Проект энциклики подготовил
кардинал
Михаэль фон Фаульхабер
, предисловие к ней написал кардинал Пачелли (ставший в дальнейшем Папой
Пием XII
). В предисловии рассматриваются исторические моменты
конкордата
Римско-Католической Церкви
и Третьего рейха. В тексте осуждаются языческие корни идеологии национал-социализма, мифы о расе и крови и ошибочность нацистских представлений о Боге. Документ предупреждал католиков о том, что завоевывавшая все большую популярность нацистская идеология, которая ставила одну из рас над другими, несовместима с католицизмом
. По словам
(нем.)
(
, Пачелли добавил к проекту, написанному в осторожном стиле, следующий абзац:
Если кто-то выделяет расу, этнос, государство или его специфическую форму либо иную фундаментальную ценность человеческого общества — сколь бы необходимыми и уважаемыми ни были их функции — над уровнем их обычной ценности и делает их объектом поклонения, то он искажает и извращает мир, замышленный и сотворённый Богом.
Карло Фалькони настаивает на том, что окончательный текст энциклики был «не столько усилением формулировок, предложенных Фаульхабером, сколько точный и даже дословный их перевод»
. Согласно Фрэнку Дж. Коппе, кардинал Пачелли подготовил проект, который Папе показался слабым и недостаточно сфокусированным на сути, и он заменил его анализом с большей долей критики.
В своё время Папа заявил о том, что авторство энциклики принадлежит кардиналу Пачелли.
Сам Пачелли считал текст энциклики «компромиссом» между дипломатическими соображениями и мнением Святого Престола о том, что он не может молчать о своих «страхах и опасениях».
Мартин Ронхаймер пишет, что Mit brennender Sorge полагает расу «фундаментальной ценностью человеческого общества», «необходимой и уважаемой», но возражает против «возвышения расы, этноса, государства или его специфической формы» «над уровнем их обычной ценности» «и делает их объектом поклонения».
В связи с этим Фаульхабер предложил во внутрицерковном меморандуме, чтобы епископы оповестили власти о том, что «Церковь, следуя своим правилам заключения браков, которые остаются в силе, делает важный вклад в правительственную политику поддержания чистоты расы; тем самым способствуя осуществлению демографической политики режима».
Энциклика была написана на немецком языке, тогда как обычно официальные документы Римско-Католической Церкви составляются на латыни. Она была зачитана во всех католических приходах Германии. О выходе энциклики не было предварительного уведомления, и её распространение держалось в секрете, чтобы обеспечить беспрепятственное её зачитывание во всех католических храмах Германии.
Видмар пишет, что за этим последовали преследования против Церкви в Германии, включая «инсценированные процессы над монахами по обвинению в однополом блуде, с максимальной публичностью».
Вольфганг Бенц
и Томас Данлоп, напротив, утверждают, что «
монастырские процессы
» имели место в 1935-37 гг.
Фрэнк Дж. Коппа утверждает, что нацистские власти усмотрели в папской энциклике «призыв к борьбе против Рейха», и что Гитлер был в ярости и «обещал отомстить Церкви»
. По словам католических исследователей Элера и Моралля, первоначально нацисты намеревались отреагировать на папское вмешательство разрывом конкордата («но после раздумий правительство не стало делать этого»), а в дальнейшем в ходе войны отношения двух сторон стабилизировались. Отчасти, это было связано с тем, что после аншлюса Австрии численность католического населения Рейха уравнялась с численностью протестантского. После войны конкордат сохранился и статус церкви был восстановлен до статуса, действовавшего до прихода нацистов к власти).
Оценки
Исследователи расходятся в оценках степени оппозиционности энциклики нацистскому режиму. В ней содержится упоминание «безумного и наглого пророка», и по мнению исследователей Бокенкоттера и Видмара оно относится к Гитлеру, и как было написано этими авторами, опиравшимися на изданный в 1967 г. труд Фалькони, «энциклика стала первым крупным официальным документом, авторы которого осмелились критиковать нацизм и осуждать его».
Фалькони также утверждает, что предложение Гитлеру «оливковой ветви мира» в обмен на восстановление «спокойного процветания» лишило документ его «образцовой и благородной непримиримости»
. Католический исследователь холокоста Михаэль Файер полагает, что энциклика «осудила расизм (но не Гитлера и национал-социализм, как считают многие)».
Другие католические исследователи рассматривают энциклику как документ, которому «недостает боевитости», поскольку немецкий епископат надеялся установить некий modus vivendi с нацистами. В результате энциклика вышла «недостаточно полемичной», а «дипломатически умеренной», в отличие от посвященной итальянскому фашизму энциклики
(англ.)
(
.
Ссылки
Примечания
↑
, p. 518—519.
, p. 327-331.
↑
, p. 229.
↑
(нем.)
(
от 12 августа 2020 на
Wayback Machine
//
(англ.)
(
, November 2003
↑
, p. 162—163.
, «Когда Пию XI возносили хвалу за публикацию в 1937 г. энциклики с осуждением нацизма, Mit Brennender Sorge, он указывал на своего государственного секретаря и говорил, что в этом его заслуга», p. 45.
В оригинальном проекте Фаульхабера говорилось: «Опасайтесь того, чтобы обожествлять расу, или государство, или ценности общества, которые могут претендовать на почетное место в мировом порядке вещей.» —
(нем.)
(
от 12 августа 2020 на
Wayback Machine
//
(англ.)
(
, November 2003
, p. 254.
, p. 125—126.
, «Когда Гитлер стал всё более враждебно относиться к Церкви, Пий достойно принял вызов, чем вызвал восхищение всего мира. Его энциклика Mit Brennender Sorge была первым „официальным публичным документом, осуждавшим нацизм“ и „одним из самых крупных осуждающих документов в истории Ватикана“. Будучи тайно ввезённой в Германию, она была зачитана с кафедр католических храмов в Вербное воскресенье в марте 1937 года. Она разоблачала заблуждения и ложь нацистского мифа крови и почвы; она отвергала его неоязычество, его войну не на жизнь, а на смерть с Церковью и даже называла самого фюрера „сумасшедшим пророком, охваченным омерзительной гордыней“. Нацисты пришли в ярость и в порядке возмездия закрыли все типографии, где печатался текст энциклики и приняли ряд ограничительных мер против Церкви, включая целый ряд процессов по обвинению католических священников в аморальном поведении»., p. 389—392.
, «Mit brennender Sorge не кривила душой. Хотя её начало имело смягченные формулировки с учетом множественности целей Церкви, она стала одним из самых резких осуждений политического режима суверенного государства из числа когда-либо высказанных Ватиканом. Её энергичный стиль существенно отличался от обычного стиля энциклик. Подробном анализу подвергся вопрос воспитания, и большой её раздел был посвящён опровержению нацистской теории „
Крови и почвы
“ и приравниванию веры в Германию вере в Бога. Там были недвусмысленные ссылки на „
Миф XX века
“
Розенберга
и
нео-языческий
характер этого труда. Осуждалось давление, оказываемое нацистами на католических руководителей с требованием отказа от убеждений, как „низкое, незаконное и антигуманное“. В документе говорилось о духовном гнёте в Германии, подобного которому никогда ранее не было в её истории и об открытой борьбе против религиозных школ и отрицании права на выбор тех, кто хотел получить католическое образование. В энциклике говорилось об открытом и скрытом давлении, он нарушении экономических, профессиональных и гражданских прав католиков, особенно на государственной службе, вследствие их верности собственному вероисповеданию. „Голгофа Церкви“, „Война на уничтожение Католической церкви“, „Культ идолов“ — всё это формулировки из энциклики. Обвинения произносились с кафедр перед сочувствующей аудиторией. Досталось и самому Гитлеру, за его „самообожествление“, „попытки заменить собой Христа“, его называли „ сумасшедшим пророком, охваченным омерзительной гордыней (widerliche Hochmut)“. Степень ярости нацистов продемонстрировали немедленные меры против распространения документа. Ни одна фраза из энциклики не была опубликована в газетах, на следующий день гестапо нанесло визит в канцелярии диоцезов и конфисковало все попавшие в их руки экземпляры. Журналы католических диоцезов были запрещены, лимит бумаги на церковные нужды резко ограничен. Кроме того, были приняты иные меры, такие как снижение размеров пособий нуждающимся священникам и студентам, изучавшим теологию, размер которых был оговорен в договоре конкордата. И все эти бесполезные репрессивные меры не смогли причинить Церкви значительного ущерба…», p. 205.
, «Письмо Понтифика до сих пор является первым значительным публичным документом, осуждающим нацизм, и мужество Папы поразило мир.», p. 230.
, «Значительнейшим поступком Пия XI было составление энциклики Mit Brennender Sorge в 1936 году и тайное её распространение с использованием целой армии мотоциклистов для того, чтобы она была зачитана с кафедр в Вербное воскресенье раньше, чем в руки нацистов попадёт хоть один экземпляр. Она была написана не на обычной для таких документов латыни, а на немецком языке и разоблачала представления о честности нацистов. Она осуждала преследования Церкви, нео-язычество нацистской идеологии — особенно в части расовых теорий — и самого Гитлера, называя его сумасшедшим пророком, одержимым омерзительной гордыней»., p. 327.
Ehler S. Z., Morrall J. B.
Church and state through the centuries
(неопр.)
. — Biblo & Tannen, 1988. —
ISBN 0-8196-0189-6
.
(англ.)
(
.
The Popes in the Twentieth Century
(неопр.)
. —
(итал.)
(
, 1967.
McGonigle J. F. Q.
A History of the Christian Tradition: From its Jewish roots to the Reformation
(англ.)
. — Paulist Press, 1996. —
ISBN 978-0-8091-3648-3
.
Rohrbacher P.
// Un pape contre le nazisme? L'encyclique "Mit brennender Sorge" du pape Pie XI. (14 mars 1937). Actes du colloque international de Brest, 4–6 juin 2015 / Fabrice Bouthillon, Marie Levant (Hrsg.). — Brest:
(фр.)
(
, 2016. — P. 93–108.