилизованного под него шоу-бэллиданса считаются обязательное знание базы движений, характерная постановка корпуса и рук. Включает как индивидуальную импровизацию (в том числе соло под живые барабаны) и постановку, так и групповую постановку.
Направления
Танцоры вправе исполнять свои танцы согласно собственной задумке, используя элементы хатха-йоги , фаер-шоу , пои , жонглирования , балекта, циркового представления, эротического танца, бурлеска , народного танца , гимнастики , боевых искусств . Существует несколько основных направлений трайбл-фьюжн :
- Индийский — фьюжн с Бхаратанатьям , Кучипуди , Одисси и др. классических индийских танцев.
- Трайблеск — фьюжн с элементами образов, характерных для водевиля и оперетт в стиле бурлеск . В хореографии или образе часто присутствует небольшая комическая история.
- Трабарет — фьюжн с кабаре -бэллидансом. Движения более расслабленные. В отделке костюма могут использоваться стразы, пайетки и др. атрибуты костюмы для классического танца живота.
- Трайбл-фламенко — фьюжн с элементами фламенко .
- Винтаж трайбл, Чарлстонский трайбл — чаще всего узнаваемая стилистика 20-х годов .
- Славянский трайбл — фьюжн с элементами русских , украинских , белорусских народных танцев. Первопроходцами считаются коллективы «Серебряная ночь», «Уйбаба», «Джа Сурья» [ источник не указан 2268 дней ] .
- Импровизационный трайбл (Improvisational Tribal Style, Group Improvisation Stile) — фьюжн базы АТС с личным стилем исполняющего коллектива. Суть в том, что отдельный коллектив разрабатывает собственный словарь движений, может дополнять правила перестроений на основе словаря и правил ATS, изменять костюмы ATS вплоть до трайбл-фьюжн. В данном стиле, в отличие от ATS, не обязательно играть на сагатах. Импровизировать таким образом возможно только в своей группе. Существует множество первооткрывателей данного стиля. Наибольшую популярность приобрели такие коллективы, как «Унмата», коллектив Каджиры Джумани, «Wild Card» и т. д.
Музыка
Танцы трайбл-фьюжн развивались тесно с разветвлением жанров электронной и этнической музыки. Созданная специально для танцев живота музыка называлась просто «восточной» и дала начало восточно-электронному жанру. Среди музыкантов, чьё творчество связано с трайбл-фьюжн, имена: Амон Тобин , Squarepusher , Pentaphobe, Solace, « Beats Antique », Jorge Sacco, «Raquy & the Cavemen», « Dead Can Dance », August Hoerr.
Трайбл в России
В 2005 году впервые вышла статья о трайбле в журнале «Ориенталь» (№ 0) и появился сайт, посвящённый трайблу. С этого момента открываются танцевальные школы, проводятся мастер-классы и выступления трайбл-танцовщиц. В 2007 году [ источник не указан 2268 дней ] основана Российская федерация трайбла (РФТ), который с 2008 года устраивает ежегодные фестивали трайбла в Москве. В рамках фестивалей проводятся обучающие сессии, мастер-классы по АТС и трайбл-фьюжн, в том числе с участием преподавателей FCBD и иностранных звёзд трайбл-фьюжн.
В 2013 году по приглашению Россию посетила «королева трайбл-фьюжн» Рейчел Брайс [ источник не указан 2268 дней ] .
Осенью 2016 года на гала-шоу московского танцевального фестиваля «Шемахинская Баядерка» , состоялся дебют танцовщицы из Батайска , бывшей участницы телешоу «Танцы» на ТНТ и «Танцуй!» на Первом канале Яны Кремнёвой . Видео её выступления за пару дней набрало несколько сотен тысяч просмотров в YouTube и «покорило Facebook », набрав рекордные 20 миллионов просмотров .
Конкурсы в трайбле
Философия трайбла не приемлет конкурсы в любых проявлениях. Они ведут к разобщению и шаблонности. Хоссам Рамзи о конкурсах в танце живота :
Конкурсы — это уловка для зарабатывания денег, чтобы стравливать танцоров, желающих получить дешёвый и бесполезный титул и хвалиться им. Но это ложь. Я никогда не обращал внимания и не ценю подобную чепуху. Это хитрость для зарабатывания денег. Нет конкурсам в танцах. Спасибо.
Оригинальный текст (англ.)I don’t believe in competitions in dance and I personally think it is a money making ploy to get the dancers to compete against each other, earn a cheap and useless title and go around believing they are “it”. Which they are not. I never pay any attention to this kind of stuff and I have no respect for it. It is a money making ploy. No competition in dance. Thank you.
Примечания
- ↑ Salimpour School. (англ.) . Salimpour™ School. Дата обращения: 18 октября 2019. 19 января 2022 года.
- (англ.) . Дата обращения: 18 октября 2019. 18 октября 2019 года.
- . www.tribalbellydance.org. Дата обращения: 18 октября 2019. 22 октября 2019 года.
- (англ.) . FatChanceBellyDance® (19 апреля 2013). Дата обращения: 18 октября 2019. Архивировано из 30 августа 2017 года.
- . Дата обращения: 18 октября 2019. 3 апреля 2020 года.
- ↑ Carolena Nericcio-Bohlman, Kristine L. Adams. American Tribal Style® Classic: Volume 1. — Lulu Publishing Services, 11/03/2014. — 68 с. — ISBN ISBN-10: 1483407071. — ISBN ISBN-13: 978-1483407074.
- Т. Бережная. . Непериодическое издание русскоязычного трайбл-сообщества TRIBALAND . tribaland (17 июня 2019). Дата обращения: 18 октября 2019. 18 октября 2019 года.
- . Дата обращения: 18 октября 2019.
- Catherine Cartwright-Jones. North African Henna: History and Technique. — TapDancing Lizard LLC, 2006. — 50 с.
- Catherine Cartwright-Jones. Harquus: North African Women's Traditional Body Art Volume 2: Paint. — TapDancing Lizard®LLC, 2009. — 41 с.
- Catherine Cartwright-Jones. Harquus: North African Women's Traditional Body Art Volume 3: Tattoo. — 2009.
- В. Паничева. . www.tribaland.ru . www.tribaland.ru (7 февраля 2019). Дата обращения: 31 октября 2019. 18 октября 2019 года.
- (англ.) . www.gildedserpent.com. Дата обращения: 4 декабря 2017. 5 декабря 2017 года.
- www.tribalbellydance.org. Дата обращения: 4 декабря 2017. Архивировано из 7 декабря 2017 года.
- Isha Ombrae. (видео) (17 октября 2011). Дата обращения: 4 декабря 2017. 10 мая 2023 года.
- . www.bellydance.ru. Дата обращения: 6 сентября 2017. 18 мая 2017 года.
- . Дата обращения: 9 декабря 2017. Архивировано из 3 декабря 2016 года.
- . YouTube. Дата обращения: 4 декабря 2017. 26 апреля 2019 года.
- . 1tv.
- . tnt-online. Дата обращения: 19 ноября 2017. 23 ноября 2017 года.
- Shemakhinskaya Bayaderka. (видео) (3 октября 2016). Дата обращения: 9 декабря 2017. 7 декабря 2017 года.
- Интервью Яны Кремнёвой порталу Dance.ru «Её видео покорило Facebook. Яна Кремнёва: "Спасибо всем за чудесные отзывы!"»
- (англ.) . shes-got-hips.com (24 октября 2014). Дата обращения: 7 декабря 2017. Архивировано из 8 декабря 2017 года.
Литература
- Kajira Djoumahna. The Tribal Bible, Exploring The Phenomenon That Is American Tribal Style Bellydance. — Santa Rosa, 2003. — ISBN 0-972-84860-6 .
- Carolena Nericcio. . — Washington: Bellevue, 2004. — ISBN 1-932855-04-1 .
- Anthony Shay & Barbara Sellers-Young (Hrsg.). . — Коста-Меса, Калифорния, 2005. — ISBN 1-56859-183-7 .
- Arzo-Carina Renz. Tribal Signs, Stile und Techniken im Tribal Syle Dance. — Braunschweig, 2008. — ISBN 978-3-938922-18-7 .
Ссылки
- — пример танца
- 2020-12-03
- 1