Interested Article - Кучум
- 2021-10-07
- 1
Кучу́м , Кучум-хан ( тат. Küçem , Күчем , كوچم ) — сибирский хан (царь) , потомок Чингисхана из династии Шибанидов , внук Ибака — хана Тюмени и Большой Орды .
Происхождение
Отцом Кучума был Муртаза, сын Ибака — хана Тюмени и Большой Орды.
«..У Чингиз-хана сын Джучи-хан; у него сын Шибан-хан, его сын Багадур-хан, его сын Джучи-буга, его сын Бадакул, его сын Мунга-Тимур, его сын Бик-кунди-оглан, его сын Алий-углан, его сын Хаджи Мохаммед-хан, его сын Махмудек-хан, его сын Абак-хан, его сын Тулук-хан, его сын Шамай-султан, его сын Узар-султан, его сын Багадур-султан. У помянутого выше Махмудек-хана был сын Муртаза-хан, у этого сын был Кучум-хан..»
— АБУЛ-ГАЗИ «РОДОСЛОВНОЕ ДРЕВО ТЮРКОВ»
Родился Кучум предположительно в 1510 — 1520 годах .
По своему происхождению являлся потомком Чингис-хана. Кучум был родственником представителей правящей династии Шибанидов в Бухарском ханстве . Хан принадлежал к роду Шибанидов , потомков Шибана — 5-го сына Джучи и внука Чингисхана. В некоторых легендах, записанных историками, говорится, что Кучум был выходцем из Бухары . Савва Есипов в летописи «О взятии Сибирской земли» также отмечает, что был родом Каракалпак из Казахского ханства.
Начало правления
"Опираясь на поддержку своего родственника — шибанида, бухарского хана Абдулла-хана II , Кучум вёл длительную (в 1555 году борьба уже велась) и упорную борьбу с сибирским ханом Едигером используя войско, состоящее из ногайских , кыргызских отрядов. Решительную победу он одержал в 1563 году .
В 1563 году, в отмщение за смерть деда, Кучум убил Едигера и его брата Бекбулата , и занял город Кашлык (Искер, Сибир), став владетельным ханом над всеми землями по Иртышу и Тоболу , а равно и над барабинцами, чатами и иртышскими остяками. Только Сейдяк (Сеид-хан) , сын Бекбулата, остался в живых и был отправлен для безопасности в Бухару . Савва Есипов так пишет об этих событиях: "Сын Муртазы Кучум из Казачьей орды , с очень многими своими воинами подступив к городу Сибири и взяв его, убил Ядкара и Бикбулата, а сам сделался царём всея земли сибирской. Он подчинил себе многие народы. Прежде чем бог разгромил его царство и отдал его в руки православных христиан, царь Кучум многие годы свободно и спокойно правил в Сибири, собирая ясак". Население Сибирского ханства, основу которого составляли татары и подчинённые им манси и ханты, рассматривали Кучума как узурпатора, тем более что его опорой служило иноземное войско. Другие сибирские летописи говорят, что Сейдяк, после смерти своего отца и дяди, правил в Сибири, пока не пришёл из Казахских степей Кучум, который взял город и принудил Сейдяка бежать в Бухару.
Будучи правоверным мусульманином, Кучум многое сделал для распространения ислама в Сибири. Многие, которые не хотели добровольно по закону мусульманскому подвергнуться обрезанию, были принуждены к тому силою, а некоторые упорно сопротивлявшиеся были казнены. Введение новой веры сопровождалось многочисленными мятежами населения, в связи с чем Кучум запросил помощи у своего отца Муртазы, который прислал Кучуму большое войско.
По просьбе Кучума правитель Бухары шейбанид Абдулла-хан II трижды присылал Кучуму с бухарскими всадниками шейхов и сеидов для проповеди ислама.
Незадолго до прихода Ермака в Сибирь ( 1582 ) к Кучуму прибыл Шербети-шейх. По некоторым данным, Кучум вывез нескольких исламских учёных из Казани . Несмотря на эти меры, многие народы ханства оставались язычниками и после смерти хана.
Кучум достиг значительных успехов в укреплении своего государства. Помимо татар и кипчаков, он подчинил своей власти ханто-мансийские племена, обитавшие на Оби и Урале, барабинцев и часть башкирских племён, обитавших на восточных склонах Урала. Границы Сибирского ханства на севере доходили до Оби, на западе кое-где переходили на европейскую сторону Урала, на юге проходили по Барабинской степи.
Разрыв с Россией. Борьба с Ермаком
Окончательно захватив Сибирское ханство , Кучум сначала продолжал платить ясак и отправил в Москву своего посла с 1000 соболей ( 1571 г.), но когда окончились его войны с прежними сибирскими владетелями, он подступил к Перми . Появление его вызвало попытку ногайских татар отделиться от Москвы и черемисский бунт. Несколько дальнейших походов его войск во владения Ивана Грозного и Строгановых в итоге привели к потере им власти в Сибирском ханстве. 1 октября 1581 года Кучум выдержал натиск Ермака под Чувашской горой , но 26 октября его стан был разбит казаками, основные войска, состоявшие из местных народов, разбежались, и Ермак беспрепятственно вступил в Искер , столицу Сибири. Относительно легкая победа немногочисленной (менее тысячи человек) казачьей экспедиции под руководством Ермака над целым ханством объясняется непрочностью объединения различных народов, зачастую исповедовавших разную религию и ведущих разный образ жизни. Помимо этого многие местные князьки считали, что им намного выгоднее было подчиниться казакам, а потом московскому царю, чем служить пришлому хану, опиравшемуся к тому же на силу чуждых им бухарских, узбекских, ногайских, казахских отрядов. А главное — у Кучума не было большого опытного войска, его гвардия и уланы, набранные в южных степях и усиленные местными сибирскими татарами, были относительно плохо вооружены, использовали устаревшую тактику и вооружение. Им было сложно противостоять опытным в военном искусстве казакам и иностранным наёмникам, в большинстве своем использовавшим огнестрельное оружие, качественные защитные доспехи и владевшим самыми передовыми техниками боя. Кучум, бежав в Ишимские степи , стал поднимать инородцев, следил постоянно за Ермаком и наконец, 6 ( 16 ) августа 1585 года, напав на него врасплох, разбил его отряд.
Продолжение сопротивления. Отношения с соседями
В 1586 году в Сибирь были отправлены воеводы Василий Сукин и Иван Мясной. В следующем году в Сибирь с отрядом стрельцов прибыл голова Данила Чулков . Силы ханства были подорваны из-за междоусобной борьбы. Сейдяк (Сеид-хан) , соперник Кучума, изгнал его сыновей из Искера, но в 1588 году сам был пленён Данилой Чулковым.
В 1590 году хан Кучум решил снова навестить свои прежние владения. 23 июня ( 3 июля ) подошёл довольно близко к городу Тобольску , убил в деревнях нескольких татар и с захваченной добычей бежал, раньше чем тобольский воевода мог получить известие о его приближении. В другой раз хан совершил набег на Каурдакскую и Салымскую волости, которые находились вверху Иртыша и платили ясак русским; он убил там много людей и награбил большое количество всякого добра. Это было его местью тем татарам, которые не признавали его своим государем и подчинились русским .
8 ( 18 ) июля 1591 года выступил в поход воевода князь Владимир Васильевич Кольцов-Мосальский , и 1 (11) августа напал на хана на реке Ишиме , у озера Чиликула, что после короткого сражения многие бывшие с ханом были убиты, а оставшиеся в живых бежали. Царевич Абдул-Хаир и две жены хана со многими другими пленными должны были в знак полной победы последовать за русскими, возвратившимися с богатой добычей в Тобольск. Однако историк Я. Г. Солодкин указывает, что впервые это сражение упоминается в Ремизовской летописи спустя 100 лет после события и противоречит ранее появившимся источникам, включая Есиповскую летопись 1639 года, из чего приходит к выводу о вымышленности данного сражения .
В 1594 году князь Андрей Елецкий выступил во главе с более чем полуторатысячным войском по Иртышу до устья Тары, желая усыпить бдительность Кучума мирными жестами, а затем неожиданно разбить его войско и по возможности захватить в плен. Кучум, узнав о намерении русских построить город на реке Таре, отправил царевича Алея к аялынским татарам, чтобы в виду наступления русских отвести их в места более безопасные по верхнему Иртышу, где в то время находился сам хан. Алей собрал 150 татар и повёл их на остров, называемый Чёрным (в 40 верстах ниже Чернолуцкой слободы), где они поставили небольшой городок. Воеводой Елецким был отправлен отряд (276 человек во главе с письменным головой Борисом Доможировым) который при первом же нападении взял татарский Чёрный городок, но ему не удалось помешать бегству хана Кучума и большинства татар, находившихся в городке. В полон были взяты оба аялынских есаула Мамык и Сейткул, князец Илгулуй и Темсенек, сын князца Колкилдея, а также 60 человек рядовых аялынцев с их жёнами и детьми.
В 1597 году Кучум предложил заключить мир, при условии возврата земель по Иртышу и освобождения Шаима и двух других гостей, которые были направлены к Кучуму послами, а из имущества послов просил вернуть воз с пушниной. В ответ московские власти послали Кучуму несколько грамот от Маметкула и Абдул-Хаира с предложением перехода на царскую службу и приезда в Москву. Кучум грамоты не принял.
Поражение и гибель
Кучум вовсе не желал переходить под покровительство царя. В последние годы он, сломленный неудачами, всё больше склонялся к миру с русскими, но никаких действий, однако, не предпринимал, по возможности тянул время и копил силы для решающего удара. Испугавшись слуха о новом набеге Кучума, царские власти предприняли решительное наступление.
9 ( 19 ) мая 1598 года воевода Андрей Матвеевич Воейков и воевода князь Иван Владимирович Кольцов-Мосальский выступили в поход с отрядом в 700 русских и 300 татар. 4 ( 14 ) августа 1598 года Воейков выступил из Тары. Войско его состояло из 300 казаков, 30 служилых татар, 60 татар-всадников , они напали на хана в его становище, в Ирменьском сражении 20 ( 30 ) августа 1598 года убили множество татар. Погибли брат, сын и двое внуков Кучума, бόльшая часть гвардии хана была убита. Сам же хан сумел бежать за Обь . Русские 23 августа ( 2 сентября ) возвратились в Тару. Знатных пленников отправили из Тары в Тобольск, а оттуда в Москву. По случаю блестящей победы, одержанной в Сибири, было отслужено в Москве благодарственное молебствие.
Осенью 1598 года Воейков, руководствуясь указаниями нового царя Бориса Годунова, предложил хану перейти на царскую службу. Воейков, понимая, что ему Кучума не найти, прибегнул к помощи саида по имени Толмухаммед. Он велел разыскать хана и убедить его добровольно покориться царю, рассказать, что в таком случае царь будет милостив к нему и поможет. Толмухаммед, встретив Кучума, передал ему все, что наказал Воейков. Кучум на это ответил: «Я не пошел на поклон к падишаху, как он того хотел в ярлыке своем, а ведь я тогда был совсем здоров. Какая мне теперь нужда идти к нему под меч? Я теперь глух и слеп. Всего лишился. Взяли моего Асманака, который был купцом. Если бы забрали всех сыновей и оставили одного Асманака, я бы ещё пожил. А теперь сам я пойду к ногайцам, а сына отправлю в Бухару». 5 октября ( 15 октября ) 1598 года Толмухаммед вернулся к Воейкову и сообщил, что нашёл Кучума в двух днях пути от места последней битвы, в лесу, на берегу Оби, что при хане три его сына и 130 татар, а также подробно пересказал всё, что слышал от Кучума. Хан рассказал саиду, что был на месте сражения и похоронил своих близких, как послал своих людей в волость Чат к мурзе Кошбахты с просьбой дать коней и одежду, как мурза отозвался на просьбу, прислал коней и шубу, а на другой день пришел сам, однако Кучум, заподозрив Кошбахты в предательстве, не принял его, сел на коня и уехал в верховья Оби.
В течение некоторого времени Кучум кочевал около озера Зайсан . Затем он решил вернуться в Ишимские степи, где надеялся найти свою разбросанную по разным местам семью и своих улусных людей. Это, может быть, ему удалось бы, если бы он не вооружил против себя калмыков, приказав угнать у них несколько лошадей, необходимых ему для продолжения пути. Этот поступок шёл настолько вразрез с долгом беглеца, принятого дружелюбно чужим народом, что оскорблённая сторона считала себя вправе отомстить ему. Калмыки догнали его на реке Нор-Ишиме у озера Каргальчина. Там были перебиты остальные его люди, но Кучум снова спасся бегством.
Некоторые летописи сообщают, что Кучум отправился в Казахскую орду , другие же (Ремезовская) указывают здесь на ногайцев. Абулгази в рассказе о гибели хана упоминает о манкатах, под которыми разумеет каракалпаков. Царевич Канай, отказываясь от правления над бухарским городом Шавраном, опасался, что ему не поздоровится, как и его отцу, которого таким же образом «учинили» князем, пригласив приехать в землю калмыков и коварным образом убив там сразу же по прибытии .
Кучум погиб насильственной смертью среди одного из этих народов. Скорее всего Кучум погиб в 1601 году . В том году сын Кучума Али стал ханом.
В течение первых десятилетий XVII века наследники Кучума — царевичи Аблайкерим и Кирей — продолжали сопротивление. Они принимали деятельное участие в восстании сибирских татар в 1620—1630-х годах с целью восстановления Сибирского ханства, однако изменить ситуацию уже не могли.
Семья
Известно, что у хана Кучума было несколько жён:
- дочь Мурата, претендента на престол Казанского ханства
- дочь мурзы Девлет-бая. Её резиденция была в той же местности, где жил её отец, а именно в Бицыктуре на Панином бугре
- Сузге Ханым . Её резиденция была на мысу высокого берега Иртыша, в 6 верстах ниже Тобольска (Сусгунский мыс) дочь Шигай-хана , мать Каная и Азима
- Салтаным
- Сюйдеджан
- Яндевлет (Джандаулат)
- Актулум (Актолын)
- Ак-Сюйрюн (Аксорек)
- Шевлель (Шегляли)
- Кубул (Кубыл)
- Чепшан (Чебешан)
Известно 17 сыновей хана Кучума:
- (1587—1662)
- Али (Алей), ум. 27 октября 1647 года
- Канай
- Чувек (Чувак)
- Азим, брат Чувека (от одной матери)
- Алтанай
- Ишим, был женат на дочери 1-го тайши калмыков Хо-Урлюка .
- Кубей-Мурат
- Канчувар
- Асмнак, род. 1568
- Абдул-Хаир , род. ок. 1575 от Чепшан
- Шаим, род. 1578
- Бипадишах, род. 1590
- Мулла, род. 1594
- Комеш, род 1597
Дочери хана Кучума:
- Кумыз, род. 1584
- Гульсафат, род. 1584, от Актолын
- Асыфсолтан, род.1587, от Шегляли
- Дорерпадишах, род 1588, от Саедижан
- Матур, род. 1592, от Саедижан
- Толынбике, род. 1595, от Солтаным
- Караджан, род. 1595, от Саедижан
- Акханым, род. 1595, от Аксорек
- дочь, её муж Ак-Мурза Юсупов сын Юсупов.
См. также
Примечания
- . antipont.ru . Дата обращения: 5 января 2022. 5 января 2022 года.
- . Дата обращения: 10 сентября 2015. 23 марта 2015 года.
- (каракалпаки, алт улы, 6 арысов) от 15 октября 2011 на Wayback Machine
- . Дата обращения: 13 октября 2013. 14 октября 2013 года.
- Скрынников Р. Г. Ермак. — М. : Молодая гвардия, 2008. — 255 [1] с. — ( Жизнь замечательных людей ). — 5000 экз. — ISBN 978-5-235-03095-4 .
- . Дата обращения: 13 октября 2013. 14 октября 2013 года.
- Солодкин Я. Г. Было ли сражение на Ишиме в 1591 году? // Военно-исторический журнал . — 2014. — № 12. — С.60-62.
- Дата обращения: 13 октября 2013. 16 октября 2013 года.
- . Дата обращения: 13 октября 2013. 14 октября 2013 года.
- ↑
- Grousset, René. : [ англ. ] . — Rutgers University Press, 1970. — P. . — «ishim-khan married.». — ISBN 9780813513041 .
- Maksimov, Konstantin Nikolaevich. : [ англ. ] . — Central European University Press, 2008. — P. 2. — ISBN 9789639776173 .
Литература
- Атласи Х. . — Казань: Татар. кн. изд-во, 2005. — 96 с.
- Маслюженко Д. Н., Рябинина Е. А. // Средневековые тюрко-татарские государства : Сборник статей. — Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2009. — Вып. 1 . — С. 97—111 . — ISBN 978-5-98245-048-7 .
- Матвеев А. В., Татауров С. Ф. // Средневековые тюрко-татарские государства : Сборник статей. — Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2009. — Вып. 1 . — С. 112—117 . — ISBN 978-5-98245-048-7 .
- Миллер Г. Ф. . — М. — Л. : АН СССР, 1937. — Т. 1. — С. 194—201, 222-236, 239-266, 278-300.
- Скрынников Р. Г. Борис Годунов // М., Издательство «АСТ», 2003 г. ISBN 5-17-010892-3
- Скрынников Р. Г. . — М. : Просвещение , 1992. — 160 с. — 150,000 экз. — ISBN 5-09-003828-7 .
- Соловцов . Кто был Кучум // Восточное обозрение. 1882. № 39-40.
- Файзрахманов Г. Л. История татар Западной Сибири: с древнейших времен до начала XX века. — Казань: Татар. кн. изд-во, 2007. — С. 131—135, 168-182. — 431 с. — 1,000 экз. — ISBN 978-5-298-01536-3 .
- Худяков Ю. // Родина : журнал. — М. , 2000. — № 5 . 26 января 2013 года.
- Шашков А. Т. // Проблемы истории России : сборник. — Екатеринбург: Кафедра истории России ист. фак-та УрГУ , 2001. — Вып. 4 . — С. 21—35 .
- Шпаков В. // Экспресс-К : газета. — Астана, 19 марта 2010. — № 48 (16920) .
- Рудаков В. Е. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Карамзин Н. М. . История государства Российского. т. IX.
Ссылки
- . Родовод . Дата обращения: 29 декабря 2010. 26 августа 2011 года.
- 2021-10-07
- 1