Жале́йка
,
брёлка
—
духовой
народный музыкальный инструмент
с одинарной тростью. Был распространён среди русских и белорусов
. Другие исторические названия:
жаломейка
,
пищик
.
Содержание
Этимология
Слово «жалейка» - восточнославянского происхождения (
укр.
жалійка
,
белор.
жалейка, жулейка
). Образовано от однокоренных слов: «жалить» — приводить в жалость, оплакивать; «жалиться» — стонать; «жалкий» — печальный
.
Первое упоминание о жалейке есть в записях А.Тучкова, относящихся к концу XVIII века
, хотя называет он её
свирелью
.
Наряду с
шалюмо
и венгерским
жалейка считается предшественницей современного
кларнета
.
До конца XX века в народной культуре применялась двойная или парная жалейка. Этот инструмент с двумя игровыми деревянными трубками и общим
берестяным
раструбом, предназначен для игры на открытом воздухе
.
В. В. Андреев в начале XX века, ввел в музыкальный мир инструмент с одной игровой трубкой и раструбом из рога, его стали использовать в ансамблях и
оркестрах
русских народных инструментов
.
Описание
Изготавливается из
тростниковой
(камышовой) трубки
, ивы или бузины, с раструбом из коровьего рога или
бересты
. Длина 10—20 см, количество игровых отверстий от трёх до семи.
Звукоряд
диатонический
в пределах октавы, расположенной в основном в октавах с первой по третью. Звучание громкое и резкое, без динамических оттенков
.
Существуют парные жалейки с двумя пищиками и соединёнными вместе трубками, но общим раструбом. Количество отверстий 2 и 5, 3 и 5, 3 и 6. Иногда к ней крепили колокольчик
. Парные жалейки были распространены в основном в южных районах России, а одинарные — в северных
.
Брёлка
— региональное название жалейки в
Тверской области
. Своё название она получила по материалу изготовления — бредины, местного названия ивы
.
В 1897 году по инициативе
В. В. Андреева
для его
Великорусского оркестра
мастер фабрики духовых инструментов Юлиуса Генриха
Циммермана
Алоиз Гёрль создал усовершенствованную брёлку с двойной тростью и дополнительными клапанами для возможности извлечения
хроматического звукоряда
.Такая брёлка обладает значительно более мягким и динамичным звучанием, по сравнению с жалейкой или брёлкой с одинарной тростью
.
Robin LaPasha.
(неопр.)
.
The Russ Wind Homepage
. Дата обращения: 17 апреля 2017.
18 апреля 2017 года.
, Жалейка.
(неопр.)
.
Russia-InfoCentre
. www.russia-ic.com. Дата обращения: 3 ноября 2017.
23 декабря 2017 года.
. — Сов. композитор, 1988. — 336 с.
7 ноября 2017 года.
Банин А.А.
. — Сборник материалов научно-практической конференции. — Гос. республиканский центр русского фольклора, 1997. — 252 с. —
ISBN 9785861320238
.
7 ноября 2017 года.
Корнева М., Гяурский А.
. — Litres, 2017-09-05. — 278 с. —
ISBN 9785457765627
.
7 ноября 2017 года.
Ломтев Д. Г
. Русские народные музыкальные инструменты в ассортименте фирмы «Юлий Генрих Циммерман» // Временник Зубовского института, 2021, № 3 (34), с. 207–208.
, Брёлка.
.
Литература
В родственных проектах
Агажанов А.П.
Жалейка
// Русские народные музыкальные инструменты. —
М.
: МузГИз, 1949. — С. 15—16. — 56 с.
Бычков В.Н.
Брёлка, Жалейка : [устройство и изготовление]
//
. —
М.
: Аст-Пресс, 2000. — С.
—107. — 176 с.
Буданков О.А., Вахутинский М.Б., Петров В.К.
Жалейка (с. 36—38), Брёлка (с. 51)
// Практический курс игры на русских народных духовых и ударных инструментах. —
М.
: Музыка, 1991. — 189 с.
Васильев Ю.А., Широков А.С.
Жалейка
// Рассказы о русских народных инструментах. — 2-е изд. —
М.
: Советский композитор, 1986. — С. 29—31. — 88 с.
Вертков К. А.
Русские народные музыкальные инструменты. —
Л.
: Музыка, 1975. — С. 47—50. — 280 с.
Ломтев Д. Г
. Русские народные музыкальные инструменты в ассортименте фирмы «Юлий Генрих Циммерман» // Временник Зубовского института, 2021, № 3 (34), с. 207–208.
Привалов Н. И.
«Музыкальные духовые инструменты русского народа. Их происхождение и развитие. Историко-этнографическое исследование».