Interested Article - Этнический стереотип

Кадр из короткометражного мультфильма « », изображающий стереотипного негра, поедающего арбуз

Этнические стереотипы ( этностереотипы ), или национальные стереотипы , — исторически сложившиеся внешние (гетеростереотипы) или собственные (автостереотипы) представления о складе ума, менталитете и стандартном поведении представителей того или иного этноса . Национальные стереотипы обычно отличаются упрощённостью, односторонностью, а нередко и искажённостью. Источником национальных стереотипов часто являются исторически сложившиеся предубеждения . Автостереотипы, относящиеся к самохарактеристике нации, нередко носят комплиментарный характер. Главное содержание и внутренняя цель подобного стереотипа — отделить «своих» от «чужих» .

В качестве национальных, этнических стереотипов ряд исследователей рассматривает предполагаемые черты национального характера . Работы, в которых стереотипы рассматриваются как реально существующие качества, могут считаться псевдонаучными .

Описание явления

Этностереотипы описывают членов этнических групп, приписываются им или ассоциируются с ними. В обыденном сознании и в средствах массовой коммуникации об этнических стереотипах весьма распространено мнение как о исключительно отрицательном феномене. Во многом это связано с тем, что в мировой науке чаще всего изучались негативные стереотипы подвергавшихся дискриминации этнических меньшинств. Однако стереотип бывает как отрицательным, так и положительным , поэтому необходимо разграничивать стереотипы и предрассудки , которые бывают только негативными.

Содержание этнических стереотипов определяется тремя группами факторов :

  • специфичностью этнической группы — особенностями, закрепленными в культуре и общественном сознании, выработанными в ходе общественно-исторического развития;
  • социально-политическими и экономическими условиями развития этнической группы и особенностями взаимодействия между ними;
  • длительностью и глубиной исторических контактов с другими этносами .

Этнические стереотипы могут быть двух видов — автостереотипы (описание собственного этноса) и гетеростереотипы (описание другого, не своего, этноса) .

Для автостереотипов характерно стремление внести в их содержание идеалы собственного этноса, поддержание наиболее самобытных качеств национального характера.

Для гетеростереотипов характерна склонность к антропостереоретипам, то есть обусловленности стереотипа внешним обликом индивида. В гетеростереотипах, на уровне обыденного сознания, внешний облик представителя соответствующего этноса связывают с определенными психическими чертами. На основе этнических стереотипов возникают соответствующие типы поведения и общения между представителями разных этносов.

На основе стереотипов формируется этнический образ — форма описания этноса, в которой выделяются наиболее значимые и типичные свойства, и которые основываются на чувственном восприятии своего или чужого этноса . Этнический образ служит эталоном , в соответствии с которым человек мотивирует своё собственное поведение и ожидание его от других людей.

Этнический образ, основанный на автостереотипах, может значительно отличаться от этнического образа, основанного на гетеростереотипах.

Этнический образ, как основанный на автостереотипе, так и на гетеростереотипе, является обобщенной характеристикой и может не совпадать с индивидуальными характеристиками отдельных членов этноса .

Значение в культуре и коммуникации

Национальные стереотипы могут становится источником как достаточно безобидных культурных явлений, таких как анекдоты (к примеру, анекдоты про хохлов и москалей ), или реклама , так и для разжигания межнациональной розни . Выражением многих национальных стереотипов могут служить пословицы , такие как « Незваный гость хуже татарина » или, высказывания, ставшие афоризмами , к примеру «Немцы, как никакая другая нация, сочетает в себе качества образцового воина и образцового раба» ( Уинстон Черчилль ) .

С одной стороны национальный стереотип, являясь формой генерализации, обобщения человеческого опыта, при налаживании общения между представителями различных национальностей может служить своего рода подсказкой, облегчающей нахождение взаимопонимания. Однако такое обобщение может выделять и несущественные признаки, исходя из внешней эффектности. Такие стереотипы становятся помехой межкультурному общению .

Национальный стереотип является разновидностью , и по своей структуре и функциям близок к социальной установке .

См. также

Примечания

  1. Кашкин В. Б. , Смоленцева Е. М. // Культурные табу и их влияние на результат коммуникации : сборник. — 2005. — С. 246—252 . 28 февраля 2010 года.
  2. Амелькина А. // Население и общество : бюллетень. — 2007. — № 285—286 . 6 апреля 2010 года.
  3. В. Г. Крысько. Стереотип национальный (этнический) // Этнопсихологический словарь. — М. : , 1999.
  4. , p. 142.
  5. , с. 85.
  6. Стефаненко Т. Г. . Центр Льва Гумилёва (29 января 2012).
  7. Кашкин В. Б. , Пёйхёнен С. // Русское и финское коммуникативное поведение : сборник. — 2000. — С. 70 . 14 февраля 2015 года.
  8. . lenta.ru (13 октября 2011). Дата обращения: 7 марта 2016. 5 июля 2012 года.
  9. И. Гасанов. Национальные стереотипы и «образ врага» // Чернявская Ю. Психология национальной нетерпимости. Хрестоматия. — Минск: Харвест, 1998.
  10. Жаркова Татьяна Ивановна. . Издательский дом «Первое сентября». Дата обращения: 7 марта 2016. 8 марта 2016 года.

Литература

  • Жаркова Татьяна Ивановна. . Издательский дом «Первое сентября». Дата обращения: 7 марта 2016. 8 марта 2016 года.
  • Прожилов А. В. // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. — 2014. — № 7 .
  • Светлана Филюшкина. // Логос. — 2005. — № 4 (49) . 19 октября 2016 года.
Источник —

Same as Этнический стереотип