Онеггер, Артюр
- 1 year ago
- 0
- 0
Граф Жозе́ф Артю́р де Гобино́ ( фр. Joseph Arthur comte de Gobineau ; 14 июля 1816 — 13 октября 1882 ) — французский писатель- романист , социолог , автор « арийской » расовой теории , впоследствии использованной германскими нацистами при разработке собственных идей .
Жозеф Артюр де Гобино происходил из дворянской семьи . В 1830 году начал обучение в гимназии Биля (Швейцария, кантон Берн ), где он овладел немецким языком и заинтересовался персидским. В 1835 году приехал в Париж . Работал служащим во Французской компании газового освещения, затем в почтовом ведомстве, одновременно подрабатывая журналистским и литературным трудом. В 1843 году познакомился с Алексисом де Токвилем , с которым у него возникли дружеские отношения, продолжавшиеся до кончины последнего в 1859 году. В 1849 году Токвиль, непродолжительное время занимавший пост министра иностранных дел, принимает его на службу в качестве начальника своей канцелярии. В это же время является основателем и редактором монархического журнала «Провинциальное обозрение» и публикует свою поэму «Амандина», в которой впервые изложены основы его элитистской расовой теории . После отставки Токвиля Гобино находится на дипломатической службе, являясь первым секретарём, а затем главой дипломатических миссий в Берне , Ганновере , Франкфурте-на-Майне , Тегеране , Афинах , Рио-де-Жанейро и Стокгольме . Однако послом он не стал и вынужден был раньше времени уйти в отставку.
Деятельность Гобино не ограничивалась сферой дипломатии: он был талантливым писателем, выступавшим в самых различных жанрах: новеллы, романы, поэмы, драмы . Он писал труды по истории Востока и оставил лингвистический «Трактат о клинописях». Публицистическая деятельность Гобино также была активной. Он увлекался и скульптурой. Его основное сочинение, четырёхтомное « Опыт о неравенстве человеческих рас », ( Essai sur l’inégalité des races humaines , 1853, 1855), при жизни автора не пользовалось успехом. Современники почти не замечали его творчества .
В 1876 году встретился с композитором Р. Вагнером (тестем Х. С. Чемберлена ), который одобрительно отозвался о его идеях и способствовал их распространению . Так, в начале 1880-х гг. Вагнер заявлял, что их видение прошлого и будущего вполне совместимы, ибо научные работы Гобино давали научное объяснение его собственных расовых идей. Несмотря на критику, его произведения были в целом с одобрением встречены Ф. Ницше . Ромен Роллан отмечал у Гобино «одаренность мыслителя и художника» .
Последним его опубликованным произведением стала трагедия «Амадис», частично опубликованная в 1876 году, и изданная в полном виде в 1887 году посвященная эсхатологическому конфликту «белой» и «жёлтой» рас.
Жозеф-Артюр де Гобино оставил след в истории социальной мысли как один из основоположников современной расистской идеологии . Гобино был по существу первым в XIX веке, кто в развернутом виде сформулировал тезис о расовом неравенстве как объясняющем принципе исторического развития, отразив таким образом субъективную духовную оценку равенства как идеи унизительной для человека. Гобино отождествлял равенство с торжеством посредственности, усредненности, одинаковости, серости. Таким образом, расизм у Гобино — неотъемлемая составная часть его элитистского мировоззрения. Все виды равенства способны вызвать отвращение, но расовое неравенство представляется наиболее фундаментальным, исходным и первичным, из него, по мнению Гобино, проистекают все остальные иерархии.
Центральная проблема, которую Гобино ставит и стремится разрешить в своем главном труде, — это проблема упадка и гибели различных цивилизаций. Изначально в концепции Гобино в качестве основного предмета рассмотрения и главного субъекта исторического процесса выступает раса , или, что для Гобино является синонимом, этническая группа . По его мнению, не социальные институты определяют жизнедеятельность рас (этнических групп), но, напротив, расы определяют социальные институты. Институты, которые не согласуются с глубинными тенденциями расы, не прививаются, если не происходит расового смешения. Вследствие этого Гобино отрицает цивилизующую роль мировых религий, например, христианства , которое, будучи воспринято самыми различными народами, не может само по себе поколебать их глубинных характеристик и наклонностей.
В трактовке происхождения человеческих рас Гобино тяготеет к полигенетической концепции , согласно которой различные расы имеют различное происхождение. Однако свою приверженность полигенетической концепции он выражает очень осторожно.
Цвет кожи служит для Гобино основанием выделения трех основных рас: белой , жёлтой и чёрной . Эти расы Гобино рассматривает в виде трёхступенчатой иерархической лестницы с белой расой вверху и чёрной — внизу. Внутри белой расы высшее место занимают, по Гобино, « арийцы ». Расы, по его мнению, отличаются постоянством и неуничтожимостью физических и духовных черт; белая раса превосходит остальные в физической силе, красоте, упорстве и т. д. Но самый главный критерий места в расовой иерархии — это интеллект .
Реальное существование трех «чистых» расовых типов Гобино относит к далекому прошлому. Таким образом, «чистых» первоначальных рас давно уже не существует, и в современную эпоху имеют место расовые типы, бесчисленное множество раз смешанные между собой. Понятие «раса» у Гобино выходит из узких антропологических определений, получая символический смысл.
Гобино стремится обнаружить внутренние, «естественные законы, управляющие социальным миром», которые обладают неизменным характером. Такими двумя законами, по Гобино, являются законы отталкивания и притяжения между человеческими расами. В качестве конкретизации этих «законов» выступает фатальный феномен смешения разделенных рас и их бесчисленных комбинаций. Смешение представляет собой необходимый источник возникновения и развития цивилизаций (с обязательным участием «белой» расы), но оно же в дальнейшем является причиной их вырождения.
Тезис о пагубном характере расовых смешений определяет антиколониалистскую позицию Гобино, так как колониальные захваты, по его мнению, способствуют смешениям и, следовательно, вырождению европейской цивилизации.
В трактовке судеб цивилизаций фатализм у Гобино тесно связан с пессимизмом . Он констатирует вырождение европейской цивилизации и пророчит её близкий конец. Гобино отрицает существование общественного прогресса и считает, что европейская цивилизация во многом движется по пути регресса.
Фатализм и пессимизм Гобино исключали практическое применение расистских постулатов, за что и подвергал его критике Хьюстон Чемберлен .
Согласно Гобино, славяне, будучи некогда в древности белым арийским народом, «ушли на северо-восток нашего континента и там вступили в разрушительное соседство с финнами»; «славянский язык, имеющий общие родовые признаки арийских языков, подвергся сильному финскому воздействию. А что касается внешних признаков, они также приблизились к финскому типу». Гобино приписывал славянам пассивность «в результате большой пропорции жёлтой крови», и сравнивал славянские и семитские народы :
Славяне выполняли в восточной Европе ту же функцию долгого и молчаливого, но неотвратимого влияния, какую в Азии взяли на себя семиты. Подобно последним, они создавали стоячее болото, в котором, после кратковременных побед, тонули все более развитые этнические группы.
Жозеф де Гобино проводил свои взгляды и в беллетристических произведениях , подчёркнуто резко изображая классовую борьбу, становясь при этом на сторону аристократии. Наиболее известным из его романов стала «История ярла Оттара , норвежского пирата» (Histoire d'ottar Jarl, pirate norvégien, et de sa descendance, 1879), посвящённая походам викингов . Будучи ориенталистом по увлечениям, Гобино передаёт «couleur locale» в «Азиатских новеллах», его «Тифенское аббатство», «Возрождение». Гобино — ученик Стендаля и Мериме .
Известность и признание пришли к Гобино только после его смерти и вначале не на родине, а в Германии . В 1894 году в Германии было основано «Общество Гобино», число членов которого в 1914 году достигло 360. Особенно активную роль в распространении гобинизма в Германии сыграл основатель этого общества Людвиг Шеман, издавший ряд сочинений Гобино и исследований о нём . Он же в 1897—1900 годах впервые издал «Опыт о неравенстве человеческих рас» на немецком языке , а также написал двухтомную биографию Гобино (1913—1916). Национал-социалистические теоретики оценили это сочинение так высоко, что специально подобранные фрагменты из него публиковались в 30-е годы в популярных антологиях о расах и приводились даже в школьных учебниках. Таким образом, идеи Гобино пригодились в идеологии нацистской Германии и послужили для формирования нацистской расовой политики , хотя он и не был, подобно X. C. Чемберлену , возведён в ранг «народного мыслителя».
Теория Гобино в германизированной версии была известна некоторым влиятельным политикам и идеологам Японии и стала составной частью японского империалистического мировоззрения. Идеи Гобино получили распространение в Японии, где с ними познакомил учившийся в Германии писатель Мори Огай , который отмечал, что изучение его теории очень полезно, чтобы знать больше о мышлении западного противника, и критиковал Гобино за чрезмерный этноцентризм и сведение человеческой культуры к влиянию наследственности. В ноябре 1903 года он прочитал в университете Васэда лекцию о западных воззрениях о «жёлтой угрозе», в которой, в частности, заявил: «Нравится нам это или нет, но мы обречены на противостояние с белой расой» .
В статье использован текст , перешедший в общественное достояние . Статья основана на материалах Литературной энциклопедии 1929—1939 .