Interested Article - Софья Алексеевна

Со́фья Алексе́евна ( 17 [27] сентября 1657 3 [14] июля 1704 ) — царевна, дочь царя Алексея Михайловича , в 1682 1689 годах регент при младших братьях Иване и Петре .

Биография

Ранние годы

Царевна Софья Алексеевна родилась в семье Алексея Михайловича и его первой жены — Марии Ильиничны Милославской и была шестым ребёнком и четвёртой дочерью среди шестнадцати детей Алексея Михайловича . Получила традиционное княжеское имя Софья , так же звалась её рано умершая тётка — царевна Софья Михайловна .

Обычно царевны заканчивали обучение к десяти годам, выучив только грамоту, счет и закон Божий. Но отличавшаяся живым умом Софья упросила продолжить образование вместе с братьями. Её учителем и воспитателем был Симеон Полоцкий .

Стрелецкий бунт 1682 года и приход к власти

27 апреля ( 7 мая ) 1682 года после 6 лет правления скончался болезненный царь Фёдор III Алексеевич . Встал вопрос, кому наследовать престол: старшему 15-летнему болезненному Ивану согласно обычаю или совсем малолетнему Петру. Заручившись поддержкой патриарха Иоакима , Нарышкины и их сторонники 27 апреля ( 7 мая ) 1682 года возвели на престол Петра. Фактически к власти пришёл клан Нарышкиных и вызванный из ссылки Артамон Матвеев , объявленный «великим опекуном». Сторонникам Ивана Алексеевича было затруднительно поддерживать их претендента, который не мог полноценно царствовать из-за крайне слабого здоровья, которым отличались все дети мужского пола царя Алексея Михайловича от Марии Милославской. Организаторы фактического дворцового переворота объявили версию о собственноручной передаче «скипетра» умирающим Фёдором Алексеевичем его младшему брату Петру, но реальных достоверных свидетельств тому предъявлено не было.

Мятеж стрельцов в 1682. Стрельцы выволакивают из дворца Ивана Нарышкина. Картина А. И. Корзухина , 1882

Милославские , родственники царевича Ивана и царевны Софьи по их матери, законно усмотрели в провозглашении Петра царём нарушение существовавшего порядка престолонаследия и ущемление интересов царевича Ивана и его близких родственников из Милославских. Стрельцы , которых в Москве было более 20 тысяч, также проявили недовольство тайным дворцовым переворотом Нарышкиных и нарушением порядка передачи царского трона по старшинству и 15 (25 мая) 1682 года выступили открыто: с криками, что Нарышкины задушили царевича Ивана, массово двинулись к Кремлю. Наталья Кирилловна, надеясь успокоить бунтовщиков, вместе с патриархом и боярами вывела царевича Ивана и его младшего брата Петра на Красное крыльцо . Однако восстание на этом не закончилось. В его первые часы были убиты бояре Артамон Матвеев и Михаил Долгоруков , потом и другие сторонники царицы Натальи, в том числе два её брата Нарышкины.

26 мая выборные от стрелецких полков явились во дворец и потребовали, чтобы старший Иван признавался первым царём, а младший Пётр — вторым. Опасаясь повторения погрома, бояре согласились, и патриарх Иоаким тотчас же совершил в Успенском соборе торжественный молебен о здравии двух наречённых царей; а 25 июня венчал их на царство.

Копия наградного «угорского» золотого за Крымские походы с изображениями Петра I и Ивана V ( орёл ). Царевна Софья ( аверс ). 1689 год

29 мая стрельцы настояли, чтобы царевна Софья Алексеевна приняла на себя управление государством по причине малолетства её братьев, с титулом: " великой государыни, благоверной царевны, и великой княжны " . Царица Наталья Кирилловна должна была вместе с сыном Петром — вторым царём — удалиться от двора в подмосковный дворец в селе Преображенском .

Регентство

Софья правила, опираясь на своего фаворита Василия Голицына . У де ла Нёвилля и Куракина приведены позднейшие слухи о том, что между Софьей и Голицыным существовала плотская связь. Однако свидетельства времени её правления не подтверждают этого. «Дипломаты не видели в их отношениях ничего, кроме благоволения Софьи к князю, и не находили в них непременного эротического оттенка» .

В 1683 году иностранец её описывает: «Софья Алексеевна, старше покойного царя Феодора, она управляет в Москве с боярами; возвела на престол своего брата Иоанна. Умная и набожная, проводит время в молитве и посте. Читает жития святых по-польски, что в стихах издал Баранович. Царя Иоанна она так оберегает, что он никуда не выезжает, да и к нему никто не ходит без её дозволения. Бояре также не созывают думы без неё не только по делам государственным, но даже и частным»

В июле 1682 года , по настоянию патриарха Иоакима были сожжены главные старообрядцы России: протопоп Аввакум , Епифаний и др. Возмущённые жестокой расправой, раскольники воспользовались восстанием стрельцов в Москве и выдвинули требование, чтобы церковь вернулась к «старой вере». Сторонники старообрядцев двинулись к Кремлю, чтобы покончить с духовенством. Уладить конфликт взялась царевна Софья. Она пригласила зачинщиков восстания в Грановитую палату вместе со стрельцами для обсуждений «прения о вере», где Никита Пустосвят выступал главным оратором. Сама царица заняла царский трон, приступив к обсуждению. Софье удалось так повернуть ход событий, что старообрядцы показали себя бунтовщиками и врагами государства. Различными хитростями Софья удерживала участников спора до позднего вечера. Жители, ожидавшие результатов, разошлись по домам, а зачинщики, оставшись без поддержки, были схвачены и впоследствии казнены.

Бояре после этого полностью стали доверять царевне. Она хитроумным способом вывезла царскую семью в Троице-Сергиев монастырь и спрятала её за мощными стенами. Назначенный ею главнокомандующим князь Василий Голицын и думный дьяк Фёдор Шакловитый стали собирать в спешном порядке армию. За небольшое время им удалось собрать сто тысяч человек, против двадцати пяти тысяч стрельцов. Софье удалось по ложному доносу выманить из Москвы князя Ивана Андреевича Хованского с сыном Андреем , лишив тем самым стрельцов руководства. Софья произносила пламенные речи, подкупала и уговаривала стрельцов отказаться от требований, представляющих опасность для власти, и в конце концов этого добилась. В ноябре 1682 года царская семья со своим двором вернулась в Кремль, а в январе 1683 года в данном бунте была поставлена точка. Проницательный ум, ораторские способности и хитрость помогли Софье прекратить недовольства посредством переговоров, и это поставило её в один ряд с выдающимися политиками того времени, удалось заручиться поддержкой боярства.

В 1682 году подтвердила Кардисский договор со Швецией от 1661 года, лишивший Россию всей Лифляндии , Ингрии и Карелии .

Спор о вере. В центре — сам Никита, рядом с ним монах Сергий с челобитной, на полу — Афанасий, архиепископ Холмогорский, на щеке которого Никита «запечатлел крест». В глубине — предводитель стрельцов князь И. А. Хованский. В гневе встала с трона царевна Софья, раздраженная дерзостью раскольников. На следующий день Никита и его сторонники были обезглавлены по обвинению в возмущении народа

Выполняя решения Московского собора 1681—1682 годов, состоявшегося ещё при царе Фёдоре Алексеевиче (о предании раскольников гражданскому суду), Софья резко усилила официальные гонения на старообрядцев. В Великий пост 1685 года под давлением патриарха Иоакима были приняты знаменитые 12 статей против старообрядцев , в результате чего тысячи человек подверглись смерти, изгнанию и пыткам .

Вольтер говорил о царевне Софье: «Она имела много ума, сочиняла стихи, писала и говорила хорошо, с приятной наружностью соединяла множество талантов; они были омрачены только её честолюбием» .

В 1683 году не решила спорных вопросов с Речью Посполитой , несмотря на 39 съездов так называемой Андрусовской комиссии, и занималась планом войны с Крымом . В 1684 году подчинила киевскую митрополию не русского владения московскому патриарху и даровала " Привилегию " московской Славяно-Греко-Латинской академии . Запретила под страхом смерти повышение цен на вино, указала не вывозить лес, сало и мясо в Швецию .

При Софье был заключён выгодный для России « Вечный мир » с Польшей , оставивший за Россией Киев, Смоленск, Чернигов и земли до Новгород-Северска . Заключила реалистичный Нерчинский договор с Китаем (первый русско-китайский договор, действовал до 1858 года). В 1687 и 1689 годах под руководством Василия Голицына были предприняты походы против крымских татар , но они не принесли большой выгоды, хотя и укрепили авторитет России в глазах союзников по Священной лиге . 21 июля 1687 года в Париж прибыло русское посольство, посланное регентшей к Людовику XIV с предложением присоединиться к Священной лиге против турецкого султана, — на тот момент французского союзника . В 1688 году обвинена в умышлении с Шакловитым убить царя Петра I .

Царевна мечтала получить для рода Милославских своего наследника престола, женив брата Ивана Алексеевича на Прасковье Фёдоровне Салтыковой , но в семье рождались только девочки. Сама Софья венчаться на престол не планировала, т.к. считала это опасным и недопустимым. Приближенный царевны Фёдор Шакловитый делал всё для укрепления её власти. В мае 1682 года он стал автором поддельного акта о " всенародном и единогласном " избрании Софьи Алексеевны правительницей России. Посредством этого акта Софья имела власть наравне с Иваном и Петром.

Низложение

30 мая 1689 года Петру I исполнилось 17 лет. К этому времени он, по настоянию матери, царицы Натальи Кирилловны , женился на Евдокии Лопухиной , и, по обычаям того времени, вступил в пору совершеннолетия. Старший царь слабосильный Иван тоже был женат. Таким образом, больше не оставалось формальных оснований для дальнейшего регентства Софьи Алексеевны (по малолетству царей), но она продолжала удерживать в своих руках бразды правления. Пётр предпринимал попытки настоять на своих правах, но безрезультатно: стрелецкие начальники и приказные сановники, получившие свои должности из рук Софьи, по-прежнему выполняли только её распоряжения.

Между Кремлём (резиденцией Софьи) и двором Петра в Преображенском установилась атмосфера враждебности и недоверия. Каждая из сторон подозревала противную в намерении разрешить противостояние силовым, кровавым путём и созрел заговор.

Гравюра с портретом Софьи, заказанная Фёдором Шакловитым у Леонтия Тарасевича , отправленная Андреем Виниусом Николаасу Витсену

В ночь с 7 на 8 августа 1689 года, за срочное прибытие к царским покоям, каждому стрельцу выдавали по одному рублю, но ничего не произошло и все разошлись по домам. Несколько стрельцов прибыли в Преображенское и донесли царю, что стрельцы встали на сторону Софьи и о готовящемся покушении на него. Пётр был очень напуган и верхом, в сопровождении лишь нескольких телохранителей, тут же ускакал в Троице-Сергиев монастырь . Утром следующего дня туда же отправились царица Наталья и царица Евдокия в сопровождении всего потешного войска , которое к тому времени составляло внушительную военную силу, способную выдержать длительную осаду в троицких стенах.

В Москве известие о ночном бегстве царя из Преображенского произвело потрясающее впечатление: все понимали, что начиналась междоусобица единокровных сестры и брата, грозившая скорым большим кровопролитием. Софья упросила патриарха Иоакима поехать в Троицу, чтобы склонить Петра к переговорам, но в Москву патриарх не возвратился и сам объявил Петра полноправным самодержцем.

27 августа из Троицы пришёл царский указ, подписанный Петром, с требованием всем стрелецким полковникам явиться в распоряжение царя Петра в сопровождении стрелецких выборных, по 10 человек от каждого полка, за неисполнение — смертная казнь. Софья, со своей стороны, запретила стрельцам покидать Москву, также под страхом смерти.

Некоторые стрелецкие начальники и рядовые стали уходить к Троице. Софья чувствовала, что время работает против неё, и решила лично договориться с единокровным младшим братом, для чего выехала в Троицу в сопровождении небольшой охраны, но в селе Воздвиженском была задержана стрелецким нарядом, а посланные ей навстречу стольник И. Бутурлин, а затем боярин, князь Троекуров объявили ей, что царь её не примет, а если она попытается продолжать свой путь в Троицу, к ней будет применена сила. Софья возвратилась в Москву ни с чем.

Об этой неудаче Софьи стало широко известно, и бегство бояр, приказных чиновников и стрельцов из Москвы увеличилось. В Троице их благожелательно встречал князь Борис Голицын — бывший дядька царя, на это время ставший главным советником Петра и распорядителем в его ставке. Вновь прибывшим высокопоставленным сановникам и стрелецким начальникам он самолично подносил чарку и от имени царя благодарил за верную службу. Рядовым стрельцам тоже раздавали водку и наградные.

Пётр в Троице вёл образцовую жизнь Московского царя: присутствовал на всех богослужениях, оставшееся время проводил в советах с членами боярской думы и в беседах с церковными иерархами, отдыхал только в кругу семьи, носил русское платье, немцев не принимал, что разительно отличалось от образа жизни, который он вёл в Преображенском и который неодобрительно воспринимался бо́льшей частью всех слоёв русского общества — шумные и скандальные застолья и забавы, занятия с потешными, в которых он нередко выступал в роли младшего офицера, а то и рядового, частые посещения Кукуя (Немецкой слободы) , а, в особенности, то, что царь с немцами держался как с равными себе, в то время как даже самые знатные и сановные русские, обращаясь к нему, согласно этикету, должны были называть себя его рабами и холопами .

Между тем, власть Софьи неуклонно сыпалась: в начале сентября в Троицу ушла наёмная иноземная пехота во главе с генералом П. Гордоном — наиболее боеспособная часть русского войска. Там она присягнула царю, лично вышедшему навстречу. Фаворит и высший сановник правительства Софьи, «царственные большие печати и государственных великих посольских дел оберегатель» , князь Василий Голицын самоустранился от политической борьбы против царя Петра и своего двоюродного брата князя Бориса Голицына и уехал в своё подмосковное имение Медведково . Активно поддерживал правительницу только начальник стрелецкого приказа Фёдор Шакловитый , всеми средствами старавшийся удержать своих стрельцов в Москве.

От царя пришёл новый указ — схватить (арестовать) Шакловитого и доставить в Троицу в железах (в цепях) для сыска (следствия) по делу о покушении на царя, а все, кто поддержит Шакловитого, разделят его судьбу. Остававшиеся в Москве стрельцы потребовали от Софьи выдачи Шакловитого. Она сначала отказывалась, но была вынуждена уступить. Шакловитый был отвезён в Троицу, под пыткой дал признание и был обезглавлен. Одним из последних явился в Троицу князь Василий Голицын с сыном, где он не был допущен к царю, и сослан с семьёй в Пинегу (Архангельская область).

Заточение царевны Софьи в Новодевичий монастырь в 1689 году. Миниатюра из рукописи 1-й пол. XVIII века «История Петра I», соч. П. Крёкшина. Собрание А. Барятинского. ГИМ.

У правительницы Софьи не осталось приверженцев, готовых рисковать своей головой ради её интересов, и когда Пётр потребовал, чтобы Софья удалилась в Свято-духовский монастырь в Путивле , ей пришлось подчиниться. Вскоре Пётр решил, что держать её вдалеке небезопасно и перевёл в Новодевичий монастырь , но без пострижения . В монастыре к ней была приставлена стража.

Царевна Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре . Картина Ильи Репина

Жизнь в монастыре и смерть

Могила царевны Софьи Алексеевны в Смоленском соборе московского Новодевичьего монастыря.

Жизнь Софьи первоначально была довольно спокойна. При ней жила кормилица и горничные. С царской кухни присылали хорошую пищу, различные лакомства. К ней в любое время допускали посетителей и она сама имела возможность прогуливаться по всей территории монастыря, только у ворот стоял караул из верных преображенцев .

В 1696 году умер брат Иван Алексеевич, но не сохранилось сведений, что она была отпущена на погребение.

Стрелецкий бунт 1698 года , царь Пётр I, воспринял как новую попытку возвести на престол Софью. Он приказал казнить стрельцов под окнами кельи царевны. По царскому указанию её постригли в этом же монастыре под именем Сусанна.

Умерла 3 (14) июля 1704 года, перед смертью постриглась в великую схиму , взяв себе прежнее имя, София. Похоронена в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря в Москве .

В старообрядческом скиту Шарпан находится захоронение схимницы Прасковьи (« царицына могила ») в окружении 12 безымянных могил. Староверы считают эту Прасковью царевной Софьей, якобы бежавшей из Новодевичьего монастыря с 12 стрельцами .

Личная жизнь и характер

В 10-летнем возрасте воспитанием царевны Софьи Алексеевны занялся знаменитый придворный поэт и богослов Симеон Полоцкий . В результате уже в юном возрасте Софья отличалась умом и образованностью, что отмечали даже её враги . Сильвестр (Медведев) приписывал ей семь даров духа, семь добродетелей: мудрость, целомудрие, правдолюбие, благочестие, щедрость, великодушие и чудный дар слова . Софья была знакома с латынью, свободно владела польским . Она обладала обширной библиотекой, в которой в основном содержались произведения богословского и религиозного характера. Некоторые из её книг с собственноручными подписями царевны до сих пор хранятся в Новодевичьем монастыре . Ещё будучи молодой девушкой 19—20 лет, она читала в черновом варианте полемический религиозный трактат Симеона Полоцкого «Венец веры», который настолько ей понравился, что она приказала изготовить себе специальный книжный вариант произведения , что показывает, как глубоко она воспринимала богословские вопросы, несмотря на свой юный возраст . В Теремном дворце сохранились ковёр, вышитый Софьей, а также Евангелие, которое она переписала собственной рукой . В XIX веке бытовало мнение, что Софья сама писала стихи и пьесы и была талантливым драматургом, однако современные исследования опровергают это, более того — они показывают что при Софье началось свёртывание театральной жизни, которая стала зарождаться при Алексее Михайловиче , и это свертывание выступало как часть борьбы против «порчи нравов» .

Современники также отмечали её набожность и богобоязненность , передавшуюся ей от отца. И. Е. Забелин писал, что царевна Софья «по смыслу своего положения в обществе, была монастырка, постница, пустынница» . По словам британской исследовательницы Линдси Хьюз , жизнь Софьи «скорее всего, протекала перед церковным алтарём и иконами, а не на театральных подмостках, а круг её чтения состоял из Псалтири, Евангелия и житийной литературы… Стены её комнат украшали иконы и картины, написанные на библейские сюжеты» .

Спорным остаётся вопрос о личной жизни царевны Софьи, в частности наличие любовной связи с князем Василием Голицыным . Некоторые авторы отрицают наличие между ними подобных отношений, указывая на то, что князь Голицын был женат и имел детей, таким образом, с точки зрения нравов допетровской Руси, подобные отношения были категорически невозможны .Однако, по словам других историков, несколько сохранившихся писем царевны Софьи показывают её глубокое чувство к Голицыну . Письма были написаны во время второго Крымского похода , весной 1689 года. В них Софья писала Голицыну о своей благодарности Богу за его избавление от опасностей и уверяла в своей неизменной симпатии. Так, в одном из писем она пишет:

«Свет мой, братец Васенька, здравствуй батюшка мой на многие лета… А мне, свет мой, веры не имеетца, што ты к нам возвратитца, тогда веры поиму, как увижю во обьятиях своих тебя, света моего…»

Единственное описание внешности Софьи оставил её современник, французский дипломат Фуа Де ла Нёвилль , побывавший в Москве с августа по декабрь 1689 года и издавший свой мемуар в Париже только в 1698 году. По его словам « она ужасно толстая, у неё голова размером с горшок, волосы на лице, волчанка на ногах, и ей по меньшей мере 40 лет ». Согласно его же свидетельствам: « Её ум и достоинства вовсе не несут на себе отпечатка безобразия её тела, ибо насколько её талия коротка, широка и груба, настолько же ум её тонок, проницателен и искусен » .

Образ Софьи Алексеевны в глазах современников и потомков

В первые годы соправительства Ивана и Петра имя Софьи Алексеевны практически не упоминается в официальных документах . Почти полное отсутствие имени Софьи в официальном делопроизводстве в первые годы соцарствия даже позволило некоторым исследователям утверждать, что Софья формально не получала регентства в 1682 году, но правила неформально, постепенно концентрируя власть в своих руках . Только к 1685 году имя Софьи стало добавляться к именам братьев в царских указах . Скорее всего это было связано с тем, что по этическим нормам того времени Софья не могла действовать публично, но, несмотря на это, по словам исследователей, уже с первых дней соцарствия «её политическое влияние ощущалось повсюду» .

Однако постепенно власть Софьи укреплялась, её начинали прославлять придворные панегиристы. Письменные и устные похвалы её мудрости и добродетели постепенно нарастали и достигли пика к 1686 г., когда был заключён Вечный мир с Польшей . Поэты и литераторы часто отождествляли Софью с Божьей премудростью . Симеон Полоцкий посвятил Софье несколько своих стихотворений, сохранившихся в посвящениях к книгам, подаренным им Софье. В одном из них он пишет :

О благороднейшая царевна София,
Ищеши премудрости выну небесные.
По имени твоему жизнь твою ведеши:
Мудрая глаголеши, мудрая дееши...
Ты церковные книги обыкла читати
И в отеческих свитцех мудрости искати...

В 1686 году братьями Лихудами от имени Славяно-греко-латинской академии была зачитана похвальная речь Софье, начинавшаяся со слов: « Вем же вем Блаженная Государыня, богоизбранная пречестная София Алексиевна…. Ты же, о премудрейшая София, добльственнейшая Иудиф , святейшая Сусанна , целомудреннейшая Девора , — радуйся и веселися, яко венец тебе на небеси уготовася не от камений, многоценных тленных, и привременных, но от божия благодати, и дуси сущия окрест божественнаго престола. Устроен венец тебе и скипетр бысть, зане скиптры отеческая ты София в премудрости и мужестве утвердила еси » . Карион (Истомин) в своих стихотворных панегириках прославлял Софию-Мудрость как строящую, созидающую силу, благоразумную правительницу . Сильвестр (Медведев) в своей речи, обращённой к царевне говорит, что Софья « есть дом солнечный, жилище солнца истинного Христа Господа », сравнивает её с Александром Великим , заявляя при этом, что она превосходит Александра в своём поиске совершенства, которое « богом истинным » воплощено в царевне . Её профили печатали на монетах, её называли благочестивой, милосердной, премудрой и христолюбивой царевной, сравнивали с Пульхерией , Семирамидой , княгиней Ольгой и с « Елисавеф Британской » .

Портрет Софьи в царском облачении, со скипетром и державой в руках, на фоне двуглавого орла. Вокруг портрета выписан царский титул

В последние годы правления Софьи проявляется явное желание её окружения устроить царевне «помазанье на царство» с тем чтобы сделать её самодержавной правительницей, равной по статусу её братьям. С этой целью рассылались послы в стрелецкие полки, иностранные дворы и к Вселенским патриархам . С 8 января 1686 года имя Софьи Алексеевны стало включаться в царский титул, её официально начали именовать самодержицей . Стали появляться золотые монеты с изображением Софьи , были созданы портреты царевны в полном царском облачении со скипетром и державой в руках на фоне двуглавого орла . Под портретом печатался полный царский титул и стихи о её добродетелях, которыми царевна « царство аки седми столпы укрепила » . Портреты правительницы стали распространяться при помощи специальных политических плакатов. К лету 1689 г. несколько сот плакатов с портретом Софьи были распространены по Москве и посланы за рубеж . Сочинялись поддельные акты о «всенародном и единогласном» избрании Софьи правительницей России в мае 1682 года .

Однако, общество всё же было не готово принять самодержавную женщину-правительницу. По словам И. Е. Забелина, чтобы осуществить задуманное, Софье была необходима « прямая, открытая и притом богатырская, то есть петровская борьба с тем же обществом; борьба, не допускавшая никаких сделок, никаких колебаний, уступок, никаких мирных переговоров ». Он считает, что Софье хватило бы сил выдержать подобную борьбу, однако у неё не хватало веры в необходимость такой борьбы, она была не способна « отступить от заветного постнического идеала » и стремилась отстоять « лишь свою личную свободу », действуя при этом « по византийским образцам » .

После воцарения Петра I образ Софьи подвергся резкой негативизации и оставался таковым на протяжении большей части XVIII века. Все последующие русские авторы описывали правление Софьи Алексеевны исключительно в отрицательных тонах. Их мнение разделяли иностранцы. В своих произведениях они описывали Софью как коварную интриганку, ослеплённую честолюбием и жаждой власти, повергшую государство в хаос и смуту . Однако к концу XVIII века негативный образ Софьи Алексеевны начал постепенно пересматриваться. Так, Екатерина II в одном из своих сочинений писала, что Софье « не была отдана должная справедливость ». По её словам « она [Софья] в течение нескольких лет руководила делами государства со всей проницательностью, какой только возможно желать. Глядя на дела, прошедшие через её руки, нельзя не признать, что она была весьма способна царствовать » . В свою очередь Карамзин считал, что Софья « есть одна из великих женщин, произведённых Россиею » и замечал, что « по уму и свойствам души своей [она] достойна была называться сестрою Петра Великого » . Н. Г. Устрялов называл Софью «русской Пульхерией », отмечая при этом такие черты её характера как властолюбие и жестокость . С. М. Соловьёв называл Софью « примером исторической женщины, освободившейся из терема, но не вынесшей из него нравственных сдержек и не нашедшей их в обществе » . По словам Е. Ф. Шмурло « Софья первая пробила брешь в той стене, за которой, замурованные, сидели наши прабабушки; она первая вывела их из терема, указав путь, идя по которому русская женщина стала теперь, по широте и глубине своего образования, по интенсивности своих духовных стремлений, одной из первых женщин мира » .

В искусстве

  • И. И. Лажечников. « Последний Новик ». Исторический роман о вымышленном сыне Софьи и Голицына (1831—1833).
  • А. Н. Майков. « » (1867).
  • В. С. Соловьёв. «Царь-девица» (1878).
  • Е. П. Карнович. «На высоте и на доле: Царевна Софья Алексеевна» (1879).
  • А. Н. Толстой. «Пётр Первый» (1934).
  • М. И. Цветаева. « » (1920).
  • Н. М. Молева. «Государыня — правительница Софья» (2000).
  • Р. Р. Гордин. «Игра судьбы» (2001).
  • Т. Т. Наполова. «Царица-мачеха» (2006).
  • Анатолий Брусникин « Девятный Спас » (2007)

Кинематограф

Примечания

  1. Акты исторические, собранные и изданные Археографической комиссией (1676—1700). — СПб., 1842. Т. V. — С. 163. № 102.
  2. . Дата обращения: 24 мая 2015. 6 сентября 2019 года.
  3. от 6 апреля 2020 на Wayback Machine . // Составилъ В. Дурасов. — Ч. I. — Градъ Св. Петра, 1906.
  4. М.Д. Хмыров . Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови. - СПб. 1870 г. № 179. Софья Алексеевна. стр. 76.
  5. Bushkovitch P. Peter the Great: The Struggle for Power, 1671—1725. Cambridge University Press, 2001. P. 138. ISBN 978-0-521-80585-8 .
  6. Дневник зверского избиения бояр в столице в 1682 году и избрания двух царей Петра и Иоанна [Пер. А. Василенка] // Рождение империи. — М.: Фонд Сергея Дубова, 1997. — С. 9-20.
  7. . Дата обращения: 24 июня 2013. 5 октября 2014 года.
  8. Панченко А. М. от 8 января 2014 на Wayback Machine . — ИРЛИ РАН . — 2006—2007.
  9. См. Хронология русско-французских отношений
  10. Дядька — официальная должность наставника, воспитателя при малолетнем царе или царевиче.
  11. 30 мая 2008 года.
  12. / Робинсон А.Н.. — М. : Наука, 1982. — С. 93. 15 мая 2021 года.
  13. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  14. Фортунатов В. В. 3.7.5. Как царевна Софья Алексеевна стала «зазорным лицом» // Российская история в лицах. — Питер, 2009. — ISBN 978-5-388-00305-8 .
  15. Молева Н. М. Московские загадки : литературные ростки : Пушкин, Грибоедов, Гоголь, Тургенев, царевна Софья и другие. — М. : АСТ : Олимп, 2008. — 379 с. : ил., портр. — ISBN 978-5-17-046352-7 (АСТ). — ISBN 978-5-7390-2101-4 (Олимп).
  16. , с. 218—221
  17. Шмурло Е. Ф. от 17 декабря 2018 на Wayback Machine : в 3 томах. — Прага, 1931—1935.
  18. Забелин И. Е. / О. А. Платонов. — М. : Институт русской цивилизации, 2014. — С. 206. — ISBN 978-5-4261-0057-2 . 29 апреля 2018 года.
  19. , с. 57
  20. , с. 223—224
  21. Дата обращения: 14 декабря 2018. 24 февраля 2020 года.
  22. Забелин И. Е. / О. А. Платонов. — М. : Институт русской цивилизации, 2014. — С. 225. — ISBN 978-5-4261-0057-2 . 29 апреля 2018 года.
  23. , с. 225
  24. , с. 76, 133
  25. Балязин В. Н. . — Олма-Пресс, 1999. — Т. 1. — С. 102. — ISBN 9785224001736 .
  26. ДЕ ЛА НЕВИЛЛЬ от 15 декабря 2018 на Wayback Machine
  27. Панченко А. М. // ТОДРЛ : книга. — М., Л., 1965. — Т. 21 . — С. 65—73 . — ISSN . 16 декабря 2018 года.
  28. Hughes L. (англ.) // : журнал. — 1986. — No. 28 . — P. 267, 281 . — ISSN . 17 декабря 2018 года.
  29. Богданов А. П. от 31 августа 2017 на Wayback Machine // Исследования по источниковедению истории СССР дооктябрьского периода: сборник статей / Академия наук СССР, Институт истории СССР; отв. ред. Б. Г. Литвак. М., 1987. С. 129.
  30. Богданов А. П. от 23 сентября 2016 на Wayback Machine / Российская академия наук, Институт российской истории; отв. ред. Н. А. Соболева. М., 1993. С. 78—79.
  31. , с. 107
  32. Богданов А. П. . — ВЕЧЕ, 2008. — С. 44. — ISBN 978-5-9533-2310-9 .
  33. Сменцовский М. Н. Братья Лихуды. СПб., 1899. Приложение. Лермонтова Е. Похвальное слова Лихудов царевне Софье Алексеевне 17 сентября (ок. 1686 г.) // ЧОИДР. 1910.
  34. Замалеев А. Ф. Лекция 6. Русское просветительство на рубеже нового времени // . — М. : Магистр, 1996. — ISBN 5-89317-002-4 . 16 декабря 2018 года.
  35. от 14 декабря 2018 на Wayback Machine // Памятники культуры: новые открытия. Письменность, искусство, археология. Ежегодник, 1982. Л. : Наука. 1984.
  36. Пушкарёв Л. Н. / Отв. ред. А. И. Клибанов . — М. : Наука , 1982. — С. 194—195. — 6900 экз. 17 декабря 2018 года.
  37. , с. 281
  38. Лавров А. С. . — Археографический центр, 1999. — С. 148—149. — ISBN 978-5-88253-035-7 .
  39. Богданов А. П. Премудрая Царевна Софья. Власть и политика // В тени Великого Петра. — Армада, 1998. — 336 с. — ISBN 5-7632-0685-1 .
  40. Алексеев В. П. . — Дебрянск, 1992. — С. 42. — ISBN 978-5-7278-0100-0 .
  41. Соколова Е. С. от 16 декабря 2018 на Wayback Machine // Genesis: исторические исследования. — 2017. — № 2. — С. 55—84. DOI: 10.7256/2409-868X.2017.2.17810.
  42. Мангилёв П. И. , прот. от 20 мая 2022 на Wayback Machine // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2015. — № 2 (10). — С. 165—169.
  43. Ровинский Д. А. . — Типография императорской академии наукъ, 1872. — С. 10.
  44. Богданов А. П. . — М. : Политиздат, 1990. — С. 270. — ISBN 5-250-00765-1 .
  45. , с. 327—328
  46. Каррер Д' Анкосс Элен. Антидот императрицы Екатерины Второй // . — ОЛМА Медиа Групп, 2005. — С. 283. — ISBN 9785224046225 . 17 декабря 2018 года.
  47. Карамзин Н. М. Критика. Пантеон российских авторов // . — Москва-Ленинград: Художественная литература, 1964. — Т. 2. 17 декабря 2018 года.
  48. Устрялов Н. Г. . — СПб. : Тип. II-го Отделения Собств. Его Имп. Вел. Канцелярии, 1858. — Т. 1. 22 декабря 2018 года.
  49. Соловьёв С. М. // История России с древнейших времён ( ) : в 29 т. . — СПб. : Изд. Товарищество «Общественная польза», 1851—1879. — Т. 14.

Литература

На русском языке
  • // / Сост. и ред. А. П. Богданов . — М. : Современник , 1990. — С. —44. — ISBN 5-270-00708-8 . (в пер.)
  • Василенко Н. П. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  • Костомаров Н. И. История России в жизнеописаниях её главнейших деятелей. Гл. 13. Царевна Софья
  • Соловьёв С. М. [militera.lib.ru/common/solovyev1/14_01.html История России с древнейших времён. Т. 14, гл. I, II.]
  • Лавров А. С. Регентство царевны Софьи Алексеевны. Служилое общество и борьба за власть в верхах Русского государства в 1682—1689 гг. — М. : Археографический центр, 1999. — 304 с. — 1000 экз. ISBN 5-88253-035-0 . (в пер.)
  • Помяловский М. // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. М. , 1896—1918.
  • Седов П. В. Закат Московского царства. Царский двор конца XVII в. — СПб., 2006.
  • Богданов А. П. Гравюра как источник по истории политической борьбы в России в период регентства Софьи Алексеевны (вопросы происхождения) // Материалы XV Всесоюзной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс». Серия «История». — Новосибирск, 1977. — С. 39—48.
  • от 17 ноября 2017 на Wayback Machine . — Ч. 1. — СПб.: Шнор, 1787. — С. 111—229.
  • Хьюз Л. Царевна Софья / пер. с англ. и науч. ред. . — СПб. : Гранд, 2001. — 416 с. — ISBN 5-9204-0002-1 .
  • Царевна Софья. — М. : Молодая гвардия , 2015. — 368, [32] с. — ( Жизнь замечательных людей ; вып. 1730 [1530]). — 3000 экз. ISBN 978-5-235-03820-2 . (в пер.)
  • Энциклопедия царей и императоров. Россия IX — XX века. Изд: Рооса. 2007 г. Правительница Софья Алексеевна. стр. 175-178. с иллюст. ISBN 978-5-91926-025-7.

На иностранных языках


Источник —

Same as Софья Алексеевна